Статья «Коррекция развития детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках музыки и пения»
Долгополова Елена Сергеевна,
учитель музыки
специальной(коррекционной)
школы-интернат №8,
г. Саяногорска
«КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
Количество детей с дефектами речи в Республике Хакасия возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки», на сегодняшний день является актуальной. В работе учителя возникает ряд проблем, которые требуют быстрого и принципиального решения. Проблемы решаются на основе регулярно проводимых диагностических обследований музыкальных способностей детей и проведения коррекционной работы с ними. В этом плане материалы по развитию речи детей с нарушением интеллекта через разные приёмы, формы и методы обучения музыке имеет большое практическое значение.
Цель данной статьи: описание эффективных приёмов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи на уроках музыки.
В процессе работы, перед собой ставлю следующие задачи:
Преодоление недостатков в речевом дыхании;
Развитие силы голоса, темпа, ритма;
Развитие плавности речи и пения.
В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы: коррекционная направленность обучения, оптимистическая перспектива образования, индивидуализация и дифференциация процесса обучения, комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Работая с детьми, стараюсь увидеть и оценить ребёнка, помня одно мудрое изречение: «Человек – чудо природы,
Жизнь – ещё большее чудо.
Научись не требовать невозможного,
Не сокрушаться о непоправимом».
Чтобы достичь большего прогресса в развитии детей, в усвоении ими знаний, нельзя забывать, что самочувствие детей в процессе обучения должно быть спокойным и естественным, с большим внутренним уважением к учителю и товарищам.
Великий дидакт Ушинский справедливо замечал, что классу нужно свободно волноваться, даже бурлить, но держаться всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения. Мёртвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы, самим высказываться, разговаривать, сидеть свободно и непринуждённо.
Важную роль для создания благоприятного климата обучения играют выразительность речи, лица, жестов, артистизм, разнообразные методы и приёмы.
Во время бесед, на каждое новое понятие музыкального термина есть карточка (например: интонация, тембр, темп, аккомпанемент, динамика и т.д.).
Карточки на определение характера музыки (например: лёгкая, тяжёлая, медленная, быстрая, волнующая, сказочная, загадочная и т.д.). Постепенно у детей пополняется словарный запас музыкальными терминами и определениями (балет, оперетта, ария, вариации и др.).
Проводя уроки на определение эмоциональности, используем рисунки, на которых изображены эмоции людей: грусть, жалость, веселье, печаль и другие.
От определения характера музыки переходим к цветовой гамме. Когда этот материал усвоен, то чередуем вопросы: «Какого цвета эта музыка?» или «Каким цветом вы бы нарисовали эту музыку?».
Учимся определять не только цвет музыки, но и запах, и даже вкус. Слушая произведение «Урожайная» Филиппенко, дети отвечают на вопрос «Какая музыка на вкус?» или «Осенняя песнь» Вивальди, «Какой у музыки запах?».
В младших классах особое внимание отводится игровым моментам.
Например, знакомясь с музыкальными инструментами (русские народные, струнные, духовые), применяю игру «Весёлые музыканты», где дети сами являются исполнителями.
Во время знакомства и работы с нотной грамотой, эффективно использование ребусов и загадок. (Например: «Какое сочетание нот выращивает огород?», «Две ноты объединены и стали мерою длины?», «А эта нота и одна в кулинарии нам нужна», «Две ноты завершило «но», игра зовётся до-ми-но»).
На уроках широко используем коррекционные упражнения («Две подружки», «Мышки», «Кот Сибирский» и другие) Т.Цвинтарного, фонопедические упражнения по методике Емельянова.
Во время заучивания песен использую моделирование или меловой рисунок. Такой приём применяется не к каждой песне, а только к тем, где можно изобразить схематично слова. Благодаря такому приёму, дети быстрее запоминают текст песни.
Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Музыкально-двигательные упражнения способствуют развитию тонкой и общей моторики (Например: Упражнение «В школу»:
Большой палец встал один,
Указательный - за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинец малый,
Встали братцы все – «Ура!»
На работу им пора.
(Поочерёдно разгибают пальцы)
Происходит развитие просодической стороны речи, её координации с движением. Упражнения позволяют добиваться выразительности, будя в ребёнке творческое воображение. Дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определённому темпу и ритму. У них формируются навыки самоконтроля.
Логопедические распевки, пальчиковая гимнастика, помогают педагогам в коррекционной работе. Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. (Например:Упражнение-распевка «Грузовик»:
Грузовик песок везёт, (Идут по кругу, крутят « руль»)
Удивляется народ: (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр
круга, разводят руками, изображая удивление на лице)
«Вот так чудо-чудеса, (Два раза наклоняют голову вправо-влево).
В нём песок под небеса!» (Тянутся руками вверх, поднимаются на носочки)
Внимание детей необходимо акцентировать на звукопроизношении и на чёткости дикции.
Этапы логопедической работы с детьми на уроках музыки соответствуют работе логопеда и предполагают следующую последовательность:
подготовительный этап;
формирование произносительных умений и навыков;
развитие коммуникативных умений и навыков.
В результате работы по теме: «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки», необходимо проводить диагностическое обследование музыкальных способностей детей.
Работу с детьми по проявлению музыкальных данных хорошо проводить в форме тестирования. Детям предлагаются следующие тесты:
- исследование восприятия музыки (прослушай и определи услышанное; прослушай и определи форму музыкального произведения);
- исследование музыкального слуха (предлагается спеть один куплет из знакомой песни без музыкального сопровождения; повторить куплет с музыкальным сопровождением; пение малознакомых мелодий, после нескольких её прослушиваний с сопровождением; пение малознакомой мелодии с сопровождением);
- исследование чувства ритма (повтори за мной ритмический рисунок; приём «музыкальное эхо» на музыкальных инструментах; воспроизведение в хлопках, притопах).
Использование в работе с детьми данной диагностики помогает учитывать возрастные индивидуальные особенности каждого ребёнка, выбрать наиболее логичные по содержанию формы проведения уроков.
Предметно развивающая среда с включением технологий развивающего обучения способствует получению более высоких результатов развития детей.
По результатам диагностического обследования музыкальных способностей детей можно сделать вывод, что используемые приёмы и методы работы благотворно сказываются на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию. Развивают внимание, память, воображение, мышление, фантазию и положительно влияют на коррекционную работу развития детей с нарушением речи на уроках музыки.
ЛИТЕРАТУРА:
Воронкова В.В. Программа специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида.
Гавришева Н.В., Нищева Н.В. Логопедические распевки. - М., Просвещение, 2006.
Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды.
Цвинтарный Т. Упражнения для коррекции речи и движения. - СПб: Издательский дом «Светоч».
Психологические и речевые нарушения у детей и пути их коррек-
ции. – Л., 1987.
15