МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Роль толковых, фразеологических, орфоэпических словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования».



Станицына Наталия Петровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Буденновская СОШ
Урюпинского района
Волгоградской области
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ТЕМА : «Роль толковых, фразеологических, орфоэпических словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования».
Актуальность
Одна из основных целей изучения русского языка в школе, по определению ФГОС, - это овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста). Поэтому в целях реализации ФГОС перед школьниками и педагогами образовательных учреждений ставятся задачи, направленные на формирование культуры работы со словарями, потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебно-познавательных задач.
Словари - чрезвычайно важный источник активизации познавательной деятельности учащихся при изучении русского языка. Словарь должен органично войти не только в учебный процесc , но и в жизнь ученика.
Но в реальной действительности школы словари, к сожалению, используются недостаточно, в результате чего учащиеся не проявляют должного интереса к словарям, обращаются к ним лишь эпизодически.
В связи с этим возникает проблема методики работы со словарями. Чрезвычайно важной стороной в разработке этой методики является внимание к выделению таких проблем и созданию таких ситуаций, при которых обращение к словарям для обучающихся было бы необходимым и интересным, - ситуаций, воспитывающих органическую тягу к словарям.
Педагогическая проблема.
Какими педагогическими методами, средствами достигается формирование потребности использования лингвистических словарей на уроках русского языка.
Цель работы: формирование потребности, умения и желания работать с толковыми, фразеологическими и орфоэпическими словарями.
Задачи:
1.Воспитание потребности пользоваться толковыми, фразеологическими и орфоэпическими словарями, знакомство с их разновидностями, особенностями и предназначением.
2.Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Чтобы реализовать речевой аспект изучения лексики в школе, авторы УМК под редакцией В.В.Бабайцевой большое внимание уделяют работе учащихся с толковыми словарями. Но данная работа продолжается также при изучении грамматики, на занятиях по развитию речи, на вводных беседах о русском языке в соответствии с темами, которые определены рабочей программой, на дополнительных занятиях и консультациях по подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Предлагаем систему упражнений в 5-11 классах с использованием толковых словарей.
При выполнении упражнений 446, 449, 521, 743, 746, 834, 840, 841, 890 в 5 классе предлагается учащимся обратиться к толковому словарю за выяснением значения непонятных слов. Упражнение 531 предполагает работу со словарной статьей слова «подноготная» для выяснения морфемного состава слова и его написания. Упражнения 532 и 533 заставляют сравнить значения слов город и огород, цирк и циркуль.Задание упражнения 608 отправляет учащихся к толковому словарю для выяснения значения слов заря, зорька, зарница, озарение с целью выявления, что данные слова являются родственными, и запоминания чередующихся гласных в корнях -зар- -зор-.
Упражнениея 736, 836 знакомит учащихся с «Толковым словарём живого великорусского языка В.И.Даля» через выяснение смысла пословиц о русском слове и языке. При изучении приставок при- и пре- предлагается задание (упр. 753): обратиться к «Школьному толковому словарю русского языка» для выяснения значения слов с данными приставками. Упражнения 758, 811, 913 содержат словарные статьи из толковых словарей и учат работать с различными пометами (переносное значение, специальные слова). Упражнения по систематизации и обобщению изученного по культуре речи предполагают самостоятельную работу с толковым словарём по нахождению в нём омонимов, многозначных и однозначных слов (упр.1036), составлению сообщений о «Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля» (упр.1038), учат сопоставлять паронимы.
Большое внимание на уроках развития речи в 5 классе уделяется работе с толковым словарём. С интересом ученики работают на уроке по теме « Наш помощник – толковый словарь». В учебнике Е.И.Никитиной «Русская речь» предлагаются различные виды работы: самостоятельное составление словарной статьи, подбор слов по определенной теме («Кто быстрее?»), составление кроссвордов с использованием словаря.
