Рабочая программа по внеурочной деятельности Литература Дона (ФГОС)
КОНСТАНТИНОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕДЕРНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Ведерниковская ООШ»
Приказ № от .08.2015г.
________Т.А. Антоненко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
художественно-эстетического направления
«Донской казачий фольклор».
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 5 класс
Учитель: Бенда Лилия Александровна
Рабочая программа разработана на основе регионального (казачьего) компонента государственного стандарта общего образования Ростовской области по литературе 5-9 классы, Ростов-на-Дону, 2008 г., МО и ПО РО
« Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» и сборника программ «Литература Дона и о Доне» под редакцией В.Я. Рыбниковой.- Ростов н/д: Изд-во РО ИПК и ПРО , 2007 г.
на 2015-2016уч.г.
Содержание.
1.Раздел 1. «Пояснительная записка».2
2. Раздел 2. «Содержание дополнительной образовательной программы».........3-11
3. Раздел 3. «Календарно - тематическое планирование курса «Донской казачий фольклор »........12-23
4. Раздел 4. «Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы»..24
5. Раздел 5. «Результаты освоения дополнительной образовательной программы курса «Донской казачий фольклор.».....................................................25-27
Раздел 1.Пояснительная записка.
1.1. Учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Донской казачий фольклор.» в 5 классе составлена на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. ст.48 п.1.;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Ведерниковская ООШ», приказ № от .08.2015г.;
-положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ « Ведерниковская ООШ», приказ №62от 15.08.2014г.;
- регионального (казачьего) компонента государственного стандарта общего образования Ростовской области по литературе 5-9 классы, Ростов-на-Дону, 2008 г., МО и ПО РО « Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».
- сборника программ « Литература Дона и о Доне» под редакцией В.Я. Рыбниковой.- Ростов н/д: Изд-во РО ИПК и ПРО , 2007 г.
1.2 Цели и задачи образования с учётом специфики внеурочной деятельности «Донской казачий фольклор».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Донской казачий фольклор» имеет художественно-эстетическое направление и разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории донской литературы, которая имеет большую историко-литературную и познавательную ценность как высоко художественный памятник общерусской культуры и в то же время феномен, отражающий особенности менталитета донского казачества, его народных вкусов и эстетического совершенства.
Основная цель изучения курса «Донской казачий фольклор»:
-через приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона способствовать постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.
Эта цель может быть конкретизирована в следующих задачах:
-раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;
-расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте;
-заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором;
-познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала;
-развивать воображение, фантазию, творческие возможности, интерес к различным видам искусства;
-учить выразительно читать произведения фольклора.
2.Содержание дополнительной образовательной программы «Донской казачий фольклор».
2.1. Общая характеристика внеурочной деятельности «Донской казачий фольклор».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Донской казачий фольклор» продиктована потребностью детей II ступени обучения знать жизнь, быт и культурные традиции своих земляков - донских казаков. История и современность родной Донщины удивительна. Сохранение, возрождение и пропаганда культурных традиций донских казаков - благородное дело каждого дончанина. Культурное наследие донских казаков - составляющая часть народной культуры.
Актуальность изучения «Донской казачий фольклор» заключается в необходимости в современных условиях через культурные традиции народа воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения молодых к неиссякаемому роднику народной мудрости. Культура народа несет в себе богатейший воспитательный потенциал, формируя активную жизненную позицию юного гражданина. Благотворное влияние народной культуры на личность человека подчеркивают К. Ушинский, А. Макаренко, Н. Крупская, В.Сериков, Е.Бондаревская, В.Кувакин, Б.Куприянов, В.Гаврилюк, А. Мудрик, Я. Коменский и др.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся: выставки рисунков, поделок, сочинений; в индивидуальных картах развития учащихся; выступления на концертах, участие в литературных гостиных, выпуск газеты.
На занятиях используются как репродуктивные, так и продуктивные методы работы.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно – познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Донской казачий фольклор»:
Личностные результаты обучения:- формировать мотивацию школьников к процессу изучения донского казачьего фольклора, как курса, необходимого для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
- развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.Метапредметные результаты обучения:- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса;- развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей. Предметные результаты обучения:- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами;- способствовать совершенствованию читательского опыта;- развивать интерес к фольклору;- развивать навыки характеристики (в 5-6 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; создавать творческие работы различных типов и жанров;- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.
