Урок внеклассного чтения в 8 классе на тему: «Человек создан для счастья…» (По очерку В.Г.Короленко «Парадокс»)

Урок внеклассного чтения в 8 классе на тему:
«Человек создан для счастья» (По очерку В.Г.Короленко «Парадокс»)

Цели:
Образовательная: познакомиться с очерком В.Г.Короленко «Парадокс», фильмом-призером Всероссийского кинофестиваля «Семья России» «Нарицаешься Верою», повторить композицию художественного произведения;
Развивающая: развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа;
Воспитательная: воспитывать понимание и сострадание к окружающим людям.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, индивидуальные рабочие листы.

Ход урока
1. Оргмомент.
Тема нашего урока: «Человек создан для счастья»
Как вы думаете, о чем нам сегодня предстоит говорить? (О счастье, о жизни)
Чтение учителем стихотворения Э.Асадова «ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»(в сокращении) Что же такое счастье? Одни говорят:- Это страсти: Карты, вино, увлеченья - Все острые ощущенья. Другие верят, что счастье - В окладе большом и власти, В глазах секретарш плененных И трепете подчиненных. Третьи считают, что счастье - Это большое участие: Забота, тепло, внимание И общность переживания. А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека!

- В своих сочинениях «Что такое счастье?», «Счастливый человек. Какой он?» вы пытались ответить на этот вечный вопрос. (Презентация с озвучиванием: читаются выдержки из ученических сочинений)

- Сегодня мы попытаемся в процессе беседы обогатить (пополнить) наши знания о счастье и смысле жизни человека.

Самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе. И таким даром – чутким сердцем – обладал, по воспоминаниям современников, Владимир Галактионович Короленко. Друзья называли его «совестью эпохи» «солнцем России».
- Посмотрите на названия произведений писателя и скажите: о ком писал писатель, кто был героями его произведений. («Дети подземелья», «Слепой музыкант», «Чудная»______________________
(Короленко писал о нищих, обездоленных, несчастных людях).
В основе мироощущения Короленко лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.
И эти чувства (вы со мной, надеюсь, согласитесь) мы испытываем, читая очерк «Парадокс».

2. Основной этап урока.
2.1. Работа по тексту: сюжет, композиция.
- Что означает это слово?
(Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу).
- Каков сюжет произведения? (Пересказ учащегося).
- Давайте вспомним составляющие композиции. (Даны определения, нужно подписать понятия)
Вступительная часть литературного (музыкального) произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем -

Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях -

Момент наивысшего напряжения действия в художественном произведении -

Один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении -

- Какова композиция произведения? (Определить, что является экспозицией, развитием действия, завязкой, развязкой произведения?































































2.2. Работа по содержанию (с таблицами):
А) заполнение таблиц №1, №2. Феномен (книжн.) – человек (явление), выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении.
Таблица №1
1. Каковы были представления братьев, героев рассказа,
о назначении жизни человека?

До появления феномена
После появления феномена

«мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни...»
«теперь это почему-то не доставляло нам прежнего удовольствия.
Впрочем, причина была: в дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью...»


2. Какое впечатление производит феномен

на собравшийся народ?
на мальчиков?

«какое-то испуганное сожаление», «послышался визг»,
« послышался почти истерический женский плач»

«зажмурился,-так резко и болезненно ударило мне в глаза обнаженное уродство этих узких плеч»


- Работа со словом АФОРИЗМ.
Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье – естественное состояние человека.
Таблица №2
1. Каково поведение феномена среди людей? Его отношение

к окружающим людям:
взгляд (глаза):
острый, саркастический, насмешливый;
фразы:
«Обойди! Обойди!»
атмосфера:
«преобладало тяжелое, не совсем одобрительное молчание»; напряженная атмосфера.
к мальчикам:
взгляд (глаза):
«он смотрит на меня умным, задумчивым и смягченным взглядом, который становится все мягче и все страннее»
афоризм:
"Человек создан для счастья, как птица для полета"
атмосфера:
«все кончилось для нас благополучно»,
отец смеялся, мать смотрела с благодарностью.