В 6 классе (упр.61) для выяснения значения глаголов, которые не употребляются без не, используется «Школьный толковый словарь русского языка» с целью запоминания данных слов. При изучении темы «Наречие» (упр. 485) обращаемся к словарю для выяснения значения слов. Упражнение 505 предполагает работу со словарными статьями «Школьного толкового словаря русского языка», где используются наречия с приставкой не. Для правильного употребления и написания слов вовремя и во время предлагается задание упражнения 531: выпишите из «Школьного толкового словаря русского языка» предложения, в которых употребляются данные слова. Упражнение 579 предполагает нахождение в толковом словаре наречий, имеющих стилистические пометы. В упражнении 741 помещены паронимы, значение которых учащиеся выясняют в «Школьном толковом словаре русского языка».
В 7 классе продолжается работа по выяснению значений слов в «Школьном толковом словаре русского языка», например, в упражнении 2 предлагается сравнить историческое значение слова «победа» с современным значением этого слова. При изучении темы «Причастие» даны задания по выявлению значений некоторых слов (упр.46). Упражнение 64 предполагает выяснение значений причастий- паронимов в «Школьном толковом словаре русского языка». Решение орфографической задачи «в каком случае в корне слова разв…вающиеся пишется е, а в каком и» (упр. 83) требует обращения к «Школьному толковому словарю русского языка» с целью выяснения значений данных слов. Уроки обобщения изученного в 7 классе предлагают обратиться к «Школьному толковому словарю русского языка» для выявления лексического значения слов, имеющих общее грамматическое значение предмета (упр. 496), для толкования значений слов-паронимов (упр.497),для объяснения значений слов различных частей речи (упр.499), для выбора правильной формы рода имён существительных (упр. 518).
Задания упражнений 7,8 в 8 классе обращают к «Школьному толковому словарю русского языка» для характеристики слов с точки зрения употребительности, стилистической окраски, происхождения, однозначности и многозначности. При изучении темы «Сказуемое» предлагается работа со словарной статьей глагола быть (упр. 117) для выявления значения этого слова в роли сказуемого. Упражнение 136 направлено на выяснение лексического значения заимствованных слов, а упражнение 438 предполагает выяснение значения устаревшего слова «первопрестольный». Задания упражнений 449, 452 заставляют учащихся находить слова с переносным значением с помощью «Школьного толкового словаря русского языка».
В 9 классе на уроках русского языка продолжается работа с толковыми словарями. Выполняя упражнения 60, 207, 215, 280 , обращаемся к ним с целью выяснения лексического значения непонятных слов. Задания упражнения 114 предлагает обратить внимание на стилистические пометы слов перечить, чтить, матерь. Упражнения 138,320 обращаются к толковому словарю с целью работы над многозначными словами земля, мягкий, корень. Упражнение 321 предполагает работу со словами-паронимами.
Задания упражнений в учебнике А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой в 10-11 классах помогают в подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Толковые словари выясняют значения непонятных слов в упражнениях 173, 174, 177, 240, 242, 265. Упражнение 62 предлагает работу над лексическим значением слов-паронимов. В выполнении заданий упражнения 67 толковый словарь поможет определить происхождение слов, упражнения 152 – выявить основное и переносное значение слов кубышка, туман, лететь. Упражнения 150,243,245 предполагают выяснение значений просторечных, разговорных и общеупотребительных слов. Определить лексическое значение слов, находящихся за пределами литературного языка (упр.154), с целью выявления их роли в данном тексте помогут словарные статьи толкового словаря. Используя толковые словари (упр. 167), учащиеся объяснят историческое родство данных слов (маневр-манера). Упражнения 254,257 предполагают работу над значением тропов и стилистических фигур.
Изучение фразеологии в школе – одно из средств повышения культуры речи учащихся. Фразеологические обороты лаконизируют речь, делают её меткой, образной, выразительной, придают ей эмоционально-экспрессивную окрашенность. Для того чтобы изучение фразеологии было эффективным, работу с устойчивыми сочетаниями слов необходимо проводить в системе на продолжении всего курса русского языка, постоянно усложняя её от класса к классу. Разнообразные упражнения по фразеологии, воспитывающие у учащихся наблюдательность, внимание к использованию в речи различных языковых средств, проводятся с использованием различных фразеологических словарей. Попробуем показать, как в УМК под редакцией В.В. Бабайцевой ведется работа по использованию фразеологических словарей при изучении различных тем.
