ДОКЛАД СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА.
"СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ"
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА.
Семья, как один из важнейших социальных институтов
играет огромную роль в формировании личности.
Л.С. Выготский
только совместная работа педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем. АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время в системе специального образования появилась положительная тенденция к включению родителей в процесс обучения и воспитания детей, имеющих сложный дефект.
Ориентирование специального образования на решение многочисленных проблем семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, на поиск и разработку конкретных мер по оказанию этим семьям комплексной помощи со стороны образовательного учреждения, позволяет рассматривать процесс активного включения родителей в образовательную среду школьного учреждения как одно из важных направлений в решении главной задачи школы VIII вида – приспособить ребенка с ограниченными возможностями к жизни в обществе, использовать все возможности для его социальной адаптации.
Но родители в достаточной мере не владеют педагогическими знаниями. Проблемы семей зачастую связаны с недостатком информации о своих правах, о возможностях реабилитации (медицинской, педагогической, психологической), о методах ухода, воспитания и обучения. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Следовательно, необходимо обучение родителей.
Внедрение альтернативных форм коррекционно-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии требует со стороны специалистов-дефектологов индивидуального подхода к коррекционно-педагогическому процессу обучения и воспитания этих детей, тесной связи с семьями, воспитывающими особого ребенка. (их изучение, организацию и проведение коррекционных занятий, разработку индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания).
ВВЕДЕНИЕ
Появление в семье ребенка – одна из самых больших радостей жизни. С детьми родитель связывают самые светлые надежды. Уход за малышом требует времени и сил, и это заботы приятны и приносят удовлетворение. Однако все складывается иначе, когда ребенок рождается с отклонениями в развитии. Родители подавлены, выбиты из колеи. Не так просто, не так легко принять создавшуюся ситуацию. Приведем слова одной матери:
«У меня большая беда, у нас больной ребенок (тяжелая умственная отсталость с множественными нарушениями). Он у нас один единственный, и нам надо поставить его на ноги, приспособить к обществу. Он мой воздух, моя жизнь, в любом случае он мой. Мне его надо воспитывать, растить. Это адский труд, требующий уйму времени и терпения. Я буду всеми силами стараться приспособить его к жизни». В этих словах все – боль и призыв к сочувствию, которое матери далеко не всегда встречают, часто испытывают неприязнь со стороны окружающих.
Мы остановились на психологическом состоянии матерей, попавших в тяжелейшие жизненные обстоятельства, чтобы далее перейти к рассмотрению проблемы помощи таким семьям, организации взаимодействия с семьей.
РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
Еще М.Лютер, Я.А.Каменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей.
Семья - ближайшее и первое социальное окружение ребенка. Первый опыт социализации ребенок получает в семье. Семья и общеобразовательные учреждения относятся к микросреде ребенка.Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком (индивидом) социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Семья рассматривается как реабилитационная структура, изначально обладающая потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.
Итак, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, где сохраняются так необходимые ребенку со сложным дефектом социальные контакты.
Для семей, воспитывающих ребенка-инвалида, характерен комплекс психологических, социальных и педагогических проблем, касающихся непосредственно ребенка и всей семьи в целом. Порой положение родителей можно охарактеризовать как "внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик". Дети зачастую лишены квалифицированной реабилитационной помощи, ограничено общение всех членов семьи, возникают серьезные проблемы в сфере межличностных отношений и т.д.Общеизвестно, что в семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях:
психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными и различными по своей природе психотравмирующими воздействиями, что порождает: комплекс собственной вины у родителей, гиперопеку в отношениях с ребенком, или пренебрежение проблемами ребенка, или ожидание решения проблем медицинскими и социальными работниками. Это две крайние (патологические) позиции, они нуждаются в коррекции.социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка деформирует отношения между супругами;
соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.
Все эти и другие факторы приводят к тому, что родители становятся препятствием в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах своего ребенка.
В данном выступлении мы попытаемся рассмотреть формы взаимодействия педагогов с родителями с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешной социализации детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и сложным дефектом.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
В Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка проживают 420 детей-инвалидов. В 2007 г на базе школы-интерната № 53 открылся класс для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и сложным дефектом, в 2009 открылся еще один класс. Сотрудничество школы с родителями - важная опора и необходимое условие работы школы. Только взаимодействие специалистов и родителей может действительно помочь ребенку стать самостоятельным в жизни, реализовать себя, на сколько это возможно.
