Презентация на тему: Интегрированные уроки как способ реализации педагогической инновации в ПОО


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ В ПОО(из опыта работы)». Автор-составитель: Лахман Марина Самуиловна, преподаватель общеобразовательных дисциплинГБПО МО «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»(Электрогорское структурное подразделение) Москва, 2014г. Проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые области знания В.И.Вернадский Стандарты нового поколения требуют в образовании смещения акцентов в сторону активной деятельности. Среди наиболее эффективных форм работы в этом направлении являются интегрированные уроки, которые создают особые условия для его реализации, именно поэтому, сегодня им отводится достойное место в работе преподавателя ПОО. Интегрированный урок - инновационный вид урока. Что же такое «Инновационная деятельность»? В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога. Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Интеграция является относительно новым веянием в образовании и становится востребованным в современном образовании, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий (М.В. Кларин, М.С. Бургин, В.М. Полонский, М.М. Поташник и др.). В работе интеграция определена как глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета. Инновационные уроки с использованием интегрированных технологий позволяют студентам совмещать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Интеграция на таких уроках – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных умений в той или иной области. Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот  некоторые из таких задач:повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Великая цель образования - это не знания, а действия. Г. Спенсер Когда преподавателю интересно учить, а студентам учиться? На мой взгляд, это происходит лишь при живом творчестве преподавателя и студента, а значит, при условии конкретной деятельности.  Большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков вдохновляют, так как ожидается  урок, который  несёт что-то новое, незнакомое, интересное для ребят. Как показала практика, урок будет удачным, если при выборе технологии и методики его проведения главным является системообразующий фактор. Деятельность на уроке обязательно должна быть осмыслена, личностно значима, когда студент может задаваться вопросами: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Здесь на помощь приходят инновационные технологии, которые обеспечивают интеграцию в обучении за счёт того, что осваиваются универсальные принципы и общие универсальные стратегии познания. Необходимо конкретизировать обновленные знания на новые объекты изучения. Мы продумываем установление связей  внутри блоков учебного материала, а потом  внутрипредметные и межпредметные. Во время работы над составлением календарно – тематического планирования следует определить оптимальное количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения. Критериями оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных задач. Анализ нашей педагогической практики показывает, что целесообразнее проводить интегрированные уроки как обобщающие изученный материал. Наиболее удачными среди проведенных считаю такие уроки, как: «Куликовская битва» (литература – история); «Я - Гражданин» (история-обществознание); «Диалог культур при сопоставлении аналогичных и контрастных явлений в русских и английских сказочных текстах» (русский язык – английский язык);«Декларация прав человека как неотъемлемая часть защиты личности в государстве» (история – обществознание);«В чем смысл жизни на Земле?» (история – обществознание);«Золотое кольцо России» (история – математика);«Загадки Московского Кремля» (история – математика);«Юность, опаленная войной» (история-математика»;«Пасхальные традиции» (история, русский язык, математика, кулинария, охрана труда). В совместной деятельности с преподавателями сложилось так, что мы отдаём предпочтение следующим формам интегрирования:• деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;   • концептуальная, при которой студенты практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы. Роль преподавателя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими в аудитории во время урока, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации. К студенту – участнику интегрированного урока мы предъявляем следующие требования:находить и использовать информацию из различных источников;критически рассматривать и осмысливать полученную информацию;предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других; выступать публично, литературно выражая свои мысли. Какие умения интегрированные уроки позволили развить у студентов?• умение формулировать собственные учебные цели,  брать ответственность на себя, быть лидером группового или парного проекта, принимать решение  в случае нестандартной ситуации и переноса знаний в новую ситуацию;• осуществлять индивидуальную образовательную траекторию;• умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности; • умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;• понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией;• умение работать в группе, искать и находить компромиссы; формирования у студентов качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации;• владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.). Уверена, что проблема интеграции в процессе обучения всегда останется актуальной. Именно интеграция имеет высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствуя созданию нового, целостного, системного взгляда на мир. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:1. Библиотечка "Первого сентября": Как готовить интегрированные уроки / Москва "Чистые пруды", 2006.2. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.;3. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. Я – гражданин России // История (научно – методическая газета для учителей истории и обществознания №6 (870) 16-31 марта 2009 год;4. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. Я – гражданин России // Читаем, учимся, играем. №9 2009 год; 5. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. В чем смысл жизни на Земле? //Читаем, учимся, играем. №7 2009 год;6. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. Люди рождаются свободными// История №20 2010 год; 7. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. Декларация прав человека как неотъемлемая часть защиты личности в государстве// Вестник Открытой Академии правовой культуры детей и молодежи №1 2013 год;8. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. На поле Куликовом // Читаем, учимся, играем, №6 2010 год;9. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках по предметам гуманитарного цикла.//Учитель, 2008 №5;10. Кларин М.В. Технологии обучения: идея и реальность. Рига, 1999;11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ интегрированных уроков // Анализ современного урока: Практическое пособие. – Ростов н/Д: «Учитель», 2003;12.Левин М. Нужная мысль – вовремя.- М.:АСТ, 2006;13. Педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. И. Загвязинский [и др.] ; под ред. В. И.Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008;14. Спенсер Г.. Воспитание умственное, нравственное и физическое. М.»Либроком»: 2013 г.;15. Хроленок Л.А. Инновационная модель личности преподавателя в условияхреформирования среднего профессионального образования/ Л.А. Хроленок // Среднее профессиональное образование. Приложение. – 2014. – №. 3; 16. Чтение и грамотность в образовании и культуре (к 10-летию проекта «Школа, где процветает грамотность»)// Материалы Международной практической конференции 26-29 марта 2009 г.: Москва.17. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: 1996. СПАСИБОЗА ВНИМАНИЕ!