Б) Устная работа по вопросам:
Таблица №3
2. Чем можно объяснить такое отношение?


Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь – жизнь калеки – это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.


3. Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?


Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души.



4. Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков?



Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.


5 . Почему именно мальчикам он написал это афоризм? Почему он повторил его несколько раз?


У них вся жизнь еще впереди. Внушил им надежду.
Настойчивым напоминанием афоризма он как бы желает внушить юным слушателям, что это суждение особо важно для них.


6. Почему этот афоризм прозвучал как парадокс?


Парадокс в том, что жалкий калека – автор афоризма о счастье. Если бы этот афоризм изрек здоровый человек, то смысл бы не исказился, афоризм бы не превратился в необычное высказывание.


- Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Произошел духовный перелом – резкое изменение в сознании.
«Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего - есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и его осуществлению. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».
Эти слова были написаны в один из самых трагических моментов в жизни писателя, когда он узнал о смерти своей маленькой дочери Лели. Но он считает, что надо не сдаваться в жизни.
- Чтение учеником стихотворения:
Природа-мать не наделила
                   Его руками, как всех нас,
                   И счастье в душу не вселила,
                   Не дав вкусить его хоть раз.
                   А как же жить, когда смеются
                   И пальцем тычут в спину все?
                   В душе ручьями слезы льются-
                   Вся жизнь словно в кошмарном сне
                   Людей своим уродством тешит,
                   В коляске ездит, как паук.
                   Но кто поможет? Кто утешит?
                   Он сам себе и мать, и друг.
                   Жестоко, страшно, будто в маске
                   Его лицо, но вот глаза
                   В них столько жизни, столько ласки,
                   В них мысль, что жизнь всего одна,
                   Что счастья все должны добиться-
                   Ведь для того мы рождены.
                   Мы с вами, как в полете птицы:
                   Мы можем все, а он – увы!
                   Он никогда не испытает
                   Того, что чувствуют вокруг.
                   Ведь рана та не зарастает,
                   Ведь нет у человека рук!
                   Такой, обиженный судьбою, 
                   Не понимает он людей,
                   В ком жизнь бурлит, течет рекою,
                   Но только без счастливых дней.
                   А счастья нужно добиваться-
                   Само не постучится в дверь.
                   Но как?! Шутить, любить, смеяться,
                  Стать интересней и добрей.
                   Уродлив, но душа прекрасна;
                   Он потому нас учит жить,
                  Что рождены мы все для счастья,
                   Что нужно счастьем дорожить!

2.3. Просмотр фильма и его обсуждение.

- Доводилось ли вам в жизни встречать таких людей? Сегодня я хочу познакомить вас с Верой Петровной Костелянец, жительницей Калужской области.
Прежде чем познакомиться, посмотрите вопросы, которые нам предстоит обсудить потом.

А) Просмотр фильма-призера IV Всероссийского кинофестиваля «Семья России» «Нарицаешься Верою»
Сюжет фильма:
Родилась Вера на Урале. Родилась без обеих рук. Мать оставила ее в детдоме. Там и научилась она всему: шить, работать, обслуживать себя. Как только ей исполнилось 16 лет, директор детдома определила ее в дом престарелых. Запахи, трупы чуть не довели девушку до отчаяния. Ее определяют в обычную школу учиться. На переменах появлялось в классе много зевак, которые приходили посмотреть на необыкновенного человека, который писал, как все, но только зубами или зажимая ручку плечом и подбородком. Вера закончила школу. Выпускной. Не такая нарядная, как все, но счастли
·вая. По направлению приехала в калужский сельхозтехникум. Когда посмотрели на нее, то подумали: кто же за ней будет ухаживать? Но когда увидели, что Вера сама себя обслуживает, разрешили ей остаться.
Стала встречаться с парнем. Забеременела. Он сказал, что помогать ей не будет, что она должна сделать аборт. Но Вера мечтала о девочке. Родила. И с этой трудностью справилась сама. Пока ребенок маленький, переносила его в зубах, стирала, пеленалаВ собесе помогли: дали комнату. Когда дочери исполнилось три года, к ним в село приезжает корреспондент журнала «Работница». Вере стали приходить письма, посылки. И однажды она получила письмо с казенным адресом. Это из тюрьмы. Завязалась переписка. Вера поехала в тюрьму на Украину. Там они и расписались. Снова беременность. Снова предательство. Вера понимает, что муж хочет развод, но не решается сказать. Тогда она предлагает сама развестись.
Родился мальчик. Вера счастлива снова. Однажды, возвращаясь со службы (это было Прощеное воскресенье), Вера зашла в лес и стала искренне и слезно просить прощение у своей матери, она сама давно простила свою мать за все.
Несмотря ни на что, Вера счастлива. Счастлива, потому что скоро наступит весна, скоро будет копаться в земле. Счастлива, потому что вырастила хороших детей, дала им все, что могла, а теперь все зависит от них.

