Рабочая программа по обществознанию. 11 класс. Профильный уровень


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 34»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей заместитель директора по УВР директор МАОУ «Гимназия № 34»
предметов общественных наук _____________В.С. Уколова___________ Л.П. Токмаковапротокол № ____ «___»____________ 2016 г. приказ от ________2016 г. № ______
от «___ » ________ 2016 г. Руководитель МО _____________ С.В. Корчагина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 11-го класса
на 2016-2017 учебный год
Уровень обучения: базовый
Составитель: Матвеев А.В., учитель истории и обществознания
Ульяновск
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………4
Содержание программы…………………………………………………………..5
Учебно-тематический план………………………………………………………8
Календарно-тематическое планирование………………………………………10
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся 11 класса общеобразовательного учреждения – гимназии, изучающих предмет на профильном уровне.
Нормативно-правовая база программы:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2014.
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Авторская программа «Обществознание»: 10-11 классы, профильный уровень. // Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова. – М.: Просвещение, 2011.
Учебно-методический комплекс:
Учебник: Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. Обществознание. 11 класс. Профильный уровень: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Методическое пособие: Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Место предмета в учебном плане: содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Программа рассчитана на 102 часа в год и 3 учебных часа в неделю.
Образовательная область: обществознание.
Изучение обществознания в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
●развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
●воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
●освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
●овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
●формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
•социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
•закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
•основные социальные институты и процессы;
•различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
•особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь
•характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
•осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
•анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
•сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
•объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
•раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
•участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
•формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
•оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
•подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
•осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
•применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
•ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
•оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
•самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
•нравственной оценки социального поведения людей;
•предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
•ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
•осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание программы
Общее количество часов – 102
Глава 1. Социальное развитие современного общества. Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.       Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру.  Качество и уровень жизни.  Экономика и политика. Экономика и культура. Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.  Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.       Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.       Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.  
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.       Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России. Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
 Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи. 
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Тема 2. Политическая жизнь современного общества
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.       Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.       Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.       Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.       Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.       Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.       Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.       Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления(лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
 Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях. Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.       Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Тема 3. Духовная культура
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.       Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.       Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
 Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.       Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.       Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Тема 4. Современный этап мирового развития
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.       Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Учебно-тематический план
№ Название разделов и тем Количество часов
Введение (1 ч).
1 Человек в обществе 1
Глава 1. Социальное развитие современного общества (30 ч)
2-3 Социальная структура и социальные отношения 2
4-5 Социальные институты 2
6-7 Роль экономики в жизни общества 2
8-9 Социальные статусы и роли 2
10-11 Социальные ценности и нормы 2
12-13 Отклоняющееся поведение и социальный контроль 2
14-15 Социальные интересы и формы социального взаимодействия 2
16-17 Этнос и нация 2
18-19 Межэтнические отношения и национальная политика 2
20-21 Демографическая ситуация в России и мире 2
22-23 Институт семьи и брака 2
24-25 Быт и бытовые отношения 2
26-27 Молодежь в современном обществе 2
28-29 Социальная структура российского общества 2
30-33 Повторительно-обобщающий урок: «Социальное развитие современного общества» 2
Глава 2. Политическая жизнь современного общества 4-(33 ч)
34-36 Политическая система и политический режим 3
37-39 Демократия 3
40-41 Государство в политической системе 2
42-43 Правовое государство и гражданское общество 2
44-45 Роль СМИ в политической жизни 2
46-47 Политическое сознание и политическое поведение 3
48-49 Политические партии и движения 3
50-51 Лидеры и элиты в политической жизни 2
52-54 Выборы в демократическом обществе 3
55-56 Человек в политической жизни. 2
57-59 Политический конфликт 3
60-62 Политический процесс 3
63-64 Повторительно-обобщающий урок «Политическая жизнь современного общества» 2
Глава 3. Духовная культура (20 ч)
65-66 Духовное развитие общества 2
67-68 Духовный мир личности 2
69-70 Мораль и нравственность 2
71-72 Наука 2
73-74 Образование 2
75-76 Роль религии в жизни общества 2
77-79 Место искусства в духовной культуре 3
80-82 Массовая культура 3
83-84 Повторительно-обобщающий урок «Духовная культура» 2
Глава 4. Современный этап мирового развития (18 ч)
85-87 Многообразие современного мира 3
88-90 Глобализация и ее последствия 3
91-93 Сетевые структуры в современной мировой политике 3
94-96 Целостность и противоречивость современного мира 3
97-100 Повторительно-обобщающий урок «Современный этап мирового развития» 4
101-102 Итоговое повторение «Современное общество» 2
Календарно-тематическое планирование по обществознанию на 2016-2017 учебный год (102 ч)

Тема урока Дата/Класс Содержание урока Требования к уровню подготовки учащихся Д/З
1 Введение. Человек в обществе Что мы уже знаем и умеем.
Чем мы будем заниматься в новом учебном году.
Как добиваться успехов в работе в классе и дома. Вспомнить основные итоги прошлого году обучения.
Познакомиться с основным содержанием курса 11 класса.
Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. Записи в тетр.
