Презентация для выступления на методическом объединении Организация инклюзивного образования детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы
«Организация инклюзивного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы»Выполнила: Панкевич Светлана Олеговнаучитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1 г. Никольское»Тосненский район
Инклюзивное образование – это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений. Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР)
В каждой школе обучаются учащиеся, которым решением ПМПК поставлен диагноз ЗПР или рекомендовано обучение по адаптированной программе для детей с ЗПР (программа школы VII вида) Чаще всего: это дети, проживающие на микроучастке школы; вблизи нет специальных образовательных учреждений; нежелание родителей отдавать своих детей из семьи в интернат, либо в специальные классы.
Длительное пребывание детей с ОВЗ в массовой школе без специального подхода к их обучению и воспитанию может привести к образованию у них вредных привычек: к бездеятельному времяпровождению, лени, дракам, демонстративному поведению, страху перед вызовом к доске, отвращению к учёбе, нежеланию ходить в школу и др.
«Мы должны создать нормальную систему образования, чтобы дети и подростки с ограниченными возможностями могли обучаться среди сверстников, в том числе и в обычных общеобразовательных школах. Это нужно не только им, но и в не меньшей степени самому обществу". Д. А. Медведев
В нашем образовательном учреждении созданы предпосылки для реализации инклюзивного образования: дети с ОВЗ направляются в районную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК); имеются специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, медработник; постепенно, все учителя проходят курсы повышения квалификации по теме «Обучение детей с ОВЗ»;ежегодно, с октября по апрель в учреждении организуется «Школа дошколят». Несколько занятий проводит психолог. Уже на этой ступени можно выявить детей с ОВЗ.
В деятельность учителя (совместно с психологом), работающего в условиях инклюзивного обучения детей с ЗПР входит: диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК;б) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка;в) отслеживание динамики развития ребенка; г) взаимодействие со специалистами и родителями;д) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка;е) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса
Модель инклюзивного образования
Составление календарно-тематического планирования в классе интегрированного обучения для детей с ЗПР и «нормой»№ урокаСодержание учебного материалаХарактеристика деятельности учащихсяКол-во часовДата проведенияКорректировка (Особенности изучения темыVII вид)
Составление поурочного планирования в классе интегрированного обучения для детей с ЗПР и «нормой»№ п/пЭтапы урокаПримечания (для детей с ЗПР)1Мобилизация внимания учащихсяЗапись числа, настрой на работу2Проверка домашнего заданияконтроль детей3Актуализация знанийПостроить незамкнутую самопересекающуюся ломаную ABCDПостроить ломаную EFKM , замкнутую и несамопересекающуюся. Построить ломаную ABCD (облегченное задание)4Закрепление изученного материалаРешение задач№ 107 (на доске)№ 108 (самостоятельно) Составление краткой записи
1-я группа- ученики с высокими учебными способностями2-я группа – учащиеся со средними учебными способностями3-я группа –учащиеся с низкими учебными способностямиДифференцированный подход представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы
1группа (сильная)2 группа(средняя)3 группа(слабая)МАТЕМАТИКАЗАДАЧА. У Маши – 6 карандашей, а у Юли- 3. Сколько всего карандашей у девочек?Составь краткую запись.Реши задачу. Составь две задачи обратные данной.Составь краткую запись.Реши задачу.Составь задачу, обратную даннойСделай рисунок и запиши решениеРУССКИЙ ЯЗЫКСловарь. М…шина, р…бята, к…р…ндаш, т…традь, з…вод, уч…ник, яг…даНапиши слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы. Найди в словах другие орфограммы и объясни их написания.Напиши слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.Спиши слова, вставь пропущенную букву.Проверь себя по словарюПример выполнения заданий:
Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися К.Д. Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания и отмечал, что «…личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие гигиенические факторы»
Источники:1. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc2. Новикова Л. И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. // Начальная школа, № 1, 2002. 3. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования: Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 // Вестник образования. – 2005. - №13-14.4. Особенности психического развития детей 6 – 7 – летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. А. Венгера. – М., 1988.5. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Минобразования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06