Программа кружка. Литературное краеведение. Литература Дона.
Рабочая программа кружка «Литературное краеведение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Литературное краеведение» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и реализует региональный компонент образования по литературному чтению.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса -«Донское литературное краеведение.»
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о культурной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью кружка «Литературное краеведение» является формирование у детей среднего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока. Изучение казачьих традиций, легенд и песен, литературных произведений поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.
Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.
Кружок «Литературное краеведение» предназначен для более полного ознакомления учащихся школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Содержание курса учитывает возрастные особенности подростка и предлагает детям исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о культуре Дона.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Задачи изучения курса:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о культурном наследии и их традициях Донского края.
3. Развитие способности воспринимать и анализировать литературные произведения поэтов и писателей Дона.
Воспитательные: 1. Воспитание чувства любви к малой Родине на основе изучения литературных произведений Донского края.
2.Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие творческих способностей детей на примерах донского фольклора
2.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного курса «Донское слово» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» . Данный кружок «Литературное краеведение» построен с учетом следующих концептуальных положений:
• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
• содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. Особенностью содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Культура Донского края есть многообразная система традиций и обычаев.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
Культура Донского края – часть культуры Отечества.
Содержание курса базируется на следующих принципах:
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в учебной и внеурочной деятельности.
В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры.
Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.
Структура кружка «Литературное краеведение»
Круг чтения Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:
произведения устного творчества;
стихотворные и прозаические произведения донских писателей;
стихотворные произведения белокалитвенского поэта Бокового;
стихотворные и прозаические произведения белокалитвенских писателей И.Колодкина и И.Е.Пузанова.
Разделы программы
Вся программа выстроена из взаимосвязанных блоков:
Народное творчество
Донская поэзия
Произведения донских писателей
Материал подобран модульно. Его можно использовать для различного возраста, варьируя сложность подобранных текстов, творчески перерабатывая их. Учитель, самостоятельно решает, какой сложности выбирать материал.
Методические основы изучения кружка «Литературное краеведение».
Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием литературного образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.
Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На занятиях кружкаэти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на занятиях дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала.
При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.
Объем программы: курс рассчитан на 34 учебных часа.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной школы, ориентированной на обучение детей среднего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45минут
Основные формы работы на занятии: работа в парах, групповые и коллективные формы работы
Структура занятия включает в себя изучение устного народного творчества. Литературных произведений родного края через использование дидактического материала, ИКТ, технологий исследовательской и проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(34ч)
Введение (1ч)
Ростовская область – мой родной край.
Устное народное творчество (11ч)
Пословицы, загадки, песни, сказки, легенды и предания Дона.
Донская поэзия (9ч)
Стихи донских поэтов о природе, Родине, жизни и быте казаков.
Произведения донских писателей (12ч)
Авторские сказки донских писателей.
Рассказы писателей Дона.
Классическая литература.
Итоговое занятие. Урок-смотр знаний.(1ч)
Примерная тематика:
произведения о Родине, о героических подвигах, о труде казаков и их отношениях друг к другу, о жизни быте казаков; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).Жанровое разнообразие:
• сказки, рассказы, , сказы, легенды (выявление их особенностей);
• стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:
• литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, легенда, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, быль;• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;
• стихотворение, рифма, строка, строфа;
• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Работа с текстом:
осознание последовательности и смысла событий;
вычленение главной мысли текста;
знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;
деление текста на части и их озаглавливание;
составление плана под руководством учителя;
пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;
Творческая деятельность школьников. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.
Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Планируемые результаты освоения курса «Донское слово»
Предметные
Обучающиеся научатся:
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена 2—3 донских писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
• анализировать смысл названия произведения;
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
• читать наизусть 2-3 стихотворения донских поэтов (по выбору);
• пересказывать текст небольшого объема;
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, повтор).
• обнаруживать в авторской поэзии жанровые особенности фольклора
• обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• работать с несколькими источниками информации (хрестоматией; книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Раздел, тема Количество часов
Введение Ростовская область – мой родной край. 1
Устное народное творчество-11ч. Легенды и предания Дона. Легенда о донском бессмертнике. 1
Легенды и предания Дона. Легенды Авиловых гор (г. Белая Калитва). 1
Героический эпос Дона. Трагедия Степана Разина. 1
Пословица недаром молвится. Казачьи потешки, небывальщины, загадки. 1
Донская казачья песня. . «Кутузов и Платов», «Конь боевой с походным вьюком». 1
Казачья песня. «Трава, моя, трава», «Посею лебеду на берегу», «Ах, ты степь широкая». 1
Фольклорные посиделки «Казачий курень». 1
Народные сказки Донского края. Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном. 1
Народные сказки Донского края. Сказка о чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице. 1
Самобытность и разнообразие донского фольклора..1
Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края. 1
Донская поэзия-9ч. Анатолий Софронов «Откуда Дон берет начало». 1
Александр Туроверов –поэт, историк, журналист. «Проводы казака на службу». 1
Виктор Гусев. «Казак уходил на войну». 1
Владимир Калмыков «Хороши на Дону вечера». 1
П.Н.Краснов. Офицер, литератор. «Донцы». «Атаманская памятка». 1
П.С.Поляков «Вспомнят степи о казачьих песнях». Чтение стихов. «Казачья легенда». 1
В.Боковой- наш земляк, певец земли Белокалитвенской. 1
Подготовка и постановка вечера памяти поэтов-земляков «Свеча на ветру». 1
Подготовка и постановка вечера памяти поэтов-земляков «Свеча на ветру». 1
Произведения донских писателей-12ч. «Сказки Тихого Дона» П.В.Лебеденко- книга о величие и красоте донского края. 1
«Сказки Тихого Дона» П.В.Лебеденко- книга о величие и красоте донского края. 1
Писавший сердцем Виталий Семин- человек, писатель. Его время и герои. 1
Подготовка и театрализованная постановка произведения В. Закруткина «Костры детства». 1
Подготовка и театрализованная постановка произведения В. Закруткина «Костры детства». 1
Рассказы донских писателей. Алексей Коркищенко «Сивый отшельник». 1
Иван Ефимович Пузанов (х.Ленин). Рассказ «Любовь начинается по-разному». 1
Выпуск литературной газеты «Донской колокол». 1
Творчество донского писателя Сергея Званцева как продолжение чеховских традиции. 1
Вечный рай Ивана Колодкина. 1
Презентация. «Писатели- классики на донской земле 1
Презентация. «Писатели- классики на донской земле». 1
34
35 Литературная гостиная «Поэты и писатели донского края». 2