Открытое занятие по дисциплине «Педагогическая психология на тему «Психология личности учителя»
Открытое занятие
по дисциплине «Педагогическая психология», проведенное в группе 4 «А» курса отделения 050709 «Преподавание в начальных классах» преподавателем Куцевой Е.С. по теме
«Психология личности учителя»
Цель: обобщить и систематизировать знания по психологии личности учителя, как разделу педагогической психологии; показать значение этой отрасли в профессиональной подготовке учителя; воспитывать любовь к педагогической профессии.
Форма проведения: работа в группах.
Литература:
Талызина Ф.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1999.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.
Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М., 1999.
Казанская В.Г. Педагогическая психология. – СПб., 2003.
Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. – Минск, 1999.
Тутушкина М.К. Современная практическая психология. – М., 2005.
Герасимова В.С. Методика преподавания психологии. – М., 2005.
Вступительное слово учителя.
Мы изучили с вами раздел педагогической психологии «Психология личности учителя». Вы узнали о педагогических способностях учителя, стилях педагогической деятельности и культуре педагогического общения.
Сегодня наша задача – обобщить и систематизировать теоретические знания по разделу, показать умения использовать их на практике при решении психологических задач, тестов; раскрыть особенности педагогического общения.
Для реализации этой задачи мы разделимся на 3 группы (I, II, III).
II. Задания группам:
1 группа – что отличает профессию типа «Человек-человек» от профессий других типов?
2 группа – дайте характеристику педагогического общения.
3 группа – охарактеризуйте стили педагогического руководства.
III. Работа по опорным схемам.
Перед вами структура общих и педагогических способностей по В.А. Крутецкому. Охарактеризуйте каждую из трех групп способностей.
1 группа – раскрыть личностные способности.
2 группа - раскрыть организационно-коммуникативные способности.
3 группа - раскрыть дидактические способности.
IV. Решение психологических задач (по одному студенту от каждой группы).
Сейчас, опираясь на ваши теоретические знания педагогических способностей учителя, решите следующие психологические задачи.
1 группа - № 237 (1).
2 группа - № 237 (2). Стр. 111 Ф.И. Иващенко
3 группа - № 237 (1).
В "Педагогической поэме" А.С.Макаренко пишет: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть даже по запаху, сравнительно точно предсказывать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья».
Мы очень любим Н.С. Как он быстро организует деловое, рабочее настроение класса, заражает нас точностью, аккуратностью и деловитостью!.
Ученик Витя Я. пришел в класс в новой зимней шапке-ушанке с кожаным верхом... Перед последним уроком обнаружилось, что шапка исчезла. На вопрос: "Кто взял?" - класс единодушно ответил, что не знает. Поверив горячим заверениям ребят своего класса, учительница решила пройти по другим классам и найти вора. Постучала в один класс, вошла, объяснила зачем пришла. Все дети смотрели спокойно, с любопытством. Здесь "его" не было. Вошла в другой класс, сказала зачем и моментально уловила, как в лице одного ученика что-то переменилось. Это было лишь мгновение, после которого на нее посмотрели наглые глаза. Но этого мгновения было достаточно. Она решительно подошла к ученику и потребовала: "Отдай шапку". Он даже отпираться не стал, шапка была припрятана в гардеробе, он не успел ее унести.
V. Вопросы командам для обсуждения.
А остальные работают со мной, я вам предлагаю ответить на следующие вопросы:
1 группа – назовите профессионально значимые качества учителя по Марковой А.К.
2 группа – какие личностные свойства учителя выделяет Л.М. Митина.
3 группа – каковы функции педагогического общения.
(Студенты, которые работали индивидуально, решают задачи вслух).
VI. Сейчас обратите внимание на экран и скажите, о каких важных свойствах личности учителя идет речь в этих описаниях? Стр. 114, № 242 (1,2,3,4). (читает студент)
1. Чувство меры в проявлении требовательности, умение выбрать форму требований, особая чуткость в отношениях с учащимися, их родителями, в разрешении различных вопросов.
Способность по небольшим, на первый взгляд, незаметным явлениям и признакам увидеть тенденции развития ученика, формирования его знаний, умений, навыков, воли и характера, понять по неуловимым переменам в поведении его состояние, зарождение у него новых потребностей и интересов.
Осознание того, каким он кажется учащимся сам, того, как его воспринимают, оценивают другие, т.е. видеть себя глазами других.
Умение сосредоточиваться на чувствах учащегося, на том значении, которое они имеют для него, принять его таким, каким он является в данный момент.
VII. Установите соответствия (термин – его определение).
Посмотрите на экран и установите соответствие между терминов и его значением.
Эмпатия – способность к сопереживанию.
Ревлексия – самопознание.
