Социально-психологическая адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене
Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, VIII вида № 28 г. Тулуна.
«Социально-психологическая адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене».
Подготовила классный руководитель: Н.В. Дмитриева
Тулун
Актуальность проблемы и определила тему:
«Социально-психологическая адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене».
Были определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начального звена в основную школу в теории и практике.
2. Проверить эффективность структуры успешной адаптации обучающихся 5го класса в основной школе и влияние рекомендаций на адаптацию пятиклассников.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения.
Проблемы пятиклассников связаны с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками. Все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении и помочь ему преодолеть их. Это, прежде всего недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему.
У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер, и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.
Изменения происходят в учебной деятельности подростка с началом этапа полового созревания:
1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания).
2. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания.
3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
Необходимо: смена учебной деятельности ребенка; создание условий для двигательной активности детей; наблюдение за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания. Забота о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в группе спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым учителям, быстро теряют к ним интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
Заключение
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.
Итак, подводя итоги проведенной работы, можем сделать следующие выводы: В начале учебного года у трех пятиклассников были отмечены повышенная школьная тревожность. Для большинства учащихся характерным являлось беспокойство и снижение учебной мотивации, что говорит о среднем уровне школьной адаптации.
Однако следует отметить, что наша школа небольшая. Дети при переходе из начальных классов в старшее звено, испытывают меньший дискомфорт. Потому, что они уже знают многих учителей, да и все проблемы взаимоотношений «видны как на ладони», школа действительно является для учеников своеобразной семьей, поэтому серьезных проблем с дезадаптацией выявлено не было. Лишь у одной девочки, и то этот показатель близок пороговому (51 %). У 56 % ребят высокая и нормальная школьная мотивация, 33 % положительно настроены на общение в школе. 77 % удовлетворены школьной жизнью.
После реализации рекомендаций, включающих работу с учителями, пятиклассниками, по итогам контрольной диагностики, было отмечено снижение школьной тревожности, повышение учебной мотивации и повышение уровня удовлетворенностью школьной жизнью у пятиклассников.
В классе на начало учебного года было 12 человек, из них 4 девочек и 8 мальчиков в возрасте 10-11 лет. Физическое и психическое развитие обучающихся соответствует норме, отклонений не наблюдается. Учащиеся класса довольно работоспособны, успеваемость за прошлый год (4 класс) составила 100 %, качество знаний составляло 65 %.
По результатом качества знаний 5 класс не понизил, а даже улучшил показатель с 62 % (май 2013года) до 68 % ( октябрь2013 года), что также свидетельствует о хорошей адаптации учащихся.
Список литературы
1. Души прекрасные порывы: классные часы на нравственные и патриотические темы. 5-7 классы / сост. Е.В. Васильева. – Волгоград: Учитель, 2008 г.- 127с.
2. Спутник классного руководителя. 5-7 классы / авт.-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2007 г.- 139с.