Элективный курс на 18-22 часа. Женская проза в русской литературе 20- начала 21 вв.
Программа элективного курса на 18-22 часа на тему «Женская проза в русской литературе 20- начала 21 вв.
Разработала учитель русского языка и литературы 5-6 классов Чингиской СОШ, Ордынского района, Новосибирской области.
В отличие от женской зарубежной литературы русская «женская проза» - относительно молодое явление. Женскую прозу стали считать самостоятельным направлением лишь в 1980- годах, когда было опубликовано большое количество произведений, написанных женщинами. Однако зарождение «женской литературы» происходит уже в начале ХIХ века. Безусловно, и в более ранние периоды истории можно встретить упоминания о литературных опытах женщин, но это были примеры литературных забав, принадлежавших представителям знати. Писательское ремесло, как женское занятие стало известно в России, когда появились первые произведения Елены Ган, Марии Жуковой, Ольги Шапир др.
Появление женщин-писательниц в мировой литературе связывают с социальными явлениями, основным из которых являлось феминистическое движение, отстаивающее права женщин в «мужском» мире. В начале ХХ века в России сформировался отдельно адресованный исключительно женщинами круг чтения.
Утверждают, что «литература- это разговор с ангелами». Такова природа рассказов замечательных русских писательниц ХХ века- Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой, Марины Вишневской, Виктории Токаревой и др. Эти замечательные женщины, безусловно, очень талантливы. Порой их произведения настолько увлекают своей проблематикой и поэтикой, что зачастую думаешь, как здорово написано, вот это талант. Проблемы в женской литературе раскрыты женским языком, поэтому женская проза столь популярна у прекрасной половины человечества нашей страны. В стилистике часто наблюдаются «сращение» элитарной и массовой литератур. Одно произведение, проще, другое, чуть посложнее, например, у Людмилы Улицкой затрагиваются такие темы как, война, послевоенные годы, «маленькие люди» -инвалиды, бродяги, старики. Счастье, построенное на преодолении препятствий. А этими препятствиями являются: боль, разочарования, болезни, страдания, смерть. Порой женский взгляд на многие вещи помогает раскрыть личностные проблемы и помочь любому соискателю. Тем более, что этим литераторам с женским лицом можно довериться, столько наград ими получено, что и не перечесть. Мир женской литературы ни так кровав и жесток, как в мужской. Хотя встречаются эпизоды с очень подробным описанием, той или иной ситуации. Так, например, у Людмилы Улицкой описаны инвалиды, люди, страдающие синдромом Дауна, Мила и Григорий в рассказе «Дочь Бухары» шли по улице взявшись за руки, «оба в уродливых круглых очках, выданных им бесплатно», все оборачивались на них, многие показывали на них пальцем и даже смеялись. Но они не замечали потому что были счастливы. А Татьяна Толстая переносит нас в мир сказочный мифологизированный, на первый взгляд сложный, но разобравшись во время прочтения, с основным смыслом произведения понимаешь, автор раскрывает и показывает человеческие пороки, а насекомые, это всего лишь оболочка, так в рассказе «Кысь», Толстая завуалированно, указывает нам на проблемы современного общества. Порой её мир не приятен, потому что, насекомые сами по себе не вызывают положительных эмоций, но он таков и этим притягивает к себе. Улицкая тоже немного погрузила нас в мир мифологии, так в её рассказе «Медея и её дети», писательница проводит параллель между мифической Медеей и человеком, который носит её имя в современном обществе. Только мифическая героиня не заботится о своих детях, а живущая среди нас Медея, не имеет своих детей, но заботится о племянниках, как о чём-то драгоценном, прекрасном. Затем добрая и заботливая Медея встречает свою любовь, её мир начинает меняется, она готова всё отдать за счастье с любимым человеком, рискует, мечется, её душа не спокойна. Только женщинам дано понять и раскрыть всю проблематику и суть женской литературы, потому что на протяжении всех текстов повествований, прослеживается женский взгляд на сугубо женские темы. Дом, семья, дети, атмосфера в доме, взаимоотношения общества и человека в нём, каждая вещь описывается, так как мы видим её ежедневно, поэтому женщинам понятна такая литература. Как будто в новь и вновь окунаешься в мир, где ты уже когда-то был, а может видел во сне этот образ, этот дом, моменты жизни. Может немного приукрашены тексты, оборотами, сравнениями, погружением в мифы и мистику, да на то и женская проза, чтобы из обыденного и повседневного выделять красоту природы, красоту взаимоотношений, создать яркие образы, добавить остроты поперчить, посолить, добавить немного иронии, немного трагедии, перемешать и получится прекрасная женская проза, а иначе наш мир казался бы пустым, пресным, немного не полноценным и однообразным. В эпоху тотальной компьютеризации авторы решили немного добавить информативного компьютерного языка, получилось немного забавно и ещё увлекательнее. Все стараются идти в ногу со временем, поэтому и рождаются такие сентенции реального и не реального миров.
Вопросы:
В чём отличие женской литературы от мужской?
Каких авторов вы запомнили?
Расскажите кратко о рассказе «Кысь» Татьяны Толстой?
В чём вы видите суть и проблематику женской прозы?
Что чаще всего в своих рассказах показывает Л. Улицкая, на что она акцентирует своё авторское внимание?
Как образовывалась женская литература рубежей ХХ и ХХI вв?
Напишите эссе, тема: «Женский взгляд в женской литературе»
Напишите сочинение, тема: «Женская литература в моём понимании.»