Дыхание, музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе
Дыхание, музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе.
Воспитатель высшей кв. категории
МБДОУ № 20 «Ёлочка» ЗМР РТ
Аникина Ю.А.
Жизнь и время диктуют свои правила Оглядываясь назад, можно констатировать тот факт, что сегодня дошкольное образование уже не то, каким оно было даже пять лет назад: сегодня маленькому ребенку и его семье нужен несколько иной детский сад, в котором преобладают все те же ценности – доброта, любовь, душевная теплота, искренность, бережное отношение к душе ребенка, - но само содержание деятельности уже другое, его нет смысла рассматривать с позиции «хуже» или «лучше», чем то, что было, оно просто другое. Что необходимо для этого?
- Создание среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей, в том числе детей ограниченными возможностями здоровья.
В своем уставе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает понятие «здоровье» не только как биологическую, но и как социальную категорию. В преамбуле устава ВОЗ приведено следующее определение: «Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».
По результатам статистических данных, физически зрелыми рождаются не более 14 % детей, а уже к 6-7 годам, то есть ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребенок может считаться абсолютно здоровым. Перечисляя факторы нездоровья подрастающего поколения, мы обычно забываем еще об одном, весьма существенным: это неумение самих детей быть здоровыми, незнание элементарных законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сбережения здоровья.
Основные компоненты деятельности по самосбережению здоровья с учетом психофизического развития дошкольника:
Свобода движений, дыхания.
Проявление эмоций.
Творческое самовыражение ребенка.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Воспитательная работа с дошкольниками по здоровье сбережению является профилактическим видом деятельности. Для преодоления внутренней эмоциональной и мышечной скованности у детей с проблемами в развитии необходимы дыхательно-голосовые упражнения. Они способствуют развитию и укреплению голоса, умению управлять им, а также являются профилактикой респираторных заболеваний. Для оздоровления детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья мы применяем музыкотерапию и дыхательную гимнастику.
Войдя в новое тысячелетие, мы оставили за собой эпоху, когда врачи диагностировали заболевание и предписывали лечение, а пациенты механически повиновались им. Мы можем использовать музыку для того, чтобы стать чувствительнее к ритмам своего организма. Слово «музыка» происходит от греческого корня «мюзе».
Терапия – в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) в качестве основы для лечения болезней с помощью музыкальной терапии.
Американская медицина впервые начала экспериментировать с терапевтическим использованием музыки в конце 19 века – начале 20 века.
История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же и у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедре физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходят в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.
В 1997 году Михаилом Львовичем Лазаревым – заведующим лабораторией валеологии Московского института повышения квалификации работников образования, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, национальным координатором Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья была создана программа “Здравствуй” (формирования здоровья детей дошкольного возраста), в которой музыке отводится центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления».
Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.
Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.
Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечнососудистая.
Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.
Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию.
В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.
В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки.
Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть- 20 вдохов в минуту, страх – 60 вдохов, гнев – 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.
В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.
В программе «Здравствуй» предусмотрены ряд тем, направленных на отработку у ребёнка основных дыхательных качеств и оптимизацию функций дыхания. В описываемых способах дыхательной гимнастики М. Л. Лазарева использованы элементы дыхательной музыкальной терапии, направленной не только на формирование здоровья здоровых детей, но и на профилактику бронхолёгочных заболеваний, детей с астматическим заболеванием. Ребёнок начинает заниматься дыхательной гимнастикой через приятные эмоционально окрашены виды деятельности - пение, чтение, игру на духовых инструментах (дудочки, свистульки). Это формирует у него дыхательное удовольствие, которое чрезвычайно важно в процессе оздоровления дыхательной функции, кроме того, дыхательная гимнастика тренирует конкретные дыхательные качества и умения – силу дыхательных мышц, объёмную скорость дыхания, жизненную ёмкость. Пройдя с детьми курс занятий «Знакомство со звуками» у детей улучшались показатели функций внешнего дыхания, повысился эмоциональный тонус, дети научились слушать окружающую природу, научились использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья, будут заниматься звуковой дыхательной гимнастикой.
Малышам астматикам необходимо избегать больших физических нагрузок, но это не значит, что нужно делать из нормального ребенка инвалида: постоянно одергивать его, не разрешать двигаться. Наоборот, помогайте ребёнку излечиться и, помимо следования рекомендациям врача, займитесь с ним специальной физкультурой и дыхательной гимнастикой.
Прилагаю примерный комплекс упражнений для занятий при бронхиальной астме для детей 3-4 лет
«Каша кипит»
Исходное положение (И.П.):сидя на скамейке, поднять прямые руки вверх (вдох), медленно опускать вниз (выдох) с произношением звука Ш-ш-ш (до полного выдоха). Руки опускать прямые.
«Комарик»
И.П.: сидя верхом на скамейке, руки положить на талию. Сделать вдох, затем повернуть туловище вправо (выдох), на выдохе протяжно произнести звук З-з-з (подражая звуку комара) до полного выдоха. После этого вернуться в исходное положение (вдох) и то же движение повторить в левую сторону. Повторить в каждую сторону 4-5 раз.
«Трубач»
И.П: сидя на скамейке, кисти рук сложить в трубочку, поднести ко рту. Вдохнуть и медленно, удлиненно выдохнуть воздух с громким подражанием звуку трубы П-ф-ф-у (до конца выдоха). Повторить 4-5 раз.
«Насос»
И.П: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдохнуть, затем наклонить туловище в сторону, рука скользит вниз по ноге, другая поднимается вверх до подмышечной впадины, при этом надо громко произнести звук С-с-с (выдох). Выпрямиться (вдох), то же движение в другую сторону. Повторить упражнение 7-8 раз.
«Рубка дров»
И.П: стоя, ноги расставлены в стороны. Поднять руки вверх (пальцы переплетены вместе) - вдох, нагнуться вперёд («удар топором») до полного выдоха. На выдохе произносить протяжно звук У-х-х-х. Повторить с небольшими интервалами 4-5 раз.
Отдых на скамейке и подготовка к игре «Мыльные пузыри». Пускание мыльных пузырей.
Хотелось бы закончить своё выступление такими словами: «Каждый ваш вдох - великая радость жизни. Радуйтесь каждому вдоху, каждому мгновению жизни и научите этому своих детей».
Литература:
1.Лазарев М. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. ЦВЛД, 1993г.
2.Глазырина Л. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких. Минск: ПК ООО «Бестпринт», 1997г.
3.Лазарев М. «Здравствуй!»: Учебное методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.:Мнемозина, 2004г.
4. Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» г. Санкт-Петербург, № 4 – 2010 г., № 3 – 2011 г., № 9 – 2012 г.
Заголовок 1Заголовок 215