Школа может помочь родителям приобрести чувство уверенности в себе, принять своего ребенка таким, каков он есть, не стесняться ребенка, не жалеть его, а помогать ему развиваться.
Школа – это то место, где родители будут поддержаны и поняты. Это то место, где родители могут встретиться с людьми, имеющими похожие проблемы. Это то место, где можно поделиться своими волнениями, сомнениями и понять, что ты не одинок.
Успешная коррекционная работа с ребенком не возможна без определенного специального образования родителей. Вся работа классного руководителя направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Это основная цель педагогического просвещения родителей.
Педагоги в данной ситуации выступают в качестве ведущих специалистов по оказанию помощи посредством использования организационно-педагогических средств комплексной реабилитации. Речь идет о компенсаторном обучении, создании оптимальных условий для развития детей, а также об оказании помощи не только детям, но и их родителям.
Сотрудничество с семьей предполагает привлечение родителей к участию в восстановлении тех или иных функций и социальных связей ребенка. В связи с тем, что родители не компетентны в вопросах воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, им необходима помощь специалистов.
Отношения семьи и специалистов должны носить целенаправленный и планомерный характер. В зависимости от целей необходимо определить план работы и формы взаимодействия. организационные формы совместной деятельности классного руководителя и семьи
1 индивидуальные формы работы
2 классные родительские собрания
3 обучающий семинар-практикум «Родительские университеты»
4 общешкольные круглые столы.
Для определения наиболее актуальных форм помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, нами были проведены: беседы с родителями, наблюдения за взаимоотношениями с детьми, оценка ситуации в семье, анкетирование родителей.
Анализ данных исследований показал, что семьи нуждаются в получении их детьми профессиональной помощи (90%), психологических услуг (54%), медицинских услуг (45%), информации о правах и льготах (44%).
Индивидуальная педагогическая работа с родителями.
Направления
посещение семей учеников 2 раза в год с целью выявления
- условий жизни ребенка
- отношений к нему родственников
- отношение ребенка к членам семьи
Не имея этих сведений, учитель не сможет оказать ученику необходимой поддержки.
информационная связь с родителями
- сообщения об успехах детей, решение текущих вопросов
индивидуальные беседы и консультации
-классного руководителя
- воспитателя
- логопеда
- психолога
4. Привлечение родителей к жизни школы и класса.
-родительский комитет класса в составе 3х человек решает вопросы хозяйственного, материального порядка.
Индивидуальная работа с родителями органично вплетается в процесс обучения и воспитания их детей, является неотъемлемой частью этого процесса, позволяет быть всем заинтересованным взрослым его активными участниками. Эта работа выстраивается поэтапно. На подготовительном этапе происходит знакомство педагога с родителями ребенка, определение путей продуктивного взаимодействия.
Знакомство с родителями ребенка начинается с педагогического изучения особенностей семьи. Оно проводится в первые две недели.
Формы работы включают: беседу и анкетирование, наблюдение за общением матери и ребенка.
Ознакомительная беседа и анкетирование родителей позволяет выявить трудности, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания ребенка в семье; отношение к особенностям развития своего ребенка; самооценку своих педагогических умений; намерение сотрудничать с дефектологом и другими специалистами.
Не менее важными являются сведения о ребенке из которых складывается представление педагога о результатах его воспитания в семье: сформированных навыках самообслуживания и гигиены, способах его общения с близкими взрослыми; наличие потребности к установлению контактов с ними и сверстниками, личных качеств и т. д.
Классные родительские собрания
Проводятся после или перед общешкольными родительскими собраниями, традиционно за чашкой чая, что делает обстановку общения более раскованной и доверительной.
Учитель и воспитатель готовят сообщение или доклад на конкретную тему. Проводится обсуждение темы собрания
Обязательно предоставляется слово родителям для обмена опытом и впечатлениями, которые складываются от постоянного общения с ребенком и школой.
Решаются текущие вопросы класса.
Доклады для родителей посвящаются рассмотрению психолого педагогических особенностей детей, а также организации и основным требованиям, предъявляемым к проведению занятий, к содержанию коррекционной работы с ребенком. Родители знакомятся с законодательными актами, отражающими льготы, предоставляемые детям – инвалидам и их семьям.
Обучающие семинары – практикумы
«Родительские университеты»
Подробнее хочется остановиться на нетрадиционной, но уже регулярно используемой форме взаимодействия с родителями класса со сложным дефектом.
