Рабочая программа по математике 3 класс ФГОС Планета Знаний
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Бряндинская средняя школа имени Народной артистки РФ Е.А. Сапоговой
Чердаклинского района Ульяновской области.
Рассмотрено на заседании ШМО.
Протокол №____от_________
Руководитель ШМО нач. классов ______Т.А Буторина
Согласовано.
Замдиректора по УР
_______ А.Н Аксак
Утверждено.
Приказ №_____
Директор МКОУ Бряндинской СШ
__________АваковаЕ.А
Рабочая программа
(базовый уровень) по предмету «Математика» для обучающихся 3 класса
на 2016-2017 учебный год
учителя начальных классов
Нурулловой Светланы Камильевны
Срок реализации программы: 1 год
Общее количество часов: - в год – 136 ч.
- в неделю – 4 ч.
Программа: Программы общеобразовательных учреждений: начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект « Планета знаний»: сборник.- М.: Астрель, 2012
Программа курса « Математика» 1-4 классы, авторы: М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдова
Учебник : М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика. 3 класс. В 2 ч. М., ACT, Астрель., 2013
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 3 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») http://www.yar-edudep.ru/fgos;
3. Программы общеобразовательных учреждений: начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект « Планета знаний»: сборник.- М.: Астрель, 2012.
4. Авторской учебной программы: Башмакова М.И., Нефедовой М.Г.. «Математика» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
5. Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Бряндинской СШ.
6. Учебного плана МКОУ Брндинской СШ на 2016-2017 учебный год.
7. Положение о рабочей программе МКОУ Бряндинской СШ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению математики;
ориентация на сопоставление самооценки собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
могут быть сформированы:
ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группах (в ходе проектной деятельности).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
называть, записывать и сравнивать числа в пределах 10 000;
устно выполнять сложение и вычитание разрядных слагаемых в пределах 10 000;
письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000;
правильно использовать в речи названия компонентов деления (делимое, делитель);
использовать знание табличных случаев умножения и деления при устных вычислениях в случаях, легко сводимым к табличным;
устно выполнять умножение и деление на однозначное число, используя правила умножения и деления суммы на число;
письменно выполнять умножение на однозначное число в пределах 10 000;
выполнять деление с остатком в пределах 100;
выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со скобками;
использовать свойства арифметических действий при вычислениях;
находить неизвестные компоненты арифметических действий;
решать текстовые задачи (на кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены, количества товара и стоимости; определение начала, конца, длительности события);
использовать взаимосвязь между длиной пройденного пути, временем и скоростью при решении задач;
использовать названия единиц длины (дециметр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, сутки, неделя, год), емкости (литр) и метрические соотношения между ними при решении задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
письменно выполнять деление на однозначное число в пределах 1000;
выполнять умножение и деление круглых чисел;
оценивать приближенно результаты арифметических действий;
вычислять значение числового выражения в 3-4 действия рациональным способом (с помощью свойств арифметических действий, знания разрядного состава чисел, признаков делимости).
находить долю числа и число по доле;
решать текстовые задачи на нахождение доли числа и числа по доле;
соотносить слова «тонна», «миллиграмм» с единицами массы, «кубический метр», «кубический сантиметр», «кубический километр» с единицами объёма;
различать окружность и круг;
делить круг на 2, 3, 4 и 6 частей с помощью циркуля и угольника;
определять объём фигуры, состоящей из единичных кубиков.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью способов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
вносить необходимые коррективы в собственные вычислительные действия по итогам самопроверки;
планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать ход решения задачи в несколько действий;
осуществлять итоговый контроль результатов вычислений с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
прогнозировать результаты вычислений (оценивать количество знаков в ответе);
ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках проектной деятельности) и удерживать ее (с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях).
Познавательные
Учащиеся научатся:
использовать обобщенные способы решения задач (на определение стоимости, длины пройденного пути и др.);
использовать свойства арифметических действий для выполнения вычислений и решения задач разными способами;
сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах; сравнивать массу предметов, выраженную в разных единицах;
ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
считывать данные из таблицы и заполнять данными ячейки таблицы;
считывать данные с гистограммы;
ориентироваться на «ленте времени», определять начало, конец и длительность события.
