Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы МБОУ "Гимназия № ", программы по литературному чтению, авторов Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А. Литературное чтение Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Перспектива". 1-4 классы.- 2-е изд.-М.,Просвещение,2011
Программа обеспеченна:
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., М.В. Бойкина. Литературное чтение. Учебник. 3 класс в 2-х частях М. Просвещение, 2014
Коти Т.Ю., Творческая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений М. Просвещение, 2014
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса. Последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2016-2017 учебный год на изучение литературного чтения отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год.
планируемые результаты освоения программы
по литературному чтению
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
• составлять возможный план действий совместно с учителем;
• работать в соответствии с заявленным планом;
• корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;
• вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
• составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
• владеть монологической и диалогической формами речи;
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• строить понятные для партнёра (собеседника) высказывания;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
• готовить самостоятельно проекты;
• создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
• использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
• устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
• самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
• находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
• сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
• сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
• сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
• составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
• самостоятельно составлять аннотацию;
• самостоятельно заполнять каталожную карточку;
• пользоваться алфавитным и систематическим каталогами для поиска книги, другой необходимой информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
• рассказывать о книге; составлять на неё отзыв.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные особенности;
• выявлять особенности героя художественного рассказа;
• выявлять особенности юмористического произведения;
• определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
• различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
• сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;
• сравнивать былину и сказочный текст;
• сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
• определять ритм стихотворения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• выразительно читать, выявляя авторское отношение
к изображаемому, передавать настроение при чтении;
• составлять самостоятельно тексты разных жанров;
• писать отзыв на книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
• самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций картин, серии иллюстраций, личного опыта.
Содержание учебного предмета
Аудирование.
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух.
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя.
Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением.
Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка - обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п Сроки Тема урока
«Книги – мои друзья» (6 часов)
1 01.сен День знаний
2 02.сен Книги, прочитанные летом.
3 03.сен К. Чуковский. Бибигон и его друзья.
4 06.сен К. Чуковский. Бибигон и его друзья.
5 07.сен Книги Древней Руси. Проверка техники чтения.
6 08.сен Первопечатник Иван Фёдоров. Проект «Мы идём в музей книги.»
"Жизнь дана на добрые дела" (23 часа")
7 09.сен Т. Коти. Добрый друг.
8 10.сен В.И. Даль – собиратель народной мудрости.
9 13.сен В.И. Даль – собиратель народной мудрости.
10 14.сен Н. Носов. Огурцы.
11 15.сен Н. Носов. Огурцы.
12 16.сен М. Зощенко. Не надо врать.
13,14 17.сен М. Зощенко. Не надо врать. Анализ рассказа.
14 20.сен М. Зощенко. Не надо врать. Анализ рассказа.
15. 21.сен Л. Каминский. Сочинение.
16. 22.сен Л. Каминский. Сочинение. Пишем отзыв.
17 23.сен М. Зощенко. Через тридцать лет.
18,19 24.сен М. Зощенко. Через тридцать лет.
19 27.сен Анализ рассказа.
20 28.сен Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей.
21 29.сен Н. Носов. Трудная задача.
22 30.сен Что побеждает? Притча.
23,24 01.окт Что важнее? Притча.
24 04.окт Что важнее? Притча.
25. 05.окт В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».
26. 06.окт В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».
27 07.окт Юмористические рассказы.
28 08.окт Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».
29 11.окт Проверочная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела».
"Волшебные сказки" (20час)
30. 12.окт Волшебные сказки. Урок работы с книгой.
31. 13.окт Русская народная сказка. «Иван – царевич и Серый Волк.»
32 14.окт Русская народная сказка. «Иван – царевич и Серый Волк.»
33 15.окт Русская народная сказка. «Иван – царевич и Серый Волк»
34 18.окт Русская народная сказка. «Иван – царевич и Серый Волк»
35 19.окт Русская народная сказка. «Иван – царевич и Серый Волк.»
36 20.окт Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк».
37 21.окт Русская народная сказка. « Летучий корабль»
38 22.окт Русская народная сказка. « Летучий корабль»
39 25.10 Русская народная сказка. « Летучий корабль»
40 26.окт Русская народная сказка. « Летучий корабль»Проверка техники чтения
41 27.окт Русская сказка. «Морозко.»
42 28.окт Русская сказка «Белая уточка.»
43 29.окт Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки.
2 чет. 44 08.ноя Русская народная сказка. «По щучьему велению.»
45 09.ноя Русская народная сказка. «По щучьему велению.»
46 10.ноя Русская народная сказка. «По щучьему веле-нию.» Инсцени-рование произве-дения.
47 11.ноя Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».
48 12.ноя Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».
49 15.ноя Проверочная работа по разделу:«Волшебные сказки».
"Люби все живое" (25 часов)
50 16.ноя Энциклопедии и справочники.
51 17.ноя К. Паустовский. Барсучий нос.
52 18.ноя Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.
53 19.ноя Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.
54 22.ноя В. Берестов. Кошкин щенок.
55 23.ноя В. Заходер. «Вредный кот».
56 24.ноя В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста.
57 25.ноя Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка».
58 26.ноя Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка».
59 29.ноя О. Полонский. Муравьиное царство.
60 30.ноя Тим Собакин. Песни бегемотов.
61 01.дек Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.
62 02.дек Знакомство с детскими журналами
63 03.дек Знакомство с детскими журналами
64 06.дек Знакомство с детскими журналами
65 07.дек Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка.
66 08.дек Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка.
67 09.дек Н. Носов. Карасик.
68 10.12 Н. Носов. Карасик.
69 13.дек М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию.
70 14.дек М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения.
71 15.дек Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.
