Календарно-тематическое планирование по информатике в 9 классе
Календарно-тематическое планирование в 9 классе (2 часа в неделю) по учебнику Семакина И.Г.
Раздел
Кол-во часов
Тема урока
Знания
Умения
Дата
Передача информации в компьютерных сетях
6
1. Как устроена компьютерная сеть.
безопасности в кабинете информатики
Понятия: компьютерная сеть, локальная сеть, глобальная сеть, телекоммуникация, сервер
Факты: виды локальных сетей, услуги компьютерных сетей
2. Аппаратное обеспечение сети.
Факты: аппаратные средства связи, программное обеспечение сети
Понятия: протокол
работы сети
Решать задачи на нахождение скорости и объема информации
3. Программное обеспечение сети.
Факты: аппаратные средства связи, программное обеспечение сети
Понятия: протокол
работы сети
Решать задачи на нахождение скорости и объема информации
4. Электронная почта и другие услуги сетей.
Понятия: электронная почта, почтовый ящик, домен, телеконференция
Регистрировать почтовый ящик на Yandex. Настраивать почтовую программу
5. Интернет и Всемирная паутина.
Понятия: Интернет, www. Web-страница, Web-браузер, поисковая программа
Запускать браузер Internet Explorer, Yandex.ru
Перемещаться по паутине гиперсвязей, получать информацию с Web-страницы, адрес которой известен
6. Практическая работа. «Поиск информации в сети Интернет»
Понятия: Интернет, www. Web-страница, Web-браузер, поисковая программа
Запускать Internet Explorer
Находить нужную информацию с помощью поисковой системы Yandex
Информационное моделирование
5
7. Что такое моделирование
Понятия: модель, информационная модель, натурная модель, системный анализ
Определять вид модели
8. Графические информационные модели.
Понятия: матрица, двоичная матрица
Факты: типы таблиц
Создавать графические модели
9. Табличные модели.
Понятия: матрица, двоичная матрица
Факты: типы таблиц
Создавать табличные модели
10. Информационное моделирование на компьютере.
Понятия: матрица, двоичная матрица
Факты: типы таблиц
Создавать табличные и графические модели
11. Практическая работа «Построение иерархической модели»
Понятия: матрица, двоичная матрица
Факты: типы таблиц
Создавать табличные и графические модели
Хранение и обработка информации в базах данных
6
12. Основные понятия базы данных
Понятия: база данных, главный ключ, реляционная база данных
Факты: виды баз данных, типы полей
Определять типы полей в базе данных, определять структуру, ключи для реляционной базы данных
13. Система управления базами данных.
Понятия: СУБД
Интерфейс MS Access
Создавать и заполнять базы данных с помощью Microsoft Access
14. Практическая работа «Создание и заполнение баз данных»
Понятия: СУБД
Интерфейс MS Access
Создавать и заполнять базы данных с помощью Microsoft Access
15. Условия выбора и простые логические выражения.
16.Условия выбора и сложные логические выражения.
17. Практическая работа «Сортировка, удаление и добавление записей»
Интерфейс MS Access
Сортировать записи, добавлять и удалять записи в базе данных
Табличные вычисления на компьютере.
14
18. Двоичная система счисления.
система счисления, двоичная система счисления, развернутая форма записи числа, двоичная арифметика
уметь переводить числа из десятичной системы в двоичную и наоборот, осуществлять арифметические действия над двоичными числами
19. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.
система счисления, двоичная система счисления, развернутая форма записи числа, двоичная арифметика
уметь переводить числа из десятичной системы в двоичную и наоборот, осуществлять арифметические действия над двоичными числами
20.Перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления.
система счисления, двоичная система счисления, развернутая форма записи числа, двоичная арифметика
уметь переводить числа из десятичной системы в двоичную и наоборот, осуществлять арифметические действия над двоичными числами
21. Арифметика двоичных чисел.
система счисления, двоичная система счисления, развернутая форма записи числа, двоичная арифметика
уметь переводить числа из десятичной системы в двоичную и наоборот, осуществлять арифметические действия над двоичными числами
22. Представление целых чисел в памяти компьютера.