Учащиеся получат возможность научиться:
выбирать наиболее удобный способ вычисления значения выражения;
моделировать условие задачи освоенными способами; изменять схемы в зависимости от условия задачи;
давать качественную оценку ответа к задаче («сможет ли», «хватит ли», «успеет ли»);
соотносить данные таблицы и диаграммы, отображать данные на диаграмме;
проводить исследования по предложенному плану.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
обсуждать варианты выполнения заданий;
осознавать необходимость аргументации собственной позиции и критической оценки мнения партнера.
Учащиеся получат возможность научиться:
сотрудничать с товарищами при групповой работе (в ходе проектной деятельности): распределять обязанности; планировать свою часть работы; объединять полученные результаты при совместной презентации проекта.
Содержание учебного предмета «Математика»
Числа и величины 15ч.
Названия, запись, последовательность чисел до 10 000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трехзначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.
Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год). Метрические соотноше¬ния между изученными единицами времени.
Скорость, единицы скорости.
Арифметические действия 50ч.
Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 10 000.
Письменное умножение на однозначное число в пределах 10 000. Деление с остатком. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.
Рациональные приемы вычислений (вычитание числа из суммы и суммы из числа, умножение и деление суммы на число).
Приемы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения, вычитания, умножения; определение первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).
Текстовые задачи 46ч.
Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.
Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены и стоимости; определение доли числа и числа по доле.
Геометрические фигуры и величины 15ч.
Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью циркуля.
Единицы длины (дециметр). Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Работа с данными 10ч.
Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма).
Работа с информацией
Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма). Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если то»; «верно/неверно, что»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур идр. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Работа с информацией реализуется через темы уроков:
Раздел
Тема урока
Числа и фигуры
Периметр многоугольника.
Проектируем сад.
Математические законы
Переставляем слагаемые.
Числа и величины
Вычисляем длину пути.
Схемы движения.
Математика на клетчатой бумаге
Знакомство с координатами
Работа с таблицами и схемами
Площадь квадрата.
Делим на части
Рисуем схемы и делим числа.
Повторение, обобщение изученного
Возвращение аргонавтов , повторение и обобщение по теме «Геометрические фигуры и величины».
Изучение информатики носит сквозной характер. Работа с информацией прослеживается на каждом уроке математики. Так, например, при работе с задачей дети учатся выделять существенное и несущественное в условии, моделировать условие задачи с помощью схемы, простейшей диаграммы; при отработке вычислительных навыков устных и письменных приёмов сложения, вычитания, умножения, деления учащиеся пользуются алгоритмом выполнения вычислительных операций; при составлении таблицы умножения учащиеся моделируют табличные случаи умножения на квадрате и прямоугольнике. Дети учатся ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений (выполнять вычисления, восстанавливать пропуски, записывать цепочки); сравнивать геометрические фигуры, находить общее и различия; конструировать и разрезать геометрические фигуры в соответствии с условием задания; исследовать простейшие свойства четырёхугольников: измерять стороны и диагонали, сравнивать, делать выводы, проверять их на других фигурах; классифицировать геометрические фигуры; комбинировать данные (составлять пары из данных с помощью графов, таблиц, перебором) в соответствии с условием задания; исследовать числовые закономерности на геометрических моделях; определять время по часам, длительность событий, ориентироваться во времени в течение суток; решать задачи на увеличение и уменьшение с применением простейших столбчатых диаграмм, узнавать новое об истории математики из учебника и дополнительных источников.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
По плану
Фактическая
Сложение и вычитание (10 ч.)
1
Считаем до тысячи
1
01.09
2
Разрядные слагаемые
1
05.09
3
Складываем и вычитаем по разрядам
1
06.09
4
Меняем одну цифру
1
07.09
5
Переходим через десяток
1
08.09
6
Складываем и вычитаем десятки
1
12.09
7
Вычисляем по разрядам
1
13.09
8
Решаем задачи
1
14.09
9
Входная контрольная работа
1
15.09
10
Анализ ошибок. Математический тренажер
1
19.09.
Умножение и деление (12 ч.)
11
Умножаем и делим на 2.
1
20.09
12
Умножаем и делим на 4
1
21.09
13
Умножаем и делим на 3
1
22.09
14
Умножаем на 6
1
26.09
15
Умножаем на 5
1
27.09
16
Умножаем на 7
1
28.09
17
Умножаем на 8 и на 9
1
29.09
18
Повторяем таблицу умножения
1
310
19
Решаем задачи, вычисляем, сравниваем
1
4.10
20
Закрепление изученного.
