Аналитическая справка по результатам профориентационного анкетирования в 10-х классах МБОУ «Гимназия»


Аналитическая справка по результатам профориентационного анкетирования в 10-х классах МБОУ «Гимназия»
в январе 2017 г.
Общие сведения о классах, участвующих в мониторинге:
КЛАССЫ 10А 10Б 10В
Общее количество учащихся, участвовавших в мониторинге 25 24 26
Размах возраста учащихся
(указать минимальный и максимальный) 16 16 16
Целью данного анкетирования является определение степени готовности к профессиональному самоопределению и сформированности профессиональных планов учащихся 10-х классов.
Изучение профессиональных намерений выпускников включает следующие задачи:
1.Активизация позиции выпускников в процессе профессионального выбора;
2.Отслеживание профессиональных планов выпускников и выявление
основных тенденций;
3.Отслеживание уровня готовности выпускников школы к профессиональному выбору в современных условиях
4.Выявление мотивов выбора профессии и факторов влияния.
Для проведения исследования была использована Анкета по профориентации для старшеклассников. В ходе мониторинга было обследовано 75 учащихся 10 классов МБОУ «Гимназия». Анализ полученных данных показал следующие результаты:
Составление личного профессионального плана старшеклассников находится на достаточно проработанной стадии, когда количество выбравших профессию на данный момент составляет 64 человека, т.е. 85% из общего числа.

Основные этапы на пути к своей профессиональной мечте выделяют (66ч.)88%.

На вопрос «Что ты знаешь о своей будущей профессии?» учащиеся сообщают о предмете, содержании и условиях труда в (61ч.)81% случаев. О профессионально важных качествах имеют представление (59ч.)79%. Они же имеют представление, где можно получить выбранную профессию, имеют адекватное представление о востребованности профессии

На вопрос «Что повлияло на твой выбор?» учащиеся отвечают:

О своих проблемах, которые могут помешать поступлению в учебное заведение, задумываются (41ч.)55% выпускников. Собираются работать над собой и готовиться к профессии (62ч.)83%. (51ч.)68% считают, что есть возможные обстоятельства, которые могут помешать в реализации профессиональных планов. Собираются предпринимать усилия по преодолению внешних препятствий при этом (52ч.)69%. Резервные варианты на случай неудачного поступления имеют (66ч.)88%. Уже сейчас предпринимают усилия для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее избранное учебное заведение (63ч.)84%. Свою готовность к построению личного профессионального плана учащиеся отмечают (52ч.)69%.
Далее учащимся предлагалось отметить факторы, которые оказали влияние на выбор области будущей профессиональной деятельности:
Учащимся предлагалось отметить факторы, которые оказали влияние на выбор области будущей профессиональной деятельности. Учащиеся отмечают, что наибольшее значение для выбора области профессиональной деятельности имеет привлекательность будущей профессии – (63ч.)84%, желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении – (62ч.)83%, примеры и опыт людей и знакомых – (54ч.)72%. На вопрос «какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии» учащиеся ответили:
Возможность профессионального роста, успешной карьеры – (64ч.)85%
Достаточная престижность профессии – (51ч.)68%
Достойный уровень оплаты труда – (72ч.)96%
Следующим вопросом в исследовании было определение мотивов выбора профессии.
Исследование показало, что преобладают мотивы:
1) материальное благополучие, желание заработать – (74ч.)99%;
2) стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия – (42ч.)56%.
Следующая составляющая профессионального плана старшеклассников – это выбор учебного заведения. После окончания школы (75ч.)100% выпускников 10-х классов ориентированы на получение профессионального образования через поступление в вуз, техникум или профессиональное училище. (62ч.)83% 10-классников планируют поступить в высшие профессиональные образовательные учреждения, (13ч.)17% - в техникумы и колледжи, (10ч.)13% - будущих выпускников не определились с выбором учебного заведения.Рекомендации классным руководителям и педагогу-психологу:
1.Продолжать профориентационную работу с будущими выпускниками по самоопределению и выбора специального учебного заведения для продолжения профессионального обучения.
2. Проводить профконсультирование «В мире профессий».
3. Помочь выпускникам окончательно выбрать профессию в реальных условиях.
4. Объяснить сомневающимся учащимся возможности и перспективы предлагаемых профессий.
5. Проследить наличие – отсутствие медицинских противопоказаний к выбранным профессиям.
6. Познакомить воспитанников с требованиями рынка труда.
7. Организовать образовательный процесс как гибкую систему, адаптированную к различным ситуациям личностного развития и создающую необходимое пространство для творческого и профессионального саморазвития.
8. Знакомство с различными профессиями и специальностями для определения подростком своего будущего.
9. Определить систему педагогических и психологических воздействий на учащихся, выбравших будущую профессию без учета реальных возможностей с целью их переориентации.
10. Актуализация знаний и представлений школьника о каждой из предпочитаемых профессий, установление соответствия способностей подростков и возможностей требованиям, которые предъявляет профессия к человеку.
11. Обсудить с выпусниками значение и необходимость каждой профессии, условия труда и заработной платы, перспективы профессионального роста, требования, предъявляемые профессией личности, соответствие личностных особенностей школьника этим требованиям.
12. Активизировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации и деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
13. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
14. Сформировать положительное отношение учащегося к самому себе, осознание им своей индивидуальности, чувство уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии.
15. Ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
16. Оказать учащимся помощь в соотнесении их интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности.
17. Расширить профессиональные знания. Развить профессиональный интерес.
Педагог-психолог: Семыкина Н.А.