Открытый урок технологии по теме Что узнали? Чему научились? . Аппликация Одуванчики.


Урок технологии во 2 – Г классе
Учитель начальных классов: Юсуфова С.С.
Тема: «Что узнали ? Чему научились?» Аппликация «Одуванчики».
Цель: обобщить и закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии; расширять представления детей о времени года – весне, её признаках, о первых весенних цветах; закрепить умение работать по шаблону, правила безопасной работы на уроках технологии; развивать восприятие окружающего мира, познавательные и творческие способности детей; учить изготавливать цветы из салфеток и наклеивать в соответствии с замыслом; развивать мелкую моторику рук, навыки и умения ручного труда, словесно-образное мышление, интегрированную связь с окружающим миром, чтением, развитие активного словаря; воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы, умение работать в коллективе, побуждать учеников делать подарки своими руками и преподносить их не только на знаменательные даты, но и просто для того, чтобы выразить свои добрые чувства.Оборудование: интерактивная доска, образцы аппликаций, картины по теме урока (одуванчик, весенние цветы и деревья), искусственный букет из одуванчиков, толковый словарь
Ход урока:
I. Организационный момент
Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, картон и клей
Проверь на месте поскорей.
Не забудь и про салфетку.
В порядке вещи содержи.
- Все готовы? Молодцы!
II Актуализация знаний
– Рассмотрите работы, в какой технике они выполнены? Ребята, а кто из вас знает, что такое аппликация ? Аппликация в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон. При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон.
– Давайте узнаем лексическое значение этого слова. Куда нам нужно обратиться? (к толковому словарю)
«Аппликация - изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи».
– Люди издавна использовали аппликацию. Она являлась способом украшения: одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища, аппликацией из войлока древние кочевники украшали дорожные сумки, жители Севера на своих юртах выполняли аппликацию из бересты, сапоги украшали аппликацией из цветной кожи.
– Все аппликации можно разделить на группы в зависимости от техники, в которой выполнена та или иная работа.
– Аппликация может быть плоской и объемной, резаной и обрывной.
– Плоская аппликация: предметы или детали крепятся всей плоскостью на фон (показываю, приклеиваю)
– Объёмная аппликация: предметы или их детали крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объёма  (показываю, приклеиваю)
– Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом – вырезанием.
– Обрывная аппликация: бумага обрывается, без использования ножниц.
III. Самоопределение к деятельности
– Вы наверно уже догадались, что сегодня на уроке мы будем изготавливать аппликацию?
– Сегодня мы с вами отправимся гулять в весенний лес. Становитесь, друг за другом, пойдем мы по узенькой дорожке, чтобы травку не помять, цветочек не сломать, и на жучка не наступить.
Ритмическое упражнение
По извилистой тропинке мы идем в весенний лес.
Посмотрите, посмотрите, сколько много здесь чудес!
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем. (Шагают вперевалочку)
Зайчик быстрый скачет в поле, очень весело на воле. (Прыгают)
Мы шагаем, мы шагаем, ножки выше поднимаем. (Шагают по кругу)
Дышим ровно, глубоко, очень нам идти легко. (Останавливаются)
– Вот мы и пришли в лес, как здесь хорошо! По земле весна идет, свою музыку несет.
Звучит звукозапись «Звуки леса»
– Вот и пришла весна! Выглянуло солнышко. Прилетели птицы.
Появляются первые (цветы) .- А как они называются? (подснежники, одуванчики, тюльпаны, нарциссы, мимозы). --- Правильно, молодцы!
– Отгадайте загадку, о каком цветке идет речь?
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)
– Ребята, посмотрите, какой красивый одуванчик (прочитать стихотворение) .Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесныйЗолотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
IV. Работа по теме урока.
– Чем же этот цветок похож на солнце? (Такой же круглый и желтый).
– Давайте прочитаем стихотворение про одуванчик.
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик. Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
– Вот такой одуванчик в жёлтом сарафанчике (дети рассматривают). Что есть у одуванчика? (стебель, листья, корень, цветок)
– Одуванчик - удивительный цветок. Встает вместе с солнышком. В пасмурную, дождливую погоду одуванчик не раскрывает свои лепестки, держит их закрытыми. Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Одуванчик называют «эликсир жизни». Все части этого растения – и корни, и листья, и цветки имеют лечебные свойства. Из листьев и корней одуванчика делают отвар и этим отваром лечат кашель. Для улучшения аппетита так же используют отвар из листьев одуванчика. Из цветков одуванчика люди варят очень вкусное душистое варенье. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они пьют одуванчиковый сладкий нектар. Пчелы кушают цветочную пыльцу, нектар и делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
V. Физкультминутка.
Одуванчик вырос на поляне,
(Соединить руки, изображая «бутон».)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть руки, разжать пальцы.)
Всем лепесткам красоту и питание
(В ритме словам раздвигать и соединять пальцы.)
Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками».)
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы.)
Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени.)
VI. Практическая работа. Изготовление аппликации.
Правила техники безопасности.
– О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (работа с клеем, ножницами)
– Можете приступать к работе.
– Самостоятельная работа учащихся.
– Не забывайте о культуре труда, следите за состоянием рабочего места. Ребята, тот, кто выполнит работу первым, потом можно помочь тем, кто нуждается в помощи.
VIІ. Подведение итога, выставка работ
Стали салфетки вдруг – цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.
– На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, не надо их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу завянут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки отблагодарят нас ароматным медом за то, что сберегли для них цветы. Все ребята постарались, пчелки очень довольны. МОЛОДЦЫ! А теперь нам пора возвращаться из леса домой, и получить оценки за урок.