Материал 5 класса по теме «Фразеологизмы» предполагает ряд упражнений с использованием фразеологических словарей. Например, упражнения 847,848,849,850 ,852,853,854 знакомят учащихся со структурой фразеологических словарей, заставляют обращаться к словарным статьям для выяснения значений фразеологических оборотов и стилистических особенностей фразеологизмов. Упражнение 855 рассчитано на исследовательскую работу о фразеологическом обороте на одну из тем по выбору с обязательным использованием фразеологизмов («История одного фразеологизма», «Фразеологизмы - свидетели истории народа»). Фразеологический словарь будет использован и в конце учебного года на уроках обобщения изученного. Материал упражнения 1042 предполагает самостоятельную работу с данным словарем для исправления ошибок в построении фразеологизмов.
Урок развития речи в 5 классе «Почему мы так говорим?» построен на работе с использованием «Школьного фразеологического словаря». Упражнение 220 заставит заглянуть во фразеологический словарь за поиском фразеологизмов, значение которых даны в упражнении. Задания упр.224,225,226,227,228, предлагают вспомнить литературные сказки, басни И.А.Крылова, в которых встречаются фразеологические обороты, и обратиться к словарю за выяснением значений непонятных выражений.
В 6 классе при изучении темы «Глагол» продолжается работа с фразеологическим словарем. При выполнении упр.82,236,673 можно обратиться к словарю для выяснения значения фразеологизмов. Тема «Имя числительное» дает богатые возможности для работы по фразеологии. Например, задание по нахождению в словаре фразеологических оборотов с использованием числительных развивает интерес к самостоятельной работе со справочной литературой. Упр. 394 предполагает подбор к фразеологизмам синонимов и синонимических сочетаний. Необходима работа с фразеологическим словарем и при изучении темы «Наречие». Упр. 545 предлагает подобрать к фразеологизмам синонимы-наречия и найти в словаре фразеологизмы-синонимы и антонимы. При изучении темы «Возвратное местоимение» предлагается задание : «Кто больше вспомнит фразеологических оборотов с местоимением «себя» и найдет их в словаре.
Уроки в 7 классе по теме «Деепричастие» обращают учащихся к фразеологическому словарю. Задание «Кто больше подберет фразеологических оборотов с деепричастием» активизирует работу со словарём. При самостоятельном выполнении упр.249,2550 учащиеся заменяют фразеологизмы с деепричастиями синонимами и антонимами, при этом используя фразеологический словарь. Упр.375 учит разделять фразеологизмы на группы: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания. Поэтому уместно задание по нахождению в словаре данных сочетаний слов. Упражнения 417,418 (тема «Частица») отправляют учеников в словарь за нахождением значений устойчивых сочетаний (во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, откуда ни возьмись).
В 8 классе при изучении синтаксиса простого предложения особая роль отводится устойчивым сочетаниям, которые выполняют роль сказуемого в предложении (упр.133,137). Предлагается найти примеры таких сочетаний в словаре. При выполнении упр.267, 309 необходимо обратиться к словарю для выяснения значений фразеологизмов.
В 9 классе на уроках повторения изученного в начале года используется задание по нахождению во фразеологическом словаре фразеологизмов, в состав которых входят слова, сохранившие форму деепричастий (упр.18). Упражнение 136 предлагает найти в словаре значение фразеологизма «геркулесовы столпы». Чтобы выполнить лексико-фразеологический разбор предложений из упр.70, ученикам необходимо обратиться к фразеологическому словарю. В упражнениях 71,72,293 дано задание – подбор синонимичных слов или оборотов к фразеологизмам с обращением к словарю. Упражнение 280 предлагает сравнить значения фразеологизмов, найденных в словаре.
