Урок чтения в 4-м классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Урок чтения в 4-м классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Цели:
обобщение знания по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке";
выявление характеров и поступков героев;
развитие логического мышления, умение делать выводы, развитие речи, отработка навыка выразительного чтения.
Тип урока: закрепление и систематизация знаний и формирование умений и навыков.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: аудиозапись, видеозапись, портрет А.С.Пушкина, костюмы для инсценировки, опорные слова, картинки по каждой части сказки, рисунки детей, карточки с пословицами, игровое оборудование для дидактических игр, иллюстрации к сказке русских художников, выставка книг по теме: "Сказки АС.Пушкина".
В урок включены следующие виды чтения:
чтение по ролям;
выборочное чтение;
инсценировка;
чтение по цепочке;
деление текста на части;
озаглавливание частей;
пересказ прочитанного.
Дидактические игры и упражнения, направленные на коррекцию высших психических функций.
Дидактическая игра "Найди и выбери нужное" – коррекция мыслительной деятельности, памяти.
Дидактическая игра "Дополни, чего не хватает" – коррекция памяти, восприятия.
Дидактическая игра "Составление разрезной картинки" – коррекция восприятия, анализа и синтеза.
Дидактическое упражнение "Выбери пословицу" – коррекция мыслительной деятельности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
На столе лежат цветные буквы к, а, з, а, с, а.
- Составьте слово. (Сказка)
- Какая орфограмма? (Звонкие и глухие согласные)
II. Введение в тему.
- Какую сказку А.С.Пушкина мы изучаем? ("Сказка о рыбаке и рыбке")
- Сегодня у нас в гостях сказка. На уроке вы ее вспомните, составите план, мы поговорим о характерах и поступках персонажей этой сказки
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
III. Актуализация знаний учащихся.
- Послушайте, как читает артист эту сказку. Сегодня вы тоже будете артистами и будете продолжать читать эту сказку с выражением.
Включаю грамзапись (пластинка "Сказка о рыбаке и рыбке")
1. Что вы узнали о жизни старика и старухи (жили в ветхой землянке). На доске открываю опорные слова и картинки:
Опорное слово: землянка.
Картинки: землянка, старик, старуха, корыто, синее море.
- Что старик закидывал в море? Опорное слово: невод, синее море.
- Сколько раз старик закидывал невод? (3 раза)
- Что было в неводе 1 раз? Опорное слово: тина.
Дидактическая игра "Найди, выбери нужное"
На столе; сетка, тина, трава морская, игрушка – золотая рыбка.
- Положи в невод тину (ребенок кладет в сетку тину).
- Что было в неводе 2 раз? Опорное слово: морская трава.
(Ребенок выкладывает из сетки тину и кладет водоросли)
- Что поймал старик в 3-й раз? Опорное слово: с золотая рыбка (ребенок выкладывает из сетки водоросли и кладет золотую рыбку игрушку).
Дидактическая игра "Дополни, чего не хватает на картинке?"
(Корыта)
- Правильно, не хватает корыта. "У старухи разбитое корыто".
III. Выборочное чтение.
- Продолжайте читать (2 чел.).
- Как можно озаглавить эту часть? Появление золотой рыбки
1. Ответы на вопросы.
- Что произошло дальше? (Cтарик вернулся к старухе и увидел новое корыто)
- Что сказала старуха? (Cтаруха стала бранить старика и послала выпросить избу)
Опорное слово: бранить.
- Что сделал старик? (Покорно пошел к морю)
- Как встретило его море? Опорное слово: море помутилось.
2. Чтение по ролям.
- Найдите продолжение сказки и дальше читаем по ролям, (раздаю шапочку-золотой рыбке, автору, косынку-старухе, шляпу-старику).
- Составьте на доске картинку к этой части, расскажи,
(У старухи новая изба, она была крестьянкой, а хочет быть столбовою дворянкой. Когда старик пришел к морю, оно неспокойно. Старуха ругает старика, а старик терпит. Он идет к рыбке с поклоном словарные слова изба)Опорные слова: море неспокойно, крестьянка, столбовая дворянка, старуха ругает, с поклоном рыбке отвечает.
- Как озаглавим эту часть? Старуха-крестьянка
3. Чтение учителем.
- Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем....
- Составьте картинку (ребенок на доске составляет картинку и проговаривает полным предложением). Картинки: терем, неспокойное море слуги старуха старик.
4. Выборочное чтение.
- Какой наряд на старухе? Подтверди текстом.
Опорные слова: терем, душегрейка, кичка, жемчуги, золотые перстни, красные сапожки.
5. Ответы на вопросы
- Как ведет себя старуха? (Старика бьет, за чупрун таскает)
Опорные слова: бьет, за чупрун таскает.