Суггестивный – способный внушить.
Перцептивный – способность проникать во внутренний мир ребенка.
Фасцинация – способность учителя эмоционально и силой знаний заражать учащихся.
VIII. Определить какому стилю принадлежит каждое утверждение. Стр. 116, № 248.
Я всегда в хороших отношениях со всеми, даже с теми, чьи поступки не одобряю.
То, что я говорю, всегда соответствует истине.
Я легко забываю то, о чем мне говорят.
Окружающие меня на работе - люди честные.
Я всегда избегаю конфликтов.
Мне всегда легко выступать перед аудиторией.
Иногда я чувствую, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
Лучше, если бы многие законы были отменены.
Полагаю, что у меня приличная память.
10. Меня очень просто увлечь новой идеей.
11 . Как правило, я упорно отстаиваю свое мнение.
12. Предпочитаю, чтобы люди всегда знали мою точку зрения.
Определите, какому стилю, по вашему мнению, наиболее соответствует каждое из них.
IX. Решение психологических задач. (читает учитель)
Стр. 112 № 240 (1,2).
1. Директор одной из школ рассказала о таком случаеиз своей практики: "Недавно я проходила во время уроков по коридору школы и обратила внимание, что в одном классе учительница сделала несколько замечаний. Я вошла в класс и спросила учительницу, как вели себя учащиеся на уроке. Учительница посмотрела в упор на шалуна и после некоторой паузы ответила: "Ничего, все в порядке". На перемене ученик извинился перед учительницей. Этот случай еще больше укрепил ее авторитет в глазах мальчика.
2. Учитель пришел на именины к своему ученику.Когда сели за стол, он заметил, что ребята многозначительно переглядываются. На столе красовалась бутылка вина. Сказать: "Я не пью" - значит быть ханжой; улыбнуться и твердо потребовать: "Уберите" - это будет вполне правильно и... немного глупо. Учитель догадывался, что здесь какой-то подвох, что эту бутылку они поставили не потому, что уж так им хотелось вина, а, по-видимому, для испытания его педагогической ортодоксальности.
Когда же открыли бутылку и налили рюмки, то убедились, что в бутылке с винной этикеткой был лимонад. Вволю нахохотавшись, все с увлечением набросились на пироги. Стало шумно и весело.
Какие профессиональные качества учителей проявились особенно ярко в описываемых ситуациях? Какое значение имеют эти качества для педагогической деятельности?
X. Тестовые задания.
Я предлагаю вам тестовые задания. Решите их сначала каждый в своей группе, а затем мы обсудим ответы на тест все вместе.
1. Ведущим ученым в области педагогических способностей является:
А) А.Б. Орлов.
Б) Л.М. Митина.
В) В.В. Давыдов.
Г) В.А. Крутецкий.
2. Проективный и перцептивно-рефлексивный уровни педагогических способностей выделила:
А) Л.М.Митина.
Б) Н.В.Кузьмина.
В) А.К.Маркова.
Г) Н.Ф. Талызина.
3. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога и т.п. составляют суть:
А) дидактических способностей.
Б) перцептивных способностей.
В) коммуникативных способностей.
Г) организаторских способностей.
4. В наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены:
А) Н.Д. Левитовым.
Б) Ф.Н. Гоноболиным.
В) В.А. Крутецким.
Г) Л.М. Митиной
5. Сколько выделяют стилей педагогического руководства:
А) 4
Б) 2
В) 5
Г) 3
6. Учителя данного стиля педагогического руководства уходят от принятия решений, предавая инициативу ученикам, коллегам:
А) либеральный
Б) демократический
В) авторитарный
7. К какому типу профессий относится профессия учителя:
А) Человек-природа
Б) человек-человек
В) человек-знаковая система
Г) человек-техника
XI. Ролевой репертуар учителя (По Леви).
Над психологией личности учителя работали многие педагоги, имена которых вы сегодня уже называли. А сейчас я вам представлю ролевой репертуар учителя психолога Леви.
XII. Итог урока.
Вы видите, как многогранна педагогическая деятельность, как много нужно знать, уметь и учиться учителю.
И заканчивая урок, я хочу сказать такие слова об учителе:
Учитель - это Титан, держащий в руках связь времен.
Колумб – открывший в беспечной стране детства силу, ум, талант будущего общества.
Мудрец – умеющий просто объяснить все сложное.
Трибун – чье патриотическое слово рождает жажду подвига.
Художник – создающий живую красоту мира.
Человек – которому ведомы все душевные движения, в котором требовательная строгость равна утешительной нежности.
Вдумаемся: Титан,
Колумб,
Мудрец,
Трибун,
Художник
Человек – все это в одном, в каждом из вас!
15