Статья Камерный хор Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе

Камерный хор ФТИ был основан в 1978 г. в Альма Матер русской физической школы академика А.Ф. Иоффе – в Физико-Техническом Институте Российской Академии Наук. Первым дирижером и художественным руководителем хора была выпускница Петербургской консерватории Ольга Алексеевна Кучерова. Её отец был музыкантом. Некоторое время Ольга находилась в поисках работы, и нашла её через знакомых, работающих в Физтехе. В институте развесили объявления о наборе в хор. Физики, которые, как известно ещё и лирики, заинтересовались и постепенно стал образовываться коллектив. Тогда он назывался просто - «Хор любителей пения». Всё начиналось с нуля. Репетиции сначала проходили на квартирах, но через какое то время им выделили актовый зал в главном корпусе ФТИ. Нот, естественно, никто не знал. Ольга Алексеевна пыталась научить петь своих хористов ступенями: выше и ниже. В течение двух лет хор нигде не выступал, в это время постепенно накапливался репертуар. Численность коллектива была около 30 человек. Только через пару лет, хор стал принимать участие в праздниках Физтеха. Наконец завязался активный творческий процесс. Хор выступал в Тихвине, Кингисеппе, Павловске, Пушкине. Участвовал в районных смотрах, но поскольку одним их основных репертуарных пластов была русская духовная музыка – на этих смотрах хор не очень ценился, за неё ругали. Разрешалось петь только западную духовную музыку.
Из наиболее перспективных хористов, она создала более мобильную группу , ансамбль. Целых три месяца они выступали в Смольном соборе, концерты носили характер экскурсий. Эти выступления были очень эффектными.
В 80-е годы, в хор пришёл В. Косарев (бас), он обладал сильным голосом, не очень вписывающимся в хоровой ансамбль. Он привёл с собой ещё двоих теноров и альта. Главное то, что все они были эсперантистами (люди говорящие на языке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или иначе использующие этот язык. Эсперанто, самый распространённый из искусственных языков, вспомогательное средство международного общения. Создан в 1887 варшавским врачом Л. Заменгофом, псевдоним которого Esperanto (надеющийся) стал названием языка. Э. использует корни европейских языков, от которых с помощью нескольких десятков аффиксов создаются обозначения понятий из различных сфер действительности. ). Хористы стали изучать язык эсперанто. Хор получил название именно на этом языке - «Eterna Muziko» , что в переводе означает «Вечная музыка». Примерно в 1988 году по линии Эсперанто, коллектив почти месяц гастролировал в Венгрии, Чехословакии и Польше.
Незадолго до 1991 года хор разделился на две части. Одна часть отправилась в 1991 году на гастроли во Францию. А вторая в Америку
Утро 19 августа 1991 года: по всем каналам показывают едва ли не самый известный балет Петра Ильича Чайковского - «Лебединое озеро». Никто не понимал, что действительно творилось в стране. Именно в 1991 году, с 3-го по 19 августа хор «Eterna Muziko» , по приглашению лютеранской церкви, уехал на гастроли в Соединённые Штаты Америки ( на Север Америки, в штат Мэн). Но вернулись оттуда не все, кто-то уже ехал туда «с дальним прицелом». Узнав о том, что творится в ССР, американские семьи, принимавшие хор, предлагали не возвращаться домой, остаться в Америке как в политическом убежище. Но ведь на Родине многих ждали семьи, дети. Тем не менее, часть хора, вместе с дирижёром осталась в Америке. Сначала остались на 2 недели по контракту, а потом на постоянное место жительства. Хор «Eterna Muziko» не прекратил своё существование, под этим названием они продолжили репетировать и выступать в Америке.
Но и хор ФТИ продолжал репетиции. Правда теперь для него настали тяжёлые будни. Так продолжалось целых 5 лет. Дирижёры менялись каждый год. Сейчас даже никто не помнит их имена Разве что «девочку Яну» , которая продержалась 2 года, и с которой два раза ездили в Швецию.
В 1996 году жизнь хора стала налаживаться. Руководителем хора ФТИ стал Игорь Соловьёв. С 1983 по 1994 он обучался в хоровое училище им. М.И.Глинки. Затем, в Университете культуры и искусств (Специальность: дирижер хора, преподаватель музыкальных дисциплин.). Многим известен как организатор Фестиваля любительских хоровых коллективов «Апрельская капель» (проходит с 2000 г.) .