2.3. Место курса «Донской казачий фольклор» в системе дополнительного образования школы.
Для занятий внеурочной деятельностью курса «Донской казачий фольклор» в 5классе отводится 35 часов, из расчета одного учебного часа в неделю. Количество занятий на 2015-2016 год – 33 часа, с учётом того, что 2 часа в году выпадают на праздничные дни- 2 Мая, 9 Мая. Программа скорректирована в разделе «Итоги».
№/n
Темы и разделы программы
Кол-во часов
Сроки.
1.
Введение.
1
07.09
2.
Фольклор Дона.
30
14.09-16.05
2.1.
Малые жанры донского фольклора
2
14.09-21.09
2.2.
Предания, легенды, байки, былины донского казачества.
3
28.09-12.10
2.3.
Мифы. Дон и Приазовье в античной мифологии.
2
19.10-26.10
2.4.
Донские казачьи сказки.
17
02.11-05.03
2.5.
Песни казаков Дона.
4
14.03-18.04
2.6.
Донская былина.
2
25.04-16.05
3.
Итоги.
2
23.05-30.05
Всего:
33
2.4. «Содержание внеурочной деятельности курса «Донской казачий фольклор».
I. Введение(1ч.).
Донской казачий фольклор как явление русской национальной и донской казачьей культуры. Многожанровость и своеобразная неповторимость донского казачьего фольклора.
II. Фольклор Дон (30ч.).
1.Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки.
2.Предания, легенды, байки, былины донского казачества. Предания и легенды казаков-некрасовцев (1 – 2 по выбору). «Шат и Дон», «Казак цветок съел», «Казачий круг», «По слову Игната», «Как голубь казака спас», «Почему у выхухоли хвост пахучий», «Мать нарушила завет Игната».
3.Мифы. Дон и Приазовье в античной мифологии.
4.Донские казачьи сказки. Отражение в них особенностей быта, нравов, обычаев донских казаков. Поэтика сказки, её сходство и различие с русской народной сказкой.
Волшебные сказки: «Танюшка и мачеха», «Свадебный каравай». Сказки о животных: «Бисеринка», «Казак и лиса», «Глупец и жеребец».
Сказки казаков-некрасовцев.
-детские или «приманки» (О животных, о Бабе-Яге, о злой мачехе и сиротах);
волшебные;
старинки про Игната (главный герой сказки);
житьевые (бытовые);
страшные сказки;
смешные (анекдоты).
Донская сказка-анекдот.
Сказки народов, проживающих на Дону.
Русские, армянские, калмыцкие (1 – 2 по выбору).
5.Песни казаков Дона (по выбору 2 – 3 песни)
Исторические песни: Песни о С. Разине: «Ай, у нас было, братцы, на Дону...» и др. Песни о Ермаке: «Ай, на вольных степях было, на Саратовских», «Как на речке там было на Камышенке», «Собрались казаки-други, люди вольные». Песни о Е.Пугачеве: «Из-за леса, леса темного...», «Ты звезда ли моя, звездочка». Песни об атамане И.Некрасове: «Помутился, возмутился наш славный тихий Дон», «На заре было, братцы, да на зорюшке». Песня о И.Краснощекове: «Приуныло, приумолкло войско донское».
Лирические казачьи песни как отражение нравственных устоев, обычаев и обрядов жизни казаков. Особенности казачьей песни: эмоциональная насыщенность поэтических картин, образов, символов, недосказанность, незавёршённость, избегание развязки.
«Не сохами – то, славная землишка наша распахана...», «Ой да, разродимая ты моя сторонушка», «По серой земле туман стелется», «По-за лесом, лесом темненьким...».
Строевая казачья песня о народных героях-полководцах М.Платове и Я.Бакланове.
Обрядовые казачьи песни (по выбору).
6.Донская былина
О Добрыне Никитиче (Дончаке). Об Илье Муромце. Былины – песни о зверях и птицах: «А и где то бы слышно» (Индей – земля и Индрик – зверь), «Ой да, ввечеру, братцы». (Туры златорогии), «Ой да, на ровной да на площади» (Спор сокола с конем) и др.