«Родительский Университет» - многоуровневая система пассивного и активного информирования, просвещения и обучения родителей (семей) через привлечение их к взаимодействию в образовании (в обучении, воспитании и развитии) своих детей. Планируются активные формы - семинары, выступления с подготовленной темой родителей, презентация собственного опыта работы с ребенком, дискуссии, круглые столы, деловые игры.
Цель проведения таких семинаров в том, чтобы помочь родителям усвоить педагогические умения и навыки коррекционно-воспитательной работы с ребенком, при этом имеется в виду решение проблем его социализации. Каждый семинар является тренировкой в системе «родитель – социальный педагог своего ребенка»
Решаются следующие задачи:
-Оказать квалифицированную поддержку родителям,
-создать комфортную психологическую среду для ребенка,
-создать условия для самореализации родителей и их социализации,
-способствовать формированию адекватных отношений ребенка и взрослых, ребенка и социума, взрослых и социума. * (на экране)
Просвещение родителей по вопросам реабилитации, воспитания и развития детей с ОВЗ происходит через образовательную программу "Родительского университета". Содержание программы для родителей разрабатывалось с учетом проблем детей.
Специалисты (учитель, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники) в ходе занятий ориентируют родителей на конструктивное восприятие интеллектуальных, эмоциональных, бытовых и других проблем, связанных с воспитанием и обучением ребенка.
Их цель заключается в обучении родителей решению вопросов реабилитации, а задачами являются формирование родителей как воспитателей, стимулирование их потребности к самообразованию. Обучение родителей строится в соответствии с принципами: опора на опыт обучающихся, сосредоточенность на проблемах реабилитации, индивидуализация, актуализация результатов обучения, совместная деятельность специалистов и родителей, осознанность обучения, прикладной характер знаний. Обучение родителей должно не только развивать их как воспитателей, давать определенную сумму знаний, но и стимулировать их к самообразованию, самосовершенствованию, развитию их образовательных потребностей. Программа включает организационно-информационный, медицинский, психолого-педагогический, социальный и правовой разделы.
Тематика "Родительского университета"
на 2007-2008 учебный год
Сроки проведения
Тема «РУ»
участники
Форма проведения
I четверть
"Развитие мелкой и артикуляционной моторики"
Родители, классный руководитель, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог
Семинар, презентация опыта родителей.
II четверть
"Развитие навыков самообслуживания"
Родители, классный руководитель, воспитатель, медсестра
Деловая игра
III четверть
"Развитие высших психических функций"
Родители, классный руководитель, воспитатель зам. дир. по УР педагог-психолог,
Семинар-практикум
IV четверть
"Развитие речи"
Родители, классный руководитель, воспитатель учитель-логопед, педагог-психолог
Спецлекторий
Творческий отчет"Рисуем наш мир"
Родители, обучающиеся, классный руководитель, воспитатель
Праздник
Тематика "Родительского университета"
на 2008-2009 учебный год
Сроки проведения
Тема "Родительского университета"
Форма проведения
Форма проведения
I четверть
"Развитие социального взаимодействия как условие социализации ребенка с ОВЗ"
Родители, классный руководитель, воспитатель, зам. дир. по ВР педагог-психолог, социальный педагог, учителя-логопеды
Тренинг
II четверть
"Семья как ведущий фактор психического и личностного развития обучающихся"
Родители, зам. дир. по УР классный руководитель, воспитатель, учителя-логопеды, педагог-психолог, социальный педагог
Круглый стол
III четверть
"Основы правовой грамотности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ"
Родители, классный руководитель, воспитатель, директор, социальный педагог
Спецлекторий
IV четверть
"Оздоровление и лечение ребенка с ОВЗ"
Родители, классный руководитель, воспитатель врач, медсестра,
Миниконсилиум
Творческий отчет"Мама, папа, я вместе дружная семья"
Родители, обучающиеся, классный руководитель, воспитатель
Развлечение
Тематика "Родительского университета"
на 2009-2010 учебный год
Сроки проведения
Тема "Родительского университета"
Участники
Форма проведения
II четверть
"Формирование социально-бытовой адаптации и ориентации детей"
Родители, кл. руководитель, воспитатель зам. дир. по ВР, учителя-логопеды, педагог-психолог, социальный педагог
Семинар-практикум
II четверть
"Развитие коммуникативных способностей детей как условие успешного включения в социум"
Родители, кл.руководитель, воспитатель зам. дир. по УР, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-логопеды
Круглый стол, деловая игра
III четверть
"Социальные гарантии и права детей-инвалидов"
Родители, кл. руководитель, воспитатель социальный педагог, инспектор ОДН
Обучающий семинар, тренинг
IV четверть
"Роль активной позиции семьи в реабилитации (лечении, коррекции, развитии) ребенка с ОВЗ"
Родители, кл. руководитель, воспитатель директор, врач-психоневролог, врач-психиатр, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-логопеды
Конференция
Творческий отчет"Умелые ручки"
Родители, обучающиеся, классный руководитель, воспитатель
Развлечение
До начала обучения родители не считали себя компетентными в вопросах
ухода за ребенком (93,5%),
лечения (38,9%),
воспитания (83,9%),
обучения (35,5%),
общения (77,4%),
развития (41,9%).