- Несчастные всегда виноваты, виноваты в том, что существуют, что говорят, что нуждаются в других и что не могут оказать им услуг. (Оноре Мирабо)

Б) Работа по вопросам:
- Что удивило, что поразило вас в судьбе героини? (Необыкновенная сила воли, безграничная доброта в глазах)

- Что сближает двух героев (Яна Залусского и Веру), кроме того, что они оба без рук? (Сближает то, что герои для окружающих удивительные существа, на которых глазеют как в цирке, но никто из них не озлобился на людей за то, что они здоровы; и Вера, и феномен заботятся о детях (у Веры свои дети, у феномена – племянники), несмотря на то, что они без рук.

- Василий Розанов писал: «Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как это ни странно, а без этого пуста жизнь». И для наших героев жизнь наполнена смыслом: заботой об окружающих.

- После нашей беседы, после знакомства с героями пополнились ли ваши представления о счастье? (Одной из составляющих счастья является сама жизнь)

В) Какая из цитат могла бы быть эпиграфом к нашему уроку. Эпиграфом, который бы отражал задумку авторов сегодняшних произведений.

- Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях.
Лев Толстой – Петру Боборыкину

- Любая книга – это исповедь, а книга воспоминаний – это исповедь без попытки прикрыть себя тенями вымышленных героев.
Илья Эренбург

- В писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника, но он не творец, он беспощаден.
А.Н.Толстой

3. Заключительный этап работы.

Наш урок мне хочется закончить цитатами из ваших сочинений (презентация):

- Самое большое счастье – это сама жизнь.

- В течение жизни человек сталкивается с трудностями и горем. И если он умеет преодолеть все это, сохранить доброту и человечность, не озлобиться – это тоже счастье.

- Счастье – это чудо, которое мы сами создаем.

- Счастье – счастье – это умение радоваться жизни.

- Если человек не будет стараться делать жизнь счастливой, то она перестанет ему нравиться.

- Счастье не надо искать, оно не вокруг да около. Оно в нас самих.

- Дерзай, пробуй, испытывай, узнавай неизвестное. Ведь чем больше у человека интересов, чем разностороннее его увлечения, тем интереснее жизнь, тем больше у него шансов быть по-настоящему счастливым.


Вы созданы для счастья, но не забывайте, что окружающие вас люди тоже созданы для него. Поэтому не унижайте людей, цените их, любите их, берегите их.
Рабочий лист для учащихся
Восемнадцатое февраля.
Классная работа.
«Человек создан для счастья» (по очерку В.Г.Короленко «Парадокс»)





Толковый словарик.
Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.
Феномен (книжн.) – человек (явление), выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении.
Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею.
1. Вспомните составляющие композиции:
Вступительная часть литературного (музыкального) произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем - ________________________________

Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях - __________________________________

Момент наивысшего напряжения действия в художественном произведении - ________________________

Один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении - _____________________________

2. Определите, что является 1) экспозицией, 2) завязкой, 3) кульминацией,
4) развязкой произведения.






