III. Итоги(2ч.)
2. 5. «Тематическое планирование».
№
Разделы программы
Кол-во часов
Основное содержание
Характеристика основных видов деятельности ученика
УУД
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
1.
Введение.
1
Донской казачий фольклор как явление русской национальной и донской казачьей культуры. Многожанровость и своеобразная неповторимость донского казачьего фольклора.
Рассуждать о роли литературы донского казачьего фольклора в духовной жизни
общества, работать с учебной литературой.
Формулировать свои представления о
прочитанных ранее книгах о фольклоре Доне,
формулировать на основе личных впечатлений вывод о роли фольклора Дона в жизни человека и общества.
Построение образа «Я» , включая самоотношение и самооценку
формирование идентичности личности;
личностное,
профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
Уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё, как явление национальной культуры.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.
Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков
потребностей обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителе и т.д.
Извлечение необходимой информации из различных источников.
Языковая компетенция: владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;
социолингвистическая компетенция: способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;
социальная компетенция: способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).
2.
Фольклор Дона.
30
1.Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки.
2.Предания, легенды, байки, былины донского казачества. Предание и легенды казаков-некрасовцев (1 – 2 по выбору). «Шат и Дон», «Казак цветок съел», «Казачий круг», «По слову Игната», «Как голубь казака спас», «Почему у выхухоли хвост пахучий», «Мать нарушила завет Игната».
3.Мифы. Дон и Приазовье в античной мифологии.
4. Донские казачьи сказки. Отражение в них особенностей быта, нравов, обычаев донских казаков. Поэтика сказки, её сходство и различие с русской народной сказкой.
Волшебные сказки: «Танюшка и мачеха», «Свадебный каравай». Сказки о животных: «Бисеринка», «Казак и лиса», «Глупец и жеребец».
Сказки казаков-некрасовцев.
-детские или «приманки» (О животных, о Бабе-Яге, о злой мачехе и сиротах);
волшебные;
старинки про Игната (главный герой сказки);
житьевые (бытовые);
страшные сказки;
смешные (анекдоты); (по 1 – 2 сказки на каждую тему
Донская сказка-анекдот.
Сказки народов, проживающих на Дону.
Русские, армянские, калмыцкие (1 – 2 по выбору).
5.Песни казаков Дона (по выбору 2 – 3 песни)
Исторические песни: Песни о С.Разине: «Ай, у нас было, братцы, на Дону...» и др. Песни о Ермаке: «Ай, на вольных степях было, на Саратовских», «Как на речке там было на Камышенке», «Собрались казаки-други, люди вольные». Песни о Е.Пугачеве: «Из-за леса, леса темного...», «Ты звезда ли моя, звездочка». Песни об атамане И.Некрасове: «Помутился, возмутился наш славный тихий Дон», «На заре было, братцы, да на зорюшке». Песня о И.Краснощекове: «Приуныло, приумолкло войско донское».
Лирические казачьи песни как отражение нравственных устоев, обычаев и обрядов жизни казаков. Особенности казачьей песни: эмоциональная насыщенность поэтических картин, образов, символов, недосказанность, незавёршённость, избегание развязки. «Не сохами – то, славная землишка наша распахана...», «Ой да, разродимая ты моя сторонушка», «По серой земле туман стелется», «По-за лесом, лесом темненьким...».
Строевая казачья песня о народных героях-полководцах М.Платове и Я.Бакланове.
Обрядовые казачьи песни (по выбору).
6.Донская былина
О Добрыне Никитиче (Дончаке) . Об Илье Муромце. Былины – песни о зверях и птицах: «А и где то бы слышно» (Индей – земля и Индрик – зверь), «Ой да, ввечеру, братцы» (Туры златорогии), «Ой да, на ровной да на площади» (Спор сокола с конем) и др.
Понимать определения фольклора, его малых жанров, содержание мифов, легенд, выразительно читать фрагменты мифов; находить нужную информацию в учебнике; выявлять художественную идею мифа.
Готовить художественный пересказ сказки, исполнять фольклорный текст с учётом особенностей жанра; выявлять и характеризовать структуру сказки, песни, былины. Понимать и анализировать содержание изученных сказок;
характеризовать героев на основании их поступков, поведения.