После окончания обучения все родители отметили необходимость занятий. Участие в программе способствует тому, что они стали более компетентными в вопросах
ухода за ребенком (100%),
общения с ним (98,1%),
воспитания (94,6%),
развития ребенка (88,9%),
обучения (76,2%),
лечения (54,2%). В конечном итоге эффективность работы педагога с семьей оценивается нами через изменение качества жизни семьи, результаты социализации ребенка. Например, положительное изменение внутрисемейных отношений, изменение самооценки родителей, увеличение объема навыков самообслуживания ребенком и т.д.
компетентность
До начала обучения
На данный момент
ухода за ребенком
93,5%
100%
лечение
38,9%
54,2%
воспитание
35,5%
94,6%
обучение
35,5%
76,2%
общение
77,4%
98,1%
Развитие ребенка
41,9%
88,9%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Как показал анализ данных, работа способствует повышению педагогической подготовленности родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и учреждения к воспитанию и обучению детей. Качественная оценка полученных результатов свидетельствует о положительной динамике в семьях обучающихся: изменилось отношение к ребенку, улучшились взаимоотношения в семьях, изменилось специально отведенное место для занятий ребенка.Таким образом, активное участие родителей в процессе обучения и воспитания и повышение их педагогической подготовленности посредством обучения в рамках образовательной программы, помощь и поддержка педагогов в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка с ОВЗ, являются условием повышения эффективности социализации ребенка. Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.
Приложение
Анкета для родителей № 1
Ф.И. ребенка возраст
Опишите как можно более подробно, как дома происходит процесс кормления, одевания и приучения к туалету, опираясь на предложенные ниже вопросы.
Навыки самообслуживания:
Кормление
а) пищу какой консистенции умеет есть ребенок (пюреобразная, полупротертая, пища, которую можнобрать руками);
б) ребенок получает пищу из бутылки или его кормят ложкой;
в) насколько активно ребенок включен в процесс (держит ручки на бутылке, держит ложку с помощью, держит ложку самостоятельно, правильно захватывая);
г) берет ли в руку и ест маленькие кусочки пищи;
д) умеет ли откусывать;
е) пьет из бутылки или из чашки (с помощью илисамостоятельно).
Одевание
а) насколько ребенок включен в процесс одевания помогает ли одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног;
б) снимает шапку;
в) снимает носки и стягивает частично снятую через голову рубашку;
г) снимает незавязывающуюся обувь;
д) надевает шапочку;
е) надевает носки, свободную обувь.
Навыки опрятности
а) пользуется памперсами или памперсы сняты (на дневное время, совсем);
б) контролирует ли свой стул (каждый день пример но в одно и то же время у ребенка бывает стул);
в) бывает ли в течение дня достаточно регулярно сухим;
г) показывает ли жестами, что хочет в туалет;
д) просится ли в туалет, выражая свое желание словами;
е) спускает ли сам штанишки в туалете;
ж) под руководством взрослого ходит в туалет.
Уход за собой
а) наслаждается игрой в воде;
б) участвует в мытье и вытирании рук;
в) позволяет чистить себе зубы;
г) тянется к крану, чтобы открыть его, умеет открывать кран;
д)нужна организационная помощь взрослого или действие может осуществить самостоятельно.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РЕБЕНОК ДОМА» №2
Каким именем вы и ваши близкие называют ребенка?
С кем он больше любит играть (мама, папа, бабушка, дедушка, и т.д.) в какую игру?
Есть ли в доме домашние животные, какие?
Как к ним относится ребенок? (играет, боится и т.д.)
Если играет, то как?
Любимая игрушка?
Любимая игра?
Как отдыхает ребенок? (сидит, лежит, спит, смотрит мультфильмы)?
Любимый мультипликационный герой?
Любимое блюдо?
Сколько времени проводит на прогулке?
Как себя ведет на прогулке? (играет с детьми, один, наблюдает за другими детьми и т.д.)
15