Он почти не запомнился хористам.
С 1996 г. хормейстером, а с 1997- 1998 г. руководителем и дирижером хора была выпускница Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, лауреат премии «Музы Санкт-Петербурга» Елена Жукова. Под ее руководством хор заметно повысил свой исполнительский уровень и успешно выступал на различных площадках нашего города: в Каменноостровском дворце, Этнографическом музее, здании Академии Наук, в Доме ученых на Неве.
Одна из хористок ФТИ – Адмакина Татьяна, первое сопрано, поёт в хоре уже почти 10 лет (Окончила Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена в 2007 году по специальности «клинический психолог», работает в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов), в своей статье написанной для сборника «Женщины ФИЗТЕХА» рассказывает: «Елена Юрьевна пришла к нам, будучи студенткой I курса Санкт- Петербургского Университета Культуры. На первых порах хор помогал ей совершенствовать свои профессиональные навыки и воспитывать в себе терпение. Достаточно быстро сформировалась атмосфера взаимопонимания и взаимоподдержки, благодаря которой Елена Юрьевна сумела поставить хор на более высокий уровень, в первую очередь, в музыкальном плане. Мы научились не только читать с листа, правильно формировать звук, но и глубже понимать музыку, осмысливать ее содержание. Наш репертуар стал намного богаче: мы выступаем с программой духовной музыки, русскими народными песнями, произведениями классических и современных композиторов. »
Елена Жукова закончила с отличием Музыкально-педагогический колледж №3 и Санкт-Петербургский Университет Культуры и Искусств по специальности "дирижёр академического хора". Огромное влияние на формирование музыкального вкуса будущего дирижёра оказали её учителя.  М.Н.Логинова, преподаватель по хору в колледже, очень много внимания уделяла работе со звуком, эту тщательность Елена постаралась перенять в своей работе. Инна Ароновна Беленькая, преподаватель дирижирования, очень доверяя её музыкальному вкусу, и с огромным удовольствием исполняя хоровые обработки, сделанные Инной Ароновной.  Татьяна Ефимовна Бабанина, талантливейший педагог по сольфеджио в музыкальном колледже им. Римского-Корсакова, она посещает все концерты своих учеников, все значительные события музыкальной жизни Санкт-Петербурга, являясь самым строгим критиком и самым лучшим советчиком.  Валентин Петрович Ильин, профессор Санкт-Петербургского Университета Культуры и Искусств, заслуженный деятель искусств России, ему Елена Жукова обязана 15-ю годами своей музыкальной жизни, в течение которых он вёл, наставлял, помогал. Некоторые хоровые обработки Валентин Петрович делал специально для своих учеников. От своих учителей к своим ученикам Елена Юрьевна старается передать ту атмосферу постоянного совершенствования, требовательности к качеству исполнения, к выбору музыки, к составлению программы выступления, призывая к осмысленности исполнения и вниманию к нюансам. В настоящее время Елена Жукова – преподаватель дирижирования и руководитель женского хора, кафедры Академического хора, Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств.
Энергичность, свойственная Елене Юрьевне, помогает ей добиваться значительных результатов. После окончания университета она стала победителем Санкт-Петербургского конкурса грантов для студентов и аспирантов. Работая в музыкальной школе с детским хором, она активно выступала с детьми, записала с ними диск.
Елена Жукова сотрудничает с петербургскими композиторами (Я.Дубравиным, П.Логиновым, С.Плешаком, В. Плешаком, С.Екимовым, А.Думченко, А.Ростовской), её приглашают в жюри в музыкальных конкурсов. Она старается вовлечь в музыкальную жизнь Петербурга своих учеников, друзей, знакомых. Её хористы становятся её друзьями, а друзья - хористами или поклонниками хорового творчества и компаньонами в посещении концертов.
Со смешанным хором Физико-Технического Института им. Иоффе Елена Юрьевна проработала 12 лет как художественный руководитель и дирижёр коллектива. Почти каждый год они ездили на гастроли или фестивали.