Сопоставлять характеры героев произведения; характеризовать нравственную позицию героев.
Выразительно читать песни казаков Дона, выявлять и характеризовать структуру песни. Исполнять их, уметь определять роль изобразительно- выразительных средств языка в контексте. Характеризовать исторических персонажей донских песен; пользоваться при рассказе иллюстративным рядом.
Формулировать вопросы для
размышления; определять художественную идею песни.
Выразительно читать песни казаков Дона, выявлять и характеризовать героев.
Определять тематику и проблематику былины; выразительно читать, характеризовать эмоциональное состояние героя былины; формулировать вывод.
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня изучение литературы Дона»,
выделение морально-этического содержания событий и действий;
формирование мировоззренческих представлений, основанных на преданиях своего края о героических событиях и людях.
Формирование мировоззренческих позиций, основанных на народных представлениях о добре и зле, справедливости и несправедливости, верности, преданности, любви.
Уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё, как явление национальной культуры.
Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма; любовь к родной земле, родному дому; доброта, высокое благородство, искренность и доверчивость.
Формирование мировоззренческих представлений, основанных на преданиях своего края о героических событиях и людях.
Уважение к культуре донских казаков, других народов мира и принятие их культурных ценностей.
Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при изучении фольклора Дона.
Овладение различными типами пересказа.
Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности.
Овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при изучении фольклора Дона
Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности.
Овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала.
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания повышение мотивации и эффективности учебной деятельности.
Общеучебные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
формирование у учащихся научной картины мира;
реализация
Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания повышение мотивации и эффективности учебной деятельности
Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников.
Применение методов информационного поиска.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания повышение мотивации и эффективности учебной деятельности.
Дискуссионная компетенция: способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований; социокультурная компетенция: степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка.
Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников.
Дискуссионная компетенция: способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований; создавать устные тексты-рассуждения художественного стиля.
Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников
Речевая компетенция: способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо).
Создавать устные тексты-рассуждения художественного стиля.
Способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности
3.
Итоги.
2
Творческий проект. Защита проектов.
Защитить проект,
ыразительно исполнять произведения фольклораьсвоё эмоциональное отношение к изученному, творчески самовыразиться, провыразительно исполнять произведения фольклора, формулировать на основе личных впечатлений вывод о роли фольклора Дона в жизни общества.
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
Оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Постановка и решение проблемы: формирование проблемы, создание способов решения проблем
потребностей обучающихся в общении с одноклассника-ми.
Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников
Всего:
33ч.
Раздел 3. «Календарно-тематическое планирование».
№
Дата
Тема урока, тема контрольных работ
Кол-во часов
Основные виды деятельности
Требования к результатам
п/
предметные
метапредметные
личностные
Раздел №1 «Введение» - 1 час.
07.09
Введение.
Донской казачий фольклор как явление русской национальной и донской казачьей культуры. Его многожанровость и своеобразная неповторимость.
1
Работа с хрестоматией, устные высказывания,
выразительное чтение, словесное рисование, лексическая работа.
Умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
Осознание значимости чтения и изучения фольклора Дона для своего дальнейшего развития.
Уважительное отношение
к литературе Дона как явлению мировой культуры.
Раздел №2 «Фольклор Дона» - 30 часов.
14.09
Малые жанры донского фольклора.
1
Выразительное чтение, беседа, устные высказывания. Конкурс донских загадок, пословиц, поговорок. Иллюстрирование загадок.
Развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения. Использовать пословицы, поговорки, загадки в различных ситуациях речевого общения.
Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Способность извлекать информацию из различных источников.
Совершенствование умения читать правильно и осознанно
21.09
Малые жанры донского фольклора.
1
Устные
высказывания, выразительное чтение. Составление сборника пословиц, загадок донских казаков.
Выявлять различия между пословицами и поговорками, знать их виды. Владение литературоведческими терминами.
Выявление тематики и семантической структуры загадок. Осмысленное чтение и адекватное восприятие малых жанров фольклора.
Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста.
Осознание и освоение фольклора как части общемирового культурного наследия.
Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.
28.09
Предания, легенды, байки, былины донского казачества.