цифровые технологии, ячейка памяти, дополнительный код, переполнение, порядок, мантисса
знать, как представляются числа в памяти компьютера
23. Представление вещественных чисел в памяти компьютера.
цифровые технологии, ячейка памяти, дополнительный код, переполнение, порядок, мантисса
знать, как представляются числа в памяти компьютера
24. Что такое электронная таблица.
Понятие: электронная таблица
Факты: типы данных в ЭТ, структура электронной таблицы, режимы отображения электронной таблицы, интерфейс MS Excel
Создавать электронную таблицу, форматировать содержимое таблицы, сохранять в памяти компьютера
25. Правила заполнения таблицы.
Факты: правила ввода чисел, теста, формул; обозначение знаков действий в Excel, копирование формулы
Интерфейс MS Excel
Вставлять формулы в электронную таблицу, копировать формулы, вычислять значение смежных ячеек с помощью автосуммы
26. Практическая работа «Создание и обработка таблиц»
Понятие: электронная таблица
Факты: типы данных в ЭТ, структура электронной таблицы, режимы отображения электронной таблицы, интерфейс MS Excel
Создавать электронную таблицу, форматировать содержимое таблицы, сохранять в памяти компьютера
27. Практическая работа «Построение диаграмм и графиков»
Интерфейс MS Excel
Алгоритм построения диаграмм и графиков
Строить диаграммы с помощью Excel
28. Логические функции и абсолютные адреса.
Формат записи условной и логической функций
Вычислять значение выражений с помощью логической и условной функций
29. Математическое моделирование
Интерфейс MS Excel
Вычислять с помощью Excel квадратный корень, модуль числа, факториал числа, значения тригонометрических функций
30. Практическая работа «Моделирование вычислительного эксперимента Закона Мальтуса»
Интерфейс MS Excel
Вычислять с помощью Excel квадратный корень, модуль числа, факториал числа, значения тригонометрических функций
31. Контрольная работа по теме «Электронные таблицы»
Понятие электронная таблица
Факты: структура ЭТ, типы данных, правила ввода данных, интерфейс MS Excel, алгоритм построения диаграмм
Создавать электронную таблицу, форматировать данные, сохранять в памяти. Строить диаграммы. Использовать при расчетах математические и статистические функции
Управление и алгоритмы
7
32. Управление и кибернетика.
Понятия: кибернетика, управление, обратная связь, алгоритм управления
33. Управление с обратной связью
Понятия: кибернетика, управление, обратная связь, алгоритм управления
34. Определение и свойства алгоритма.
Понятия: алгоритм, исполнитель, СКИ, блок-схема
Факты: свойства алгоритма, способы представления алгоритма
Составлять алгоритмы словесно-пошагово и с помощью блок-схем
35. Исполнитель алгоритма.
СКИ РОБОТа, Чертежника, Вычислителя
Составлять алгоритмы для исполнителей РОБОТ, Чертежник, Вычислитель
36. Графический исполнитель Кенгурёнок. Линейный алгоритм.
Понятия: постоянная величина, переменная величина
Факты: типы величин, правила записи алгоритмов на РАЯ
Определять тип величины, записывать линейные алгоритмы на РАЯ для исполнителя Вычислитель
37. Практическая работа. «Создание линейного алгоритма»
Понятия: постоянная величина, переменная величина
Факты: типы величин, правила записи алгоритмов на РАЯ
Определять тип величины, записывать линейные алгоритмы на РАЯ для исполнителя Вычислитель
38. Вспомогательные алгоритмы.
Понятие ветвление, цикл, вспомогательный алгоритм
Запись ветвления, цикла на РАЯ, блок-схема ветвления
Записывать алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и их блок-схемы
39. Практическая работа «Создание программы с использование вспомогательного алгоритма»
Понятие ветвление, цикл, вспомогательный алгоритм
Запись ветвления, цикла на РАЯ, блок-схема ветвления
Записывать алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и их блок-схемы
40. Циклические алгоритмы.