Хор концертировал в России, Белоруссии, Швеции, Финляндии, Чехии, Болгарии ,Норвегии.  В 2000 году хор выступал на Всероссийской выставке « Русь Православная». В 2001 году принимал участие в благотворительном фестивале « Хвали душе моя, Господа» посвященном 2000-летию Христианства. В 2002 и 2003 году участвовал в хоровом фестивале г. Вааса (Финляндия). В 2005 году хор стал лауреатом 2 международного фестиваля православной музыки « Достойно есть» проходившем в Болгарии. Хор выступал на различных выставках, семинарах, конференциях и, даже, на юбилее известного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а, лауреата [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за разработку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и создание быстрых [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Жореса Ивановича Алфёрова.
Частые концерты, поездки, фестивали дали возможность оценить свой уровень, поставить новые задачи и привели к новым знакомствам, концертам, новым идеям.
Гастроли – это примечательная сфера в жизни хора ФТИ. Татьяна Адмакина пишет: «Наши басы и тенора внимательны и отзывчивы: мы встречаем протянутую руку, выходя из автобуса, тяжелые женские багажи во время поездок всегда находят своего «носильщика». Но самое главное – с ними не приходится скучать. Каждое путешествие начинается песнями под гитару, плавно переходящими в увлекательные рассказы мужчин об их заграничных командировках, походах, да и просто о работе. В перерывах между песнями мы слушаем стихи и коллективно философствуем о жизни. Ясно, что пропускать такие поездки – это лишать себя удовольствий.»
В 2010 году эстафету руководства хором приняли ученицы Е.Ю.Жуковой Ксения Вячеславовна Селедцова (в качестве дирижёра и художественного руководителя) и Вера Владимировна Ильина (хормейстер). Они успешно продолжили репетиционную и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] деятельность коллектива.
Ксения Селедцова - с отличием окончила Санкт-Петербургский Музыкально-педагогический колледж №3 (класс дирижирования – Е.Ю. Жуковой) . Затем окончила с красным дипломом СПбГУКИ ( класс дирижирования – доцент Н.А. Лихоманова). Сейчас Ксения обучается в аспирантуре СПбГУКИ. Является преподавателем дирижёрско-хоровых дисциплин в СПб Музыкально-педагогическом колледже №3 и руководителем хора мальчиков [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В хоре ФТИ Ксения пела с 2005 года, а в 2007 году стала хормейстером.
Под руководством Ксении Селедцовой, хор дал сольный концерт в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, участвовал в хоровом фестивале «Апрельская капель», выступал в концертном зале у Финляндского вокзала, Большом актовом зале Физико-Технического института и в Библиотеке города Пушкин. В конце октября 2011 года состоялась очень интересная поездка в г. Петрозаводск. Это была творческая встреча хора ФТИ со смешанным хором ПетрГУ. Выступление проходило в Музее изобразительных искусств Республики Карелия. В январе 2012 года хор ездил в г. Тихвин. Там Ксения Вячеславовна последний раз выступила с хором ФТИ в качестве художественного руководителя и дирижёра этого коллектива. Она была вынуждена оставить руководство в связи с большой занятостью на работе и в аспирантуре, но этот хор невозможно просто вычеркнуть из своей жизни. Поэтому , Ксения, по возможности приходит на репетиции и концерты.
С января 2012 года художественным руководителем и дирижёром хора ФТИ становится Вера Ильина, а хормейстером – Алёна Тихонова (также студентка Е.Ю. Жуковой, окончила Сахалинский колледж искусств) . В 2009 году Вера Ильина с отличием окончила Санкт-Петербургский Музыкально-педагогический колледж №3 (класс дирижирования – Елены Анатольевны Жуковой). Ныне студентка СПбГУКИ, кафедра Академического хора (2009-2011 – класс доцента О.П. Кеериг; с 2011 – класс старшего преподавателя Е.Ю. Жуковой).
За год хор выступил с концертами: в Культурном центре Приморского района, в церкви Святого Михаила, в Белом зале Политехнического университета на 10-м хоровом фестивале «Апрельская капель-2012», концертном зале библиотеки г. Пушкин, принял участие в концерте, посвященном 25-летию Лицея ФТШ (НОЦ – Научно-образовательный центр). 10 ноября 2012 года, хор ФТИ стал лауреатом III степени Третьего международного конкурса исполнителей духовной музыки «РЕ-ЛИГО».