1
Иллюстрирован-ный рассказ. Творческое чтение. Подбор ключевых слов, словосочетаний, различные виды пересказа, ответы на вопросы
Различать произведения УНТ и литературные произведения, обращаться к их образам в в различных ситуациях речевого общения
Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Способность извлекать информацию из различных источников.
Постижение красоты и богатства, выразительности русского слова, стремление к совершенствованию собственной речи
05.10
Предания и легенды казаков-некрасовцев
1
Чтение, различные виды пересказа. Художественный пересказ предания.
Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.
Способность извлекать информацию из различных источников.
Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Развитие чувства прекрасного.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
12.10
Предания и легенды казаков-некрасовцев
1
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение преданий и легенд, устное словесное рисование. Обмен впечатлениями.
Умение создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог.
Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов. Умение работать индивидуально и в группе.
Умение чувствовать красоту и выразительность языка УНТ, стремиться к совершенствованию собственной речи. Формирование представлений о высших ценностях.
19.10
Мифы. Дон и Приазовье в античной мифологии.
1
Выявлять особенности мифов, связанных с донской землей, сопоставлять иллюстрации художников с текстом мифа; различные виды пересказа.
Осознанно воспринимать и понимать текст мифа. Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту
Владение разными видами чтения. Формирование умений воспринимать, анализировать, оценивать интерпретировать прочитанное.
Постижение красоты и богатства, выразительности русского слова, стремление к совершенствованию собственной речи.
26.10
Дон и Приазовье в античной мифологии.
1
Работа с понятиями «мифологический сюжет», «мифологический герой». Словесное рисование, составление плана, характеристика образов.
Обращаться к образам мифов в различных ситуациях речевого общения.
Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Конструировать диалог на основе материала статьи учебника.
Умение чувствовать красоту и выразительность языка УНТ, стремиться к совершенствованию собственной речи.
02.11
Донские казачьи сказки. Отражение в них особенностей быта, нравов, обычаев донских казаков. Поэтика сказки, её сходство и различие с русской народной сказкой.
1
Чтение сказок, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями. Выразительное рассказывание сказки с использованием сказочных формул.
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. Владение литературоведческими терминами: сказка, типы сказок, образы животных, образ-пейзаж, композиция волшебной сказки. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).
Владение разными видами чтения. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма, о красоте внешней и внутренней, справедливости, счастье настоящих людских отношений, не омраченных помыслами о знатности и богатстве, о необходимости обретения существования, достойного душевных качеств человека, о торжестве справедливости. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.
16.11
Волшебная сказка «Танюша и мачеха». Доброта казаков в сказке.
1
Лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями
Понимать нравственную проблематику сказки. Знать особенности волшебной сказки.
Владение литературоведческими терминами.
Владение различными видами монолога, работать индивидуально и в группе.
Постижение красоты и богатства, выразительности русского слова, стремление к совершенствованию собственной речи
23.11
Казачьи обычаи в сказке «Танюша и мачеха».
1
Беседа, исследовательская работа с текстом, художественный пересказ, создание иллюстраций. Конкурс рассказывания сказки.
Умение выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа.
Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное
Ориентация в системе моральных норм и ценностей, воспитание в себе положительных качеств.
30.11
Казачья сказка «Свадебный каравай». Умение казака держать свое слово.
1
Беседа, художественный пересказ, исследовательская работа с текстом, создание комментариев к иллюстрациям, работа с таблицей.
Понимание ключевых проблем изученных произведений донского фольклора. Владение литературоведческими терминами: типы сказочных персонажей, бродячий сюжет, народная и литературная сказка.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; о трудолюбии, доброте, терпении как духовном богатстве человека; о зависти, злобе, нерадивости, стремлении к материальному как причинах духовной смерти. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.
07.12
Казачий свадебный обряд в сказке «Свадебный каравай».
1
Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с таблицами, устное высказы-вание, участие в диалоге, выделение смысловых частей текста, сравнение героев.
Сказывание сказки
Освоить составление творческих текстов. Формулирование собственного отношения к произведениям донского фольклора, их оценка; собственная интерпретация.
Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров.
Стремление к совершенствованию собственной речи. Формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
14.12
Сказки о животных.
«Бисеринка». Доброта донских казаков, воспетая в сказке.
1
Краткий пересказ, ответы на вопросы, определение вида сказки, речевая характеристика героев.