3. Заполните таблицы примерами из текста:
1. Каковы были представления братьев, героев рассказа,
о назначении жизни человека?

До появления феномена
После появления феномена




2. Какое впечатление производит феномен

на собравшийся народ?
на мальчиков?







Каково поведение феномена среди людей? Его отношение

к окружающим людям:
взгляд (глаза):
_____________________________________
фразы:
_____________________________________
атмосфера:
_____________________________________

_____________________________________
к мальчикам:
взгляд (глаза):
_____________________________________
афоризм:
_____________________________________
атмосфера:
_____________________________________

_____________________________________


4. Вопросы по фильму:

- Что удивило, что поразило вас в судьбе героини?
- Что сближает двух героев (Яна Залусского и Веру), кроме того, что они оба без рук?



Домашнее задание:

1. Заполните таблицы примерами.
1. Опишите случай, произошедший с вами, который заставил вас иначе взглянуть на мир.








« Однажды, когда мы сидели таким образом, погруженные в созерцание неподвижных поплавков, с глазами, прикованными к зеленой глубине бадьи,- из действительного мира, то есть со стороны нашего дома, проник в наш фантастический уголок неприятный и резкий голос лакея Павла.»

Экспозиция

«Было это приблизительно около полудня знойного и тихого июньского дня. В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки, крючки которых были опущены в огромную бадью с загнившей водой. О назначении жизни, в то время, мы не имели еще даже отдаленного понятия»


Завязка

«Однако скептическая улыбка видимо сплывала с ее красивого лица, и в синих глазах уже мелькало какое-то испуганное сожаление, обращенное к предмету, стоявшему среди толпы, у крыльца...
Это была небольшая, почти игрушечная телега, в которой как-то странно, странно почти до болезненного ощущения от этого зрелища,- помещался человек.»

Развитие действия

«А потом мы пошли опять в свой угол, добыли удочки и принялись было в молчании поджидать серебристую рыбу в загнившей бадье
Но теперь это почему-то не доставляло нам прежнего удовольствия. От бадьи несло вонью, ее глубина потеряла свою заманчивую таинственность, куча мусора, как-то скучно освещенная солнцем, как бы распалась на свои составные части, а кузов казался дрянной старой рухлядью»


Кульминация

«Потом он быстро заскрипел пером, и его нога протянулась ко мне с белым листком, на котором чернела ровная, красивая строчка. Я взял листок и беспомощно оглянулся кругом.
- Прочитай,- сказал, улыбаясь, отец.
Я взглянул на отца, потом на мать, на лице которой виднелось несколько тревожное участие, и механически произнес следующую фразу:
- "Человек создан для счастья, как птица для полета"...


Развязка

« Однажды, когда мы сидели таким образом, погруженные в созерцание неподвижных поплавков, с глазами, прикованными к зеленой глубине бадьи,- из действительного мира, то есть со стороны нашего дома, проник в наш фантастический уголок неприятный и резкий голос лакея Павла.»

«Было это приблизительно около полудня знойного и тихого июньского дня. В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки, крючки которых были опущены в огромную бадью с загнившей водой. О назначении жизни, в то время, мы не имели еще даже отдаленного понятия»


«Потом он быстро заскрипел пером, и его нога протянулась ко мне с белым листком, на котором чернела ровная, красивая строчка. Я взял листок и беспомощно оглянулся кругом.
- Прочитай,- сказал, улыбаясь, отец.
Я взглянул на отца, потом на мать, на лице которой виднелось несколько тревожное участие, и механически произнес следующую фразу:
- "Человек создан для счастья, как птица для полета"...


«А потом мы пошли опять в свой угол, добыли удочки и принялись было в молчании поджидать серебристую рыбу в загнившей бадье
Но теперь это почему-то не доставляло нам прежнего удовольствия. От бадьи несло вонью, ее глубина потеряла свою заманчивую таинственность, куча мусора, как-то скучно освещенная солнцем, как бы распалась на свои составные части, а кузов казался дрянной старой рухлядью»




Заголовок 115