72 16.дек Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.
73 17.дек Составление плана рассказа.
74 20.дек Контрольная работа по разделу «Люби все живое».
"Картины русской природы" (14 часов)
75 21.дек Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.
76 22.дек Н. Некрасов. Славная осень. Проверка техники чтения
77 23.дек М. Пришвин. «Осинкам холодно».
78 24.дек М. Пришвин. «Осинкам холодно».
79 27.дек Ф. Тютчев. «Листья».Проверка техники чтения.
80 28.дек А. Фет. «Осень». 81 29.дек И. Бунин. «Первый снег».
82 30.дек В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины.
3 чет. 83 12.янв Природа в произведениях русских писателей,
84 13.янв К. Бальмонт. Снежинка.
85 14.янв К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».
86 17.янв Создание собственного поздравления.
87 18.янв Создание собственного поздравления.
88 19.янв Секреты страны Литературии. Картины русской природы.
"Великие русские писатели" (36 часов)
89 20.янв Выставка книг. Произведения русских писателей.
90 21.янв В. Берестов. А.С Пушкин.
91 24.янв А.С. Пушкин. Зимнее утро.
92 25.янв А.С. Пушкин. Зимнее утро.
93 26.янв Сравнение стихотворения А.С Пушкина « Зимнее утро»
94 27.янв А.С. Пушкин. Зимний вечер.
95 28.янв Сравнение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» с произведениями живописи
96 31.янв А.С. Пушкин. «Опрятней модного паркета…»
97 01.фев Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина.
98 02.фев Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина.
99 03.фев А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
100 04.фев А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (продолжение).
101 07.фев А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (продолжение).
102 08.фев А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (продолжение).
103 09.фев Анализ произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
104 10.фев И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.
105 11.фев Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?».
106 14.фев И.А. Крылов. Слон и Моська.
107 15.фев И.А. Крылов. Слон и Моська.
108 16.фев И. А. Крылов. Чиж и голубь.
109 17.фев Обобщающая работа по теме: «Басни И.А Крылова».
110 18.фев Л.Н. Толстой. Лев и собачка.
111 21.фев Л.Н. Толстой. Лебеди.
112 22.фев Л.Н. Толстой. Акула.
113 25.фев Л.Н. Толстой. Акула.
114 28.фев Обобщающая работа по произведениям Л.Н. Толстого.
115 01.мар Волга и Вазуза.
116 02.мар Как гуси Рим спасли.
117 03.мар Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов.
118 04.мар Наш театр. И.А. Крылов. «Квартет.»
119 07.мар Наш театр. И.А. Крылов. «Квартет.»
120 09.мар Секреты страны Литературии. Создание текста-рассуждения.
121 10.мар А. Барто. Квартет.
122 11.мар А. Барто. Квартет.
123 14.мар Литературный праздник.
124 15.мар Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели»
"Литературная сказка" (23 часа)
125 16.мар В.И. Даль. «Девочка Снегурочка.»Проверка техники чтения.
126 17.мар В.И. Даль. «Девочка Снегурочка.»
127 18.мар В.И. Даль. «Девочка Снегурочка.»
128 21.мар В. Одоевский. «Мороз Иванович.»
129 22.мар В. Одоевский. «Мороз Иванович.»
4 чет. 130 04.апр В. Одоевский. «Мороз Иванович.»
131 05.апр Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.»
132 06.апр Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки.
133 07.апр Б. Заходер. «Винни-Пух.» Предисловие.
134 08.апр Б. Заходер. «Винни-Пух.» Предисловие.
135 11.апр Р. Киплинг. «Братья Маугли.»
136 12.апр Дж. Родари. «Волшебный барабан.»
137 13.апр Дж. Родари. «Волшебный барабан.»
138 14.апр Создание своего окончания сказки.
139 15.апр Создание своего окончания сказки.
140 18.апр Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.
141 19.апр Тим Собакин. «Лунная сказка.»
142 20.апр Ю. Коваль. «Сказка о серебряном соколе»
143 21.апр С. Михалков. «Упрямый козлёнок.»Подготовка к инсценированию.
144 22.апр С. Михалков. «Упрямый козлёнок.»Подготовка к инсценированию.
145 25.апр С. Михалков. «Упрямый козлёнок.»Инсценирование произведения.
146 26.апр Секреты страны Литературии. Сочинение сказки.
147 27.апр Проверочная работа по теме: «Литературная сказка».
"Картины родной природы" ( 23 часа)
148 28.апр Т. Коти. «В родном краю.»
149 29.апр Т. Коти. «В родном краю.»
150 02.май Б. Заходер. «Что такое стихи?»
151 03.май И. Соколов – Микитов. «Март в лесу.»
152 04.май А. Майков. «Весна.»
153 05.май С. Есенин «Сыплет черёмуха…».
154 06.май Анализ картин В. Пурвита «Последний снег» В. Борисова – Мусатова «Весна»
155 10.май С. Есенин. «С добрым утром.»
156 11.май Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. «После дождя» И.Шишкина. «Дождь в дубовом лесу.»
157 12.май М. Пришвин. «Золотой луг.»
158 13.май Саша Чёрный. «Летом.»
159 16.май Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и картины А. Рылова «Зелёный шум».
160 17.май Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и картины А. Рылова «Зелёный шум».
161 18.май Ф. Тютчев. «В небе тают облака.»
162 19.май Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и картиныА. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.
163 20.май Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и картиныА. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.
164 23.май Итоговая контрольная работа за год.
165 24.май Г. Юдин. Поэты.
166 25.май Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Проверка техники чтения.
167 26.май Обобщающий урок.
168 27.май Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе.
169 30.май Очерковая литература
170 31.май Игра "Брейн-ринг"