Урок русского языка Прилагательные близкие и противоположные по значению 
Урок русского языка во 2 классе, УМК «Школа России»  
  Тема урока  «Имена прилагательные, близкие и                   противоположные по значению»Тип урока:     урок – исследование на этапе ознакомления с новым материалом.Цель урока:   ознакомить с понятием «слова, близкие и противоположные по                         значению.Задачи:образовательные – расширить и уточнить представления детей о лексическом                                  значении слов – антонимов и слов – синонимов, упражнять                                  в их применении;развивающие –  развивать   словарный запас,  культуру речи, словесно –                             логическую речьвоспитательные – воспитывать интерес к родному языку.Оборудование:1. Учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть, авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова    Москва, «Просвещение».2. Мультимедийная установка, презентация в программе Microsoft PowerPoint3. «Словарь антонимов и синонимов русского языка»4. Сигнальные карточки, карточки с заданиями для самостоятельной работы Длинноносый, озорной,Ищет ключик золотой. вес…ло, х…рошо е о  весёлый,  хороший Этот,       хоть и сам с вершок,спорит       с грозной птицей.Храбрый  мальчик,                              хорошо,       в жизни пригодится Храбрый –смелыйотважный,мужественный. Грустный - умный -  красный -  сильный - ласковый - мощный нежный печальный мудрый алый Слова, близкие по смыслу, называются синонимами. 1 рядВерное решение - … , … , … .Верный друг - … , …, … .2 рядСтарый человек - … , … , … .Старый учебник - … , … , … .3 рядСвежая газета - … , …, … .Свежий ветер - … , … , … Лучше горькая правда, чем Добрая слава лежит, а Старый друг лучше сладкая ложь. худая бежит.  новых двух. Слова, противоположные по смыслу,называются антонимами. Физминутка  Скажу я слово – высоко,А ты ответишь – низко.Скажу я слово – далеко,А ты ответишь – близко.Скажу я – руки подними,А ты ответишь – опусти.   Скажу тебе я – стой, шуми,Ты мне ответишь –сядь,  молчи.   Задание: выполни упражнение 78 на стр. 50 Толстый – тонкая,короткий – длинный,чёрный – белый,широкая - узкая Выполни задания Выполни упражнение 56 на странице 98. Выбери в каждом ряду по три слова – синонима и подчеркни их. Разгадай кроссворд, подобрав слова - антонимы Проверь себя Большой – огромный,быстрый – скорый,тайный – секретный,сильный – могучий,радостный – весёлый. Красный, алый, огненный.Радостный, ликующий, торжествующий Умный, думающий, сообразительный Сонный, дремотный. спящий    1      г   о   р   я    2   у     ч     3   л   м    и     4    т   ё   м   н  ы    й   г   ы   к   й 5   6   и   с   в   е   т   л  ы   й   е   т 7   в   е   р   н   ы   й   и   й м о л о д ц ы ! Литература:Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры со словами, Москва  «Лада» 2006 г. .   2.   Козырева Л.М. Слова – друзья и слова – неприятели. Ярославль, Академия Развития, 20063.  Медведева Г.А., Шагунина Л.Н. Взаимодействие учителя и младших школьников в работе по совершенствованию письменных текстов (на примере обучения выбору слов). Н. шк., 2008 № 24.  Саутина Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника. Н.шк., 2006, № 4