- Как ведет себя старик? Опорное слово: испугался, взмолился.
- Как встретило старика море? Опорное слово: неспокойно море.
6. Инсценировка отрывка сказки.
(Костюмированные дети инсценируют отрывок сказки)
- Продолжи сказку.
Дидактическая игра "Чего не хватает?"
-Ч его не хватает на старухе? (Собольей душегрейки)
- Озаглавьте 3-ю часть.
Старуха- дворянка
- Что происходило дальше?
7. Физ.минутка.
Дидактическая игра "Составь разрезную картинку"
- Найди в классе части картинки и собери в одну (пока дети собирают картинку, я открываю словарные слова). Опорные слова царские палаты, царица, стража, бояре.
- Как ведет себя старуха? Опорное слово: с очей прогнать велела .- Как ведет себя старик? Опорное слово: старухе поклонился .- Как изменилось море? Опорное слово: на море черная буря, почернело.
- Посмотрите на картинку и скажите, что же изменилось? Пересказ детьми этой части.
8. Чтение по цепочке.
- Дальше читает тот, кого я задену рукой (чтение детьми).
- Озаглавьте эту часть.
Старуха-царица
9. Выборочное чтение.
"Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась..."
- На столе карточки. Выбери и прочитай, чего захотела старуха, хочу новый дом хочу много богатства хочу быть владычецей морскою.
- А что происходило дальше, посмотрите видеофильм.
- Какие последние слова сказки? (Осталась у разбитого корыта)
IV. Итог урока.
- Почему так произошло?
(Старуха много хотела, а сама ничего не делала. Старуха была слишком жадная и это возмутило рыбку. Рыбка поступила со старухой справедливо) - Расскажите о характере старухи.
(Когда она была крестьянкой и жила в землянке, старик со старухой жили спокойно, дружно. Старуха только бранила старика. Когда старуха стала столбовою дворянкой, она стала ругать старика. Затем она захотела еще больше, и ее поведение тоже изменилось. Она стала жадной и зазнавшейся. Когда она стала царицей, она стала позволять себе драться, прогоняла старика с очей. Она стала высокомерной и сумасбродной)- Расскажите о характере старика.
(Старик был добрым и работящим. Он добрым был и остался, к рыбке ходил с поклоном, просил ее очень вежливо. Со старухой старик не спорил, был покорным. Когда старуха стала его ругать, он стал ее бояться, кланялся ей и относился к ней не как к жене, а как к царице)- Что можно сказать о рыбке?
(Рыбка добрая, справедливая. Она помогала старику, жалела его)- Как мы можем узнать настроение рыбки?
(По словам о море синее, неспокойно, помутилося, почернело. Когда старуха захотела невозможного, море почернело и поднялась на море буря)
- Почему рыбка исполняла для старика все желания старухи?
(Рыбка сдержала свое слово и еще потому, что старик просил ее ласково, с поклоном)
- Все верно. Это сказка. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
- О чем эта сказка?
(Сказка эта усмешка над жадной, сумасбродной и зазнавшейся старухой. Насмешка над бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом)-У вас на столах пословицы. Выбери нужную и прочти.
- К какому персонажу ее можно отнести?
Хорошо бы брать, да рук не марать.Обрадовался крохе, да ломоть потерял.Погнался за ломтем, да хлеб потерял.Вороне соколом не быть.Не думал, не гадал, как в беду попал.Слово давать, так слово держать.
Беседа.
- Хорошо ли быть таким как старуха? - Можно ли так поступать? - Каким бы вы хотели, чтобы был ваш характер? - Легко ли живется тем, кто хочет прожить за чужой счет, отлынивает от работы, считает себя превыше всего, самым умным? - В каком случае говорят "остался у разбитого корыта"? - Посмотрите на рисунки. Мы рисовали эту сказку. Лучшие работы мы повесили на выставку. Выставка рисунков. - Как вы изобразили старика? - Как вы изобразили старуху?
По мере ответов детей, я на парту раздаю жетоны.
Оценку выставляю по количеству набранных жетонов.
В уроке организовывались ситуации, при которых у ученика интенсивно работают психические функции, направленные на решение педагогических задач. Осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику. Велась работа по формированию активного отношения к учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Данный урок отличается хорошим обучающим климатом, чему в большей мере способствовало доброжелательное поведение учителя, умение сочетать индивидуальную и фронтальную работу.
Большое значение в активизации познавательной деятельности младших школьников имеют игровые моменты, вносящие элемент игры в учебный процесс, помогающие снять усталости и напряжение на уроке. Урок обобщения, проведенный в форме сказки, больше заинтересует детей, обеспечит высокий эмоциональный тонус и позволит развить познавательную активность – важное условие успешности учебного процесса.