       На сегодняшний день, в коллективе около 20 исполнителей; многие из них - научные сотрудники ФТИ, инженеры, преподаватели. Также, в хоре поют несколько выпускниц Музыкально-педагогического колледжа №3 и студентки Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств, которые, пройдя в этом хоре дирижёрско-педагогическую практику, не смогли расстаться с коллективом и продолжили своё общение в качестве хористов. Всех этих людей объединяет любовь к музыке. Возраст участников хора примерно от 20 до 75 лет, но верхний предел, конечно же, не ограничен. Репетиции хора проходят в Актовом зале им. Голанта В.Е. в ФТИ им.А.Ф.Иоффе РАН по адресу Политехническая ул.26,  с сентября по май месяцы два раза в неделю по понедельникам и средам с 19 до 21 ч.   Хору ФТИ уже более 30 лет, состав хора периодически обновляется, но есть двое хористок, которые поют с самого основания коллектива, с 1978 года (!) , это: Петрунина Лидия Ивановна и Селенова Марина Алексеевна. Вот что Марина Алексеевна говорит о хоре: «Я - Инженер-конструктор, проработавший в ФТИ почти 30 лет. Сейчас на пенсии.
Бессменно пою в хоре со дня основания, т.е. с 1978 года, когда в Физтех пришла выпускница консерватории, собравшая вместе любителей пения, работавших в ФТИ.
С той поры у хора сменилось много руководителей, менялся, конечно и состав хора; кто-то уезжал в другие страны, кто-то бросал хор ради других занятий. Из первого состава осталось несколько участников; среди них – Лидия Ивановна, с которой меня связывает многолетняя дружба.
Конечно, не всегда было легко сочетать работу, домашние дела с занятиями в хоре, но оставаться в хоре мне помогала моя семья – мой муж и мои дети, которые всегда с пониманием относились к моему увлечению. Занятия в хоре помогли лучше понять и почувствовать музыку, в том числе старинную, к которой у меня особое пристрастие.
Хор помог мне также побывать в США и многих странах Европы, где мы выступали с концертами и увидели много интересного.
Я люблю свой хор; он дает мне огромный заряд жизненных сил. Мое увлечение передалось моей 8-летней внучке, которая уже три года поет в хоре и занимается музыкой.»
В репертуаре коллектива - старинная и современная музыка русских и зарубежных композиторов, а также эксклюзивный музыкальный материал, созданный именно для хора ФТИ. Репертуар постоянно пополняется новыми произведениями.
В коллективе царит творческая, рабочая и дружественная атмосфера. Очень тонко по этому поводу Татьяна Адмакина написала в своей статье: «Хор примечателен не только своей музыкально-концертной деятельностью, но и той атмосферой, которая в нем царит. Несомненно, что основная роль в создании теплых отношений принадлежит именно женщинам, которые относятся к хору как к семье, окружая всех теплом и заботой: если у меня замерзают руки, сидящая рядом «мама» согревает их своим шарфом, если я прихожу встревоженная, меня обязательно спрашивают «что случилось?». Здесь мы отдыхаем душой Однако, такое «расслабленное состояние» души сопровождается бурной интонационно- слуховой работой с многократным пропеванием «грабли- грибли», отчеканиваем слогов «ку-ку-ку» вместо прекрасных текстов, написанных, например, Н.Гумилевым, и транспонированием мелодии из одной тональности другую. В такой непростой ситуации нам, женщинам, не обойтись, без поддержки мужчин, которые твердостью своего голоса создают основу для всего хора.»
В завершении хочу сказать, что недавно мы узнали от работников ФТИ, что Ольга Кучерова пару лет назад приезжала в Санкт-Петербург оформлять пенсию, и не так давно она умерла... Хористы вспоминают о ней как об очень импульсивной, немного нервной, но очень талантливой женщине, которая не терпела фальши. Теперь остались лишь воспоминания, фотографии и несколько записей.
На следующий год хору Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе исполняется 35 лет. Он продолжает радовать слушателей своими выступлениями. Коллектив немного обновляется, но старается сохранять многолетние традиции и продолжает совершенствоваться.








13PAGE \* MERGEFORMAT14915




15