1
5.10
21
Проверочная работа
1
6.10
22
Урок проектов. Инструктаж по проектной деятельности*
1
10.10
Числа и фигуры (12 ч.)
23
Периметр многоугольника
1
11.10
24
Единицы длины
1
12.10
25
Дециметр
1
13.10
26
Вычисляем площадь
1
17.10
27
Увеличиваем и уменьшаем фигуры
1
18.10
28
Строим фигуры из кубиков
1
19.10
29
Проектируем сад
1
20.10
30
Закрепление изученного. Разворот истории
1
24.10
31
Закрепление изученного
1
25.10
32
Контрольная работа за первую четверть
1
26.10
33
Работа над ошибками . Числа и фигуры
1
27.10
34
Играем с Кенгуру*
1
7.11
Математические законы (19 ч.)
35
Переставляем слагаемые
1
8.11
36
Переставляем множители
1
9.11
37
Складываем и вычитаем
1
10.11
38
Умножаем и делим
1
14.11
39
Группируем слагаемые
1
15.11
40
Умножаем и делим на 10, 100, 1000
1
16.11
41
Группируем множители
1
17.11
42
Проверочная работа
1
21.11
43
Работа над ошибками. Математический тренажер
1
22.11
44
Умножаем сумму
1
23.11
45
Умножаем и складываем
1
24.11
46
Делим сумму
1
28.11
47
Повторяем все правила
1
29.11
48
Используем правила вычислений
1
30.11
49
Размышляем о нуле.
1
1.12
50
Идем за покупками
1
5.12
51
Контрольная работа по теме «Умножение и деление суммы на число»
1
6.12
52
Работа над ошибками. Математические законы
1
7.12
53
Урок проектов*
1
8.12
Числа и величины (9 ч.)
54
Измеряем время
1
12.12
55
Минуты в часы и обратно
1
13.10
56
Сутки, месяц, год
1
14.12
57
Вычисляем длину пути
1
15.12
58
Рисуем
1
19.12
26.12
59
Схемы движения
1
20.12
26.12
60
Скорость
1
21.12
27.12
61
Исследуем зависимость
1
22.12
27.12
62
Контрольная работа за вторую четверть
1
26.12
28.12
63
Работа над ошибками. Числа и величины
1
27.12
29.12
Значение выражений (7 ч.)
64
Как составляют выражения
1
28.12
11.01
65
Вычисляем значение выражения
1
29.12
12.01
66
Неизвестное число в равенстве
1
11.01
16.01
67
Преобразуем выражения
1
12.01
17.01
68
Решаем задачи
1
16.01
18.01
69
Закрепление изученного. Математический тренажер
1
17.01
19.01
70
Проверочная работа
1
18.01
23.01
Складываем с переходом через десяток (8 ч.)
71
Работа над ошибками. Что такое масса?
1
19.01
24.01
72
Записываем сложение в столбик
1
23.01
25.01
73
Встречаем сложение чисел на практике
1
24.01
1.02
74
Перепись населения
1
25.01
2.02
75
По дорогам России
1
26.01
6.02
76
Закрепление изученного
1
30.01
77
Проверочная работа
1
31.01
78
Урок проектов*
1
1.02
Математика на клетчатой бумаге (8 ч.)
79
Играем в шахматы
1
2.02
80
Путешествуем по городам Европы
1
6.02
81
Работаем с таблицами и схемами
1
7.02
82
Решаем задачи на клетчатой бумаге
1
8.02
Площадь квадрата
1
9.02
83
Проверочная работа
1
13.02
84
Работа над ошибками. Повторение по теме «Математика на клетчатой бумаге»
1
14.02
85
Разворот истории*. Рене Декарт. Декартова система координат
1
15.02
Вычитаем числа (9 ч.)
86
Вспоминаем, что мы умеем
1
16.02
87
Записываем вычитание в столбик
1
20.02
88
Считаем сдачу
1
21.02
89
По железной дороге
22.02
90
Как вычесть сумму из числа
1
27.02
91
Знаменательные даты
1
28.02
92
Подводим итоги
1
1.03
93
Контрольная работа по теме «Письменные приемы сложения и вычитания»
1
2.03
94
Работа над ошибками. Математический
тренажер
1
6.03
Умножаем на однозначное число (8 ч.)
95
Записываем умножение в столбик
1
7.03
96
Откуда берутся нули?