Умение создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
21.12
Донские социально- бытовые сказки.
« Глупец и жеребец».
1
Исследовательская работа с текстом. Художественный пересказ. Работа с литературоведческими терминами.
Знать особенности социально-бытовых сказок Дона. Понимание ключевых проблем. Приобщение к духовно-нравственным ценностям донского казачьего фольклора.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Развитие способности понимать донскую казачью сказку.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей, воспитание в себе положительных качеств.
28.12
Казачье трудолюбие и находчивость в сказке «Казак и лиса».
1
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, анализ сказки, работа со средствами выразительности
Адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное. Приобщение к духовно-нравственным ценностям донского фольклора. Умение создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.
Владеть различными видами монолога и диалога. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Понимание фольклора как
национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
11.01
Сказки казаков-некрасовцев.
1
Подробный пересказ, анализ и интерпретация сказки. Устное словесное рисование. Выявление роли иллюстраций в раскрытии идеи произведения. Выборочный пересказ.
Адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное.
Понимание связи сказок с эпохой их написания.
Владеть различными видами монолога и диалога. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Стремиться к совершенствованию собственной речи; свершенствование духовно-нравственные качеств личности.
18.01
Сказки казаков-некрасовцев.
1
Краткий пересказ, ответы на вопросы, определение вида сказки, речевая характеристика героев участие в диалоге, выделение смысловых частей текста, сравнение героев.
Умение создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
25.01
Донская сказка - анекдот.
1
Конкурс анекдотов.
Знать художественные особенности донской сказки-анекдота. Понимать их нравственную проблематику и злободневность.
Приобщение к духовно-нравственным ценностям донского фольклора.
Способность участвовать в речевом общении, обеспечение культурной самоидентификации. Осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей, воспитание в себе положительных качеств.
01.02
Творческая работа. Инсценирование сказки.
1
Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, инсценирование фрагмента сказки.
Приобщение к духовно-нравственным ценностям донского фольклора. Умение создавать устные монологические высказывания разного типа.
Умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах.
Стремление к совершенствованию собственной речи. Формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
08.02
Творческая работа. Инсценирование сказки.
1
Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, инсценирование сказки.
Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.
Умение работать в группах, задавать вопросы классу и отвечать на вопрос
Стремление к совершенствованию собственной речи. Формирование
готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
15.02
Сказки народов, проживающих на Дону.
Сказки донских калмыков.
1
Устное рисование, выразительное чтение, ответы на вопросы, характеристика персонажей
Владение литературоведческими терминами. Умение понимать и формулировать тему,
идею, нравственный пафос сказок народов, проживающих на Дону.
Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное
Воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе
27.02
Донская армянская сказка.
1
Сообщения учащихся, выразительное чтение по ролям, лексическая работа, беседа
Понимание авторской позиции и свое отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание русского слова в его эстетической функции.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
Воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе
29.02
Р.Р.Создание собственной сказки, отражающей быт, нравы, характеры донцов, сочность и выразительность языка.
1
Повторить композиционные особенности сказки, создание коллективной сказки, отражающей быт, нравы, характеры донцов; использование ИВС в сказке.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей, чувств и потребностей.
Понимание русского слова в его эстетической функции, роли ИВС в создании художественного образа.
05.03
Р.Р.Написание сказки, отражающей быт, нравы, характеры донцов, сочность и выразительность языка.
1
Развивать речь. Создание собственной сказки.
Умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе и достигать целей.
Стремление к совершенствованию собственной речи. Формирование
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
14.03
Песни казаков Дона.
Исторические песни.
1
Просмотр видеофильмов о Доне. Умение слушать и понимать лирические казачьи песни, анализировать поступки героев.
Приобщение к духовно-нравственным ценностям донского фольклора. Умение создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог. Понимание связи песен донских казаков с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания
Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
Совершенствование духовно-нравственные качеств личности.
Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Воспитание любви к русской природе, к родному быту, слову.
04.04
Лирические казачьи песни как отражение нравственных устоев, обычаев и обрядов жизни казаков. Особенности казачьей песни.
1
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирической песне, работа с иллюстрациями
Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос лирической казачьей песни, понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней.