Понятие цикл
Запись циклов на РАЯ, блок-схема цикла
Записывать алгоритмы с использованием циклов и их блок-схемы
41. Ветвление.
Понятие ветвление
Запись ветвления на РАЯ, блок-схема ветвления
Записывать алгоритмы с использованием ветвлений и их блок-схемы
42. Практическая работа «Программа Разлиновка»
Записывать алгоритмы
43. Практическая работа «Программа Рамка»
Записывать алгоритмы
44. Программа «Орнамент»
Записывать алгоритмы
Программное управление работой компьютера.
15
45. Что такое программирование
Понятия: система программирования, язык программирования, команда
Правила записи выражений
Записывать числа, стандартные функции
46. Алгоритмы работы с величинами.
Понятия: система команд, команда присваивания, команда ввода, команда вывода
Составлять простейшие программы
47. Линейные вычислительные алгоритмы.
Понятия: присваивание, свойства присваивания
Составлять простейшие программы
48. Знакомство с языком Паскаль.
Понятия: структура программы на Паскале, операторы ввода, вывода и присваивания
49. Практическая работа «Создание программы на Паскале вычисления площади фигур»
Создавать программы на Паскале вычисления площади фигур
50. Алгоритмы с ветвящейся структурой.
Понятия: сложные ветвящиеся алгоритмы
Составлять программы
51. Программирование ветвлений на Паскале
Понятия: оператор ветвления на Паскале, программирование полного и неполного ветвления, программирование вложенных ветвлений
Составлять программы
52. Практическая работа «Составление программы определения наименьшего числа»
Составлять программы определения наименьшего числа
53. Программирование диалога с компьютером.
Понятия: что такое диалог с компьютером
54. Практическая работа «Программирование диалога с компьютером»
Составлять примеры программирования диалога
55. Программирование циклов.
Этапы решения расчетной задачи на компьютере
Программировать цикл на компьютере
56. Практическая работа «Составление программы вычисления суммы натуральных чисел»
Составлять программы вычисления суммы натуральных чисел
57. Таблицы и массивы.
Понятия: массив, описание и ввод значений в массив, цикл с параметром в алгоритмическом языке
58. Массивы в Паскале
Понятия: описание массива в Паскале, цикл с параметром на Паскале, форматы вывода
59. Контрольная работа по теме «Программирование в Паскале»
Информационные технологии и общество.
8
60. Предыстория информатики.
знать основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества, историю способов записи чисел (систем счисления)
61. История чисел и систем счисления.
знать основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества, историю способов записи чисел (систем счисления)
62. Практическая работа «Перевод чисел из непозиционной системы счисления в позиционную»
Переводить числа из непозиционной системы счисления в позиционную
63. Практическая работа «Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую и наоборот»
Переводить числа из десятичной системы счисления в любую другую и наоборот
64. История ЭВМ.
знать основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ)
65. История программного обеспечения и ИКТ.
системное ПО, прикладное ПО, системы программирования, информационно-коммуникационные технологии
66. Информационные ресурсы современного общества.
информационные ресурсы, национальные информационные ресурсы, информационное общество, информатизация, информационные преступления, информационная безопасность, защита информации
67. Проблемы формирования информационного общества.
информационные ресурсы, национальные информационные ресурсы, информационное общество, информатизация, информационные преступления, информационная безопасность, защита информации
1ч. – резервное время.
Литература
В.А. Судаков. История развития вычислительной техники. Томск. 1998
Д.Ю. Усенков. Microsoft office XP в уроках: MS Excel, MS Access. М.: «Образование и Информатика», 2004
А.Вернигора, С.Горбунов, В.Судаков. Введение в телекоммуникации. Томск. 1999
А.В. Розина. Алгоритмические этюды. Томск. 1998
С.М. Горбунов. Компьютерное моделирование. Томск. 1999
Н.В. Макарова. Практикум по информационным технологиям. 7-9 классы. Питер. 2005
Заголовок 115