При проведении недели русского языка и литературы ярким событием в нашей школе бывает «Праздник Фразеологизмов», который также предполагает работу с фразеологическими словарями. Для подготовки к празднику пятиклассники составляют список фразеологизмов и крылатых слов: исторических, библейских, из греческой и славянской мифологии, из произведений А.С.Пушкина и И.А.Крылова. Учащиеся повторяют пословицы о труде и лени, о знании и невежестве, о хлебе, дружбе, о чертах характера. С помощью словарей обучающиеся выясняют значения пословиц и фразеологизмов с устаревшими словами, ищут и запоминают фразеологические сочетания, в составе которых есть слова рука, нога, нос, ухо, голова, язык, глаз. При помощи фразеологического словаря готовят вопросы соперникам, выполняют творческое домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к фразеологизму. Также на занятии по подготовке к празднику ребята готовят рисованные викторины, плакаты, рисунки, которые будут использоваться в различных конкурсах.
На празднике ученики выполняют различные увлекательные задания:
«Найди пару»: ребята ищут половину своей пословицы.
Аукцион слов ум, вода, голова, один, дело: произнести фразеологизмы с данными словами.
Рисованная викторина: на плакатах нарисованы комар, мышь, свинья, курица, кот, рак, бык; вспомнить фразеологизмы, связанные с данными представителями животного мира.
«Поле чудес»: на игровом поле лежат разные предметы (камень, горошек, ступа, решето, шляпа, рог, лыко) , крутится вертушка, играющие должны назвать фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала стрелка вертушки.
Пантомима: угадать фразеологизмы, объяснить их значения (спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, кричать во всю ивановскую).
Суперигра: объяснить значение и происхождение фразеологизмов у чёрта на куличках, ахиллесова пята, знать на ять, показать кузькину мать.
Сведения по орфоэпии не только повышают произносительную культуру учащихся, но и содействует выработке грамотного письма. Материал по орфоэпии, содержащийся в учебниках УМК под редакцией В.В.Бабайцевой, способствует преодолению диалектного произношения, которое встречается в речи школьников сельской местности, а также преодолению неправильного произношения, обусловленного влиянием орфографии. Этому в значительной степени помогают орфоэпические словари.
Изучая в 5 классе тему «Понятие о литературном языке», ученики знакомятся с произносительными нормами русского языка. Этому способствует материал упр. 376, где обучающиеся знакомятся с орфоэпическим словарем, его структурой и учатся произносить слова в соответствии с нормой произношения (красного, чего, что, средства, модель, понял). Материал упр.404 мы используем для ролевой игры «Я - диктор школьного радио», в которой ученики учатся произносить слова в соответствии с нормами, обращаясь за помощью к орфоэпическому словарю. Используя словарь, ученики расставляют ударения в словах упр.408 (медикаменты, звонит, граждане, процент, свёкла и др.). Изучая тему «Склонение имен существительных во множественном числе», обращаемся к словарю для выполнения упр.906, где предлагается проверить, в каких из данных слов допускаются формы множественного числа в двух вариантах (шофёр, офицер, договор, слесарь, адрес, голос, прут, перо, друг). Уроки по систематизации и обобщению изученного по культуре речи предполагают обращение ко многим типам лингвистических словарей, в том числе и орфоэпическому. Так, упр. 1028 содержит теоретический материал по лексикографии. После знакомства с ним предлагается работа со словарями. В орфоэпическом словаре учащиеся должны расшифровать пометы, чтобы получить представление о правильном произношении слов. (Компьютер, -а, мн. –ы, -ов (тэ). А произношение слов из упр.1030 проверяется по орфоэпическому словарю.
При изучении темы «Глагол» в 6 классе продолжается работа с произносительными нормами. Выполняя упр. 129 и 130, учащиеся используют орфоэпический словарь для постановки ударения в глаголах прошедшего времени (понял, поняла, поняло, поняли). Творческое задание упр.163 (составить диалог – разговор по телефону) учит правильно образовать разные формы глагола, обращаясь к словарю ( звонить, звоним, звонит). На уроках повторения в конце года также предлагаются задания с использованием словарей: правильно произнести звуки и ударения в словах (ателье, партер, шинель; балую, щавель, изобретение, статуя и др.)
Изучая причастия в 7 классе (упр. 51,169,172,178,195), обучающиеся обращаются к орфоэпическому словарю при произношении слов стучащий, любящий, лечащий, звонящий, изогнутый, созданный, премированный. На уроках повторения в конце года систематизируются задания по орфоэпии на примере слов из упражнения 493. Орфоэпический словарь помогает правильно расставить ударения и произнести звуки в словах (красивее, инженеры, намерение, статуя, повторишь; партер, диспансер, академия, кофе, музей и др).