Глава 1. Социальное развитие современного общества 2-3 Глава 1. Социальное развитие современного общества.
Социальная структура и социальные отношения Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений. Знать три вида социальной стратификации, понятие «социальная мобильность», показать, какие социальные лифты способствуют социальным перемещениям человека, выявить тенденции в развитии социальных отношений для различных групп;
уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами;
формировать отношение к проблемам социального неравенства. § 1
4-5 Социальные институты Типы и функции социальных институтов, субъекты социальной инфраструктуры. Знать типологию социальных институтов, показать их взаимодействие и функции;
уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; § 2
6-7 Роль экономики в жизни общества Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура Знать место и роль экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики;
уметь анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами § 3
8-9 Социальные статусы и роли Социальный статус. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социализация индивида. Факторы формирования личности Специфика социальных ролей в юношеском возрасте Знать основные позиции социального статуса, его виды, показать причины ролевого конфликта, раскрыть особенности статусных ситуаций в юношеском возрасте;
уметь анализировать и классифицировать социальную информацию по теме, объяснять внутренние и внешние связи социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами. § 4
10-11 Социальные ценности и нормы Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Знать основные социальные ценности и нормы права;
уметь сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями, различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами. §5
12-13 Отклоняющееся поведение и социальный контроль Формы социального контроля. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России Знать признаки отклоняющегося поведения, его причины.
уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами;
формировать отношение к антиобщественным явлениям, вырабатывать активную гражданскую позицию. §6
14-15 Социальные интересы и формы социального взаимодействия Социальные интересы Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений Знать основные формы социальных взаимодействий, признаки социального сотрудничества, причины социальных конфликтов и пути их решения;
уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами §7
16-17 Этнос и нация Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений Знать основные признаки этноса и нации, структуру национального менталитета, основные ценности русского народа, подтвердить примерами этническое многообразие современного человечества;
уметь работать с документами, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии; §8
18-19 Межэтнические отношения и национальная политика Религия как форма духовного единства. Мировые религии. религиозные конфессии. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения Знать уровни межэтнических отношений, тенденции в развитии межэтнических отношений, сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления, основные принципы национальной политики Российской Федерации;
Уметь осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук, участвовать в дискуссии. §9
20-21 Демографическая ситуация в России и мире Государственная политика поддержки семьи Знать проблемы демографии, основные тенденции изменения народонаселения в России, основные направления демографической политики государства;
уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию статистической информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. §10
22-23 Институт семьи и брака Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Кризис семьи. Знать нормы, регулирующие отношения в семье, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и основные направления государственной политики поддержки семьи;
уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук. §11
24-25 Быт и бытовые отношения Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений. Знать социально-бытовые интересы человека, их классификацию, объективные и субъективные факторы, влияющие на развитие социально- бытовых интересов, сущность и природу культуры бытовых отношений, степень влияния урбанизации на быт;
уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами §12
26-27 Молодежь в современном обществе Молодежь как социальная группа. Особенности молодёжной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека. Знать основные психологические особенности юношеского возраста, процесс социализации среди молодежи, основные черты современной молодежной субкультуры;
уметь анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук. §13
28-29 Социальная структура российского общества Конституционные основы социальной политики Знать социальную стратификацию современного российского общества, природу изменения положения отдельных групп населения в нашей стране, социальную политику государства, главные направления борьбы с бедностью;
уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук. §14
30-33 Повторительно-обобщающий урок: «Социальное развитие современного общества» Систематизация и формирование умений и навыков Уметь решать контрольные задания Повт.терм.
34-36 Глава 2. Политическая жизнь современного общества.
Политическая система и политический режим Политическая система, ее структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникации, процессах. Политическая культура. Типология политических систем Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличие. Знать типологию политических систем, основные черты политических режимов;
уметь сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. §15
37-39 Демократия Демократия, ее
основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии.
Делегирование властных полномочий. Парламентаризм.
Современный российский парламентаризм. Традиции парламентской демократии в России. Знать признаки и ценности демократии, их взаимосвязь и взаимозависимость, механизм парламентаризма; уметь осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии. §16
40-41 Государство в политической системе Государство в политической системе. Его признаки, функции. Формы правления, формы государственно-территориального устройства.