1
9.03
97
Считаем устно и письменно
1
13.03
98
Пять пишем,
три в уме
1
14.03
99
Вычисляем массу
1
15.03
100
Измеряем емкости
1
16.03
101
Контрольная работа за третью четверть
1
20.03
102
Работа над ошибками. Математический тренажер
1
21.03
Делим на однозначное число (15 ч.)
103
Вспоминаем, что мы знаем и умеем
1
22.03
104
Делится не делится
1
23.03
105
Подбираем наибольшее произведение
1
3.04
106
Что в остатке?
1
4.04
107
Записываем деление уголком
1
5.04
108
Продолжаем осваивать деление
1
6.04
109
Закрепление изученного
1
10.04
110
Проверочная работа
1
11.04
111
Работа над ошибками. Находим неизвестное
1
12.04
112
Делим на круглое число
1
13.04
113
Собираемся в путешествие
1
17.04
114
Учимся находить ошибки
1
18.04
115
Проверяем результаты деления
1
19.04
116
Контрольная работа по теме«Письменные приемы умножения и деления»
1
20.04
117
Работа над ошибками. Письменные приемы умножения и деления
1
24.04
Делим на части (7 ч.)
118
Окружность и круг
1
25.04
119
Делим на равные части
1
26.04
120
Рисуем схемы и делим числа
1
27.04
121
Вычисляем доли
1
2.05
122
Рисуем схемы и решаем задачи
1
3.05
123
Итоговая контрольная работа
1
4.05
124
Работа над ошибками. Делим на части
1
8.05
Повторение (16 ч.)
125
Полет на Луну
1
10.05
126
Ворота Мории
1
11.05
127
Золотое руно
1
15.05
128
Возвращение аргонавтов
1
16.05
129
Повторение и обобщение по теме «Разрядный состав многозначных чисел».
1
17.05
130
Повторение и обобщение по теме «Арифметические действия с многозначными числами»
1
18.05
131
Повторение и обобщение по теме «Геометрические фигуры и величины»
1
22.05
132
Повторение и обобщение по теме «Числа и величины»
1
23.05
133-136
Научная конференция.
4
24.05
25.05
29.05
30.05
31.05
Информационно-методическое обеспечение
Башмаков, М.И. «Обучение в 3 классе по Учебнику «Математика»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова. -М.: АСТ: Астрель,2012.-(Планета знаний)
Башмаков, М.И.Математика: учебник для 3-го кл. четырехл. нач. шк.: в 2 ч./М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова. -М.:АСТ: Астрель»,2013.-(Планета знаний).
Башмаков, М.И.Математика: рабочие тетради к учебнику М.И.Башмакова, М.Г.Нефедовой «Математика»: для 3-го класса четырехл. нач. шк./ М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова.- М.:АСТ: Астрель»,2014.-(Планета знаний).
Интернет ресурсы:
Закон РФ «Об образовании», Москва, 2012; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Конвенция о правах ребенка», Сборник международных договоров, Москва, 2009; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.» 3 класс. УМК «Планета знаний»; Москва, АСТ- Астрель, 2011
Требования к минимуму содержания начального общего образования.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ФЗ Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Москва,2012; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Для учителя :
Башмаков, М.И. «Обучение в 3 классе по Учебнику «Математика»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова. -М.: АСТ: Астрель,2012.-(Планета знаний)
Башмаков, М.И.Математика: учебник для 3-го кл. четырехл. нач. шк.: в 2 ч./М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова. -М.:АСТ: Астрель»,2013.-(Планета знаний).
Башмаков, М.И.Математика: рабочие тетради к учебнику М.И.Башмакова, М.Г.Нефедовой «Математика»: для 3-го класса четырехл. нач. шк./ М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова.- М.:АСТ: Астрель»,2014.-(Планета знаний).
Для ученика:
Башмаков, М.И.Математика: учебник для 3-го кл. четырехл. нач. шк.: в 2 ч./М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова. -М.:АСТ: Астрель»,2013.-(Планета знаний).
Башмаков, М.И.Математика: рабочие тетради к учебнику М.И.Башмакова, М.Г.Нефедовой «Математика»: для 3-го класса четырехл. нач. шк./ М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова.- М.:АСТ: Астрель»,2014.-(Планета знаний).
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
урока
Тема урока
Дата
проведения урока
Фактическая дата проведения урока
Причина перенесения урока
Примечания
13PAGE 15
13PAGE 14915