Материал упражнений в 9 классе также предполагает работу с орфоэпическим словарём. В упр.174,211 предлагается задание: произнести слова в соответствии с орфоэпическими нормами (цыган, резолюция, романтизм, национальный и др).
Из опыта нашей работы мы предлагаем материал для проведения внеклассного мероприятия «В гостях у словарей» (инсценировка заседания словарей). Учащиеся, исполняющие роли словарей, готовятся с помощью учителя, работая с соответствующими словарями: толковым, фразеологическим, орфографическим, орфоэпическим, словарём синонимов, словарём антонимов. Выступления учащихся от имени словарей, направляемые и координируемые учителем-ведущим, который предлагает проанализировать слово правда с разных сторон.
Работа со словарями в игровой форме:
1.«Справочное бюро». Выбери слово, соответствующее лексическому значению : колорит, компонент, комфорт, компромисс («составная часть чего-либо»);
Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать («сплотить кого-либо для усиления деятельности»);
2. «Следствие ведут знатоки». Определи, в каких значениях употребляется в тексте слово угол.
«Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила: «Марш в угол!» Я шёл, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным.» (Б.Слуцкий)
3. «Кто больше?» Подбери синонимы к словам грустить, известить, пугаться, есть.
Подведение итогов (учитывается не только правильность ответов, но и быстрота работы со словарями).
Перспективное задание: составление несуществующего словаря на одну из тем:
-словарь моих любимых слов,
-словарь самых важных (главных) слов,
-спортивный словарь,
-школьный словарь,
-словарь добрых слов,
-словарь вежливых слов.
Выводы
Проанализировав систему упражнений с использованием толковых, фразеологических, орфоэпических словарей, мы пришли к выводу, что каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная задача в работе со словарями – содействовать обогащению словарного запаса учащихся, сделать их речь грамотной, культурной. Работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку. Поэтому необходимо систематически, как можно чаще обращаться к различным видам словарей на уроках русского языка, внеклассных мероприятиях, чтобы выработать потребность в обращении к словарям и другой справочной литературе. Формирование умений пользоваться словарём, читать словарную статью, выработка потребности постоянно обращаться к словарю связаны с воспитанием бережного отношения к языку, чуткого внимания к слову. Это позволит реализовать задачи, поставленные ФГОС.
Литература Алабугина Ю.В. Толковый словарь русского языка для школьников. М.: «Астрель» - 2010
Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Фразеологический объяснительный словарь русского языка. М.: «Эксмо»- 2009
Введенская Л.А., Баранов М.Т. Лексика и фразеология русского языка. Программы факультативных курсов. М.,1990.
Введенская Л.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.: ИКЦ «МарТ» - 2006
Григорьев Д.С., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М., 2011.
Даль В. И. Толковый словарь русского языка. М.: «Эксмо» - 2012
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личность гражданина России. М.,2011.
Зелинская С.Г., Гализина Т.А. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов. РЯШ №2 1993.
Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2010.
Косолапкова А.А. Обобщающий урок «В гостях у словарей». РЯШ №2 1992.
Красина Л.А. Словари – наши друзья. Воронеж, 2004.
Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка для школьников. Екатеринбург «У-Фактория» - 2008
Михайлова О.А. Орфоэпический словарь. Словарь синонимов и антонимов. М.: «Астрель» - 2011
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». М., 1999.
Сергеев В.Н. «Словари – наши друзья и помощники». М., 1999.
Субботина Л.А. Фразеологический словарь для школьников. М.: «Астрель» - 2010
Субботина Л.А. Фразеологический словарь для школьников. М.: «Астрель» - 2010
Школьный толковый словарь русского языка М.: «Центрополиграф» - 2010
Универсальный словарь по русскому языку. СПб.: ИГ «Весь» - 2009
Ушаков Д. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта – Принт.: Дом XXIвек – 2009
Федорова Т.Л. Фразеологический словарь русского языка. М.: «Лад Ком» - 2011
Фразеологический словарь. М.: «Эксмо» - 2013