Психологическое занятие Что возьмет с собой в дорогу выпускник
Тема: «Что возьмет с собой в дорогу выпускник»
Цели:
- Обозначение основ профессионального определения.
- Формирование активного и ответственного отношения к жизни.
- Оказание помощи подростку при осуществлении собственного выбора.
Задачи:
- Способствовать становлению социально-ориентированной личности, способной найти свое место в современном мире.
- Развитие умений самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.
- Формировать устойчивый интерес к жизни.
Форма: час общения.
Ход занятия.
“Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней переходит, все течет” Л.С. Выготский.
Психолог: Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какой путь выбрать. Чем руководствуемся, на что ориентируемся, делая выбор? Сформулировать ответ поможет фраза: я выбираю путь, по которому я пойду (с кем?).., (каким?).., буду руководствоваться интересами (какими?).., выберу профессию.., чтобы строить отношения с людьми мне надо быть (каким?).., я хочу, чтобы у меня было.., самым главным в жизни считаю… и т.д.
1 ученик: Многое приходится выбирать человеку в жизни! Ведь:
Жизнь немало трудностей таит, И место в ней свое найти Бывает человеку нелегко. Ведь так не просто нам порой, Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой,
И в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой,
Отвагу или лесть?
2 ученик:
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал
Как путник, изнывающий от жажды,
Мечтает к роднику припасть,
Так человек стремится поскорей
С души привычки сбросить власть,
Стать справедливей и мудрей,
И, наконец, понять,
Каким же в этой жизни быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять,
И званье Человека заслужить?
Психолог:
Чтобы ответить на прозвучавшие вопросы, сегодня попутешествуем по станциям.
1 станция «Образование».
Первое, что вы – выпускники должны взять с собой в дорогу, - это багаж знаний. Вы можете возразить, что формулировка теоремы Пифагора, систематика химических элементов и характеристика типов почв не пригодятся вам в дальнейшем. Формально, может быть, да. Но на этот вопрос надо посмотреть глубже. Получая знания, человек расширяет кругозор, формируется его интеллект. Без этих составляющих трудно будет: и в социальных вопросах разобраться, и своего ребенка-почемучку воспитать, помочь ему понять, где истина и где заблуждение, и профессионально расти и развиваться. Например, для того, чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, надо разобраться в своих наклонностях и способностях. Выбор профессии складывается из составляющих:
Хочу---------------мои желания
Могу------способности и возможности
Надо--------востребованность профессии.
3 ученик:
В настоящее время в мире насчитывается всего свыше 40 тыс. профессий. Ежегодно возникает около 500 новых. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию.
«Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже дети интересуются: «А кто твои мама и папа?», ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека. Итак, для выполнения своей работы человеку необходимы определённые знания и навыки. Ушинский сказал: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».
Психолог:
Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье.
1 ученик:
2 станция «Здоровье».
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
(Определение Всемирной Организации Здравоохранения)
Что значит ответственно относиться к здоровью?
«Добродетель есть здоровье души, здоровье – добродетель тела» ( П.Прудон).
Чем больше продвигается наука в изучении причин болезни, тем более выступает то общее положение, что предупредить болезни легче, чем лечить их» (И.Н.Мечников).
«Если человек следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для здоровья, чем он сам» (Сократ).
2 ученик:
В организме есть мощные защитные силы – иммунная система, механизмы
компенсации. Они работают при борьбе организма с заболеваниями, но болезнь легче предупредить, чем лечить. Помогите своему организму. Вот составляющие профилактики здорового образа жизни:
- Стремление жить без вредных привычек (сигареты, алкоголя, наркотиков)
- Занятия физическим трудом, физкультурой и спортом.
- Управление психикой.
- Стремление к нравственному совершенству.
Чтобы быть здоровым, нужна сила характера. Учитесь властвовать собой!
3 ученик:
3 станция «Нравственные ценности».
Вы должны взять с собой в дорогу любовь, волю и терпение, сострадание и милосердие, запаситесь совестью, моральными богатствами. Вот ваши помощники при формировании собственной жизненной позиции, круга интересов, круга друзей. Каких людей считать друзьями, и каким другом ты должен быть сам? Подскажет песня Владимира Семеновича Высотского.
(звучит песня «Если друг оказался вдруг…»).
Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям! (М. Горький) Стань необходимым для кого-нибудь! (Эмерсон)
1 ученик:
4 станция « Пристань- семья».
В какое бы жизненное плавание не отправлялся человек, и причалом, и тихой гаванью для каждого является семья. В чем ценность семьи?
«Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья… является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение» (А.С. Макаренко).
Без здоровой семьи невозможно здоровое общество. Какой же должна быть семья? Издревле в русских семьях дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием её жизни. Где почитали родителей.
Психолог:
Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс, и он может продолжаться всю жизнь. Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив, миг мы не можем вернуться назад и прожить его заново.
2 ученик:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время, схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья (Б. Пастернак)
Психолог:
Развитие подростка - это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. В психологии это период времени называют периодом “брожения” психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблемы смысла жизни, общения, проблема одиночества и проблема влияния среды, зависимости. Для подростка этот период интересный, для родителей и педагогов - трудный, для юристов - опасный, а для поэтов - прекрасный. Итак, это возраст с большим знаком вопроса. Впрочем – каждый хозяин своей судьбы.
Афоризмы о жизни.
Жить каждый день, как последний день!
Золотое правило жизни: начинай!
Пусть знает каждый – старец и юнец:
Жизнь дважды никому не даст Творец (Фаррухи).
Жизнь – вот твоё богатство,
Как проведешь её, так и пройдет она (Омар Хайям)
Жизнь – это ряд усилий. Мы видим цель, но всегда видим дорогу.