Основные направления политики государства
Понятие бюрократии. Традиции государственной службы в России. Современная государственная служба, ее задачи. Знать понятие «государства» как основного института политической системы, суть политики как государственного управления;
уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. §17
42-43 Правовое государство и гражданское общество Сущность и признаки правового государства, основы гражданского общества. Гражданское общество, его отличительные признаки. Общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти Знать понятие правового государства как основного института политической системы, его особенности и признаками;
уметь осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами §18
44-45 Роль СМИ в политической жизни Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической культуры. Знать роль средств массовой информации в политической деятельности, особенности различных видов массовой политической информации, механизм политического манипулирования и его последствия, политическим манипуляциям с использованием СМИ;
Уметь осуществлять информационный поиск, анализировать, делать
выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи,
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения
и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии,
работать с документами. §19
46-47 Политическое сознание и политическое поведение Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности Знать основные черты и сущность политического сознания, основные идеи и ценности, которые лежат в основе каждой из идеологий, мотивы политического поведения, механизм регулирования политического поведения;
уметь объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами. §20-21
48-49 Политические партии и движения Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции. Становление многопартийности в России, особенности российских политических партий. Партийные системы. Знать основные политические партии и движения, сущность основных типов партийных систем, тенденции развития политических партий и движений в России;
уметь объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами. §22
50-51 Лидеры и элиты в политической жизни Политическая элита. Элита и контрэлита. Типология элит. Особенности формирования политической элиты в современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Традиции лидерства в России. Имидж политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании. Знать характерные черты политической элиты, разницу между элитой и контрэлитой, сущность политического лидерства, характеризовать типы
политических лидеров, механизм создания имиджа политического лидера;
уметь объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами. §23
52-54 Выборы в демократическом обществе Избирательная
система. Избирательная кампания.
Избирательные
технологии Знать сущность избирательной системы, этапы избирательной кампании, механизмы ее проведения;
уметь обобщать и систематизировать знания, участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задачи, делать выводы §24
55-56 Человек в политической жизни. Человек в политической жизни. Политическое участие, его формы, характер. Политические роли человека. Абсентеизм и политизация – формы отклоняющегося электорального поведения. Человек в политической жизни.
Политическая социализация личности. Политическая психология и политическое поведение. Психология толпы Знать формы политического участия, содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; §25
57-59 Политический конфликт Политический экстремизм как общественное явление. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Противодействие экстремизму. Политический конфликт, понятие, структура. Причины политических конфликтов. Виды, пути и механизмы урегулирования Знать особенности политических конфликтов, этапы эскалации политического конфликта, пути урегулирования и разрешения конфликтов;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. §26
60-62 Политический процесс Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России Знать сущность и природу политического процесса, какие факторы оказывают воздействие на политический процесс, каковы особенности политического процесса в рамках демократических политических систем и систем диктаторского типа, характеризовать и проанализировать основные типы политических процессов;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.
§27
63-64 Повторительно-обобщающий урок «Политическая жизнь современного общества» Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме. Уметь решать контрольные задания Повт.терм.
65-66 Глава 3. Духовная культура.
Духовное развитие общества Понятие «духовная
культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур Знать сущностью материальной и духовной культуры, способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур, актуальность диалога культур;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами
§28
67-68 Духовный мир личности Мировоззрение,
его виды и формы. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность. Знать сущность и значение патриотизма и гражданственности, типы мировоззрения;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами §29
69-70 Мораль и нравственность Мораль. Нравственные ориентиры. Нравственная культура. Знать сущность морали и нравственности, причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. §30
71-72 Наука Наука. Функции
современной науки. Этика науки Знать ценность науки, ее функции и признаки; показать основные положения этики ученых, возрастание ответственности ученых в мире;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. §31
73-74 Образование Социальная и личная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе Знать особенности системы образования в России, факторы влияния образования на функционирование и развитие общества, взаимосвязь образования и культуры, выявить и проанализировать тенденции развития образования в XXI в., главные задачи модернизации образования в России;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. §32
75-76 Роль религии в жизни общества Религия как одна
из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения Знать сущность религии, признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.
§33
77-79 Место искусства в духовной культуре Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства Знать сущность и природу искусства, исследовать причины возникновения искусства, называть и характеризовать основные функции искусства, проанализировать основные виды и жанры искусства;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. §34
80-82 Массовая культура СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества Знать формы культуры, основные черты массовой культуры, причины ее появления, проанализировать современный этап массовой культуры;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. §35
83-84 Повторительно-обобщающий урок «Духовная культура» Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме Уметь решать контрольные задания Повт.терм.
85-87 Глава 4. Современный этап мирового развития. Многообразие современного мира Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации. Достижения и противоречия постиндустриального общества. Познакомиться с многообразием современного мира, его причинами и особенностями, показать причины успеха модернизации азиатских стран, уровень развития традиционных, индустриальных и постиндустриальных обществ;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. §36
88-90 Глобализация и ее последствия Процессы глобализации и становления единого человечества. Развитие интеграции на примере ОБСЕ. Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем. Познакомиться с процессом глобализации, показать противоречия процесса глобализации, роль НТР и информационно-коммуникационных технологий в процессе глобализации;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. §37
91-93 Сетевые структуры в современной мировой политике Социально - гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы Познакомиться с сущностью политической сети, показать отличительные черты современного политического терроризма, причины опасности террористических сетей; §38
94-96 Целостность и противоречивость современного мира Глобальные проблемы современности. Методы решения проблем мировым сообществом. Познакомиться с сущностью глобальных проблем, показать причины их появления, пути решения данных проблем;
Уметь осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. §39
97-100 Повторительно-обобщающий урок «Современный этап мирового развития» Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме Уметь решать контрольные задания Повтр. Терм.
101-102 Итоговое повторение «Современное общество» Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме Уметь решать контрольные задания Повтр. Терм.