Владеть различными видами монолога и диалога. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Воспитание уважительного отношения к донскому казачьему фольклору.
11.04
Строевая казачья песня о народных героях-полководцах М. Платове и Я. Бакланове.
1
Чтение, анализ, интерпретация песен. Разучивание и исполнение строевых песен. Прослушивание музыкальных произведений, просмотр презентаций.
Формировать умения высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа.
Умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах.
Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Воспитание любви к русской природе, к родному быту, слову.
18.04
Обрядовые казачьи песни. Богатство выразительных средств.
1
Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, выразительное чтение, работа со словарем.
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания. Умение определять языковые средства выразительности.
Умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах.
Совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к малой родине, уважительного отношения к русской литературе.
25.04
Донская былина.
О Добрыне Никитиче (Дончаке).
1
Работать с текстом, иллюстрациями.
Цитировать, анализировать былины. Пересказ былины с использованием ИВС, сравнение русской и донской былины.
Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос донской былины.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма
16.05
Донская былина.
«Илья Муромец выезжает в поле»
1
Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, беседа, уточнение значения устаревших и диалектных слов в былинах.
Умение понимать и формулировать тему,
идею, нравственный пафос донской былины.
Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Формирование представлений о патриотизме как о гуманистической ценности в процессе осмысления идеи объединения славянских племен
Раздел №3 «Итоги» -2часа.
23.05
Творческий проект.
1
Защита проектов. Обмен впечатлениями. Беседа.
Умение создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к донскому фольклору
30.05
Защита проектов.
1
Защита проектов. Обмен впечатлениями. Беседа.
Умение создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к малой родине, уважительного отношения донскому фольклору.
Раздел 4. Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Основная литература .
1. Региональный (казачий) компонент государственного стандарта общего образования Ростовской области по литературе 5-9 классы, Ростов-на-Дону, 2008 г., МО и ПО РО « Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».
2 Край родной: Хрестоматия для чтения учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы ( на региональном материале). Составители: Небратенко В.Б., Яцык В.Д.- М.: «БАО –ПРЕСС»; Ростов-на – Дону: Издательство БАРО –ПРЕСС», 2007г. -368с.
3. Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. - Ростов-на – Дону, ЗАО «Книга», 2005.- 215с.
4. Сборник программ « Литература Дона и о Доне» под редакцией В.Я. Рыбниковой.- Ростов н/д: Изд-во РО ИПК и ПРО , 2007 г.
5. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. - Симферополь: Соратник, 2007
6. Сухоносов Н.С. На повороте судьбы - Цимлянск: Придонье,2008.
7. Библиотека русского фольклора: Былины./ Сост. Ф.М.Селиванов. - М.: 2008.
8. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 2006.
9.Донская периодическая печать.
Образовательные электронные ресурсы:
Интернет-ресурсы: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
Раздел 5. Результаты освоения дополнительной образовательной программы курса «Донской казачий фольклор»
5.1. Основные знания и умения обучающихся.
Личностные результаты обучения.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты.
В коммуникативной сфере учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
В познавательной сфере обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-получить знания о донском казачьем фольклоре;
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
5.2. Оценка достижений планируемых результатов.
Результаты учебной деятельности детей фиксируются в оформлении творческих работ учащихся:
- выставки рисунков, поделок, сочинений;
-участие в районных и областных литературных конкурсах;
- в выступлениях на концертах, участиях в литературных гостиных.
Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями.
В практику оценивания вводится метод портфолио или «Портфель творческих достижений». На занятиях необязательно оценивать все творческие работы обучающихся. Можно предложить школьнику выбрать самые лучшие работы (работу) и представить их для оценки всей группой, возможен вариант оценки учителем. Итоговые занятия можно проводить в форме презентации индивидуального, коллективного или группового проекта, в форме ролевой игры, конференции, казачьего фольклорного праздника, концерта с выставкой творческих работ обучающихся. Это позволит школьникам окончательно определить своё эмоциональное отношение к изученному, творчески самовыразиться, поднять престиж изученного курса.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Педагогического совета __________Р.Р. Исхакова
МБОУ «Ведерниковская ООШ»
от 28.08.2015г. № .
13PAGE 15
13PAGE 14215
13PAGE \* MERGEFORMAT14015
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 5Заголовок 8z, Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак