Рабочая программа Литература Дона







Рабочая программа
по литературе донского края. 5 класс.
35 часов в год, 1 час в неделю.

Составлена на основе регионального компонента примерного программно-методического материала по литературе 5-9 классы под редакцией В.Я.Рыбниковой

Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. Ростов-на-Дону ЗАО «Книга» 2005г. Литература Программно-методический материал 5-9 кл. Составители: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова.Ростов-на-Дону 2008


























Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Дона» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории Донской литературы, которая имеет большую историко-литературную и познавательную ценность как высоко художественный памятник общерусской культуры и в то же время феномен, отражающий особенности менталитета донского казачества, его народных вкусов и эстетического совершенства.
Основная цель изучения курса «Литература Донского края»:через приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона способствовать постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.
Эта цель может быть конкретизирована в следующих задачах:
раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;
расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте;
заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором;
познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала;
развивать воображение, фантазию, творческие возможности, интерес к различным видам искусства;
учить выразительно читать произведения фольклора.
Курс «Литература Донского края» соотносим с программным материалом основной школы. В его основу положен жанрово-тематический принцип отбора произведений, что определяет системный подход к изучению курса. Спецификой структуры курса является его интегрированный характер, синхронизирующий жанровые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки, былины, сказки, песни) и сценические картины казачьего быта.
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров, ведущим из которых является сказка, как фольклорная, так и литературная. Предлагаемые тексты учитывают интерес учащихся этого возраста к сюжету и героям произведении. В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды практической деятельности: самостоятельная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Эффективность данной программы предполагается отслеживать по системе мониторинга:
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся: выставки рисунков, поделок, сочинений; в индивидуальных картах развития учащихся; выступления на концертах, участие в литературных гостиных, выпуск газеты.
На занятиях используются как репродуктивные, так и продуктивные методы работы.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно – познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, , частично –поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
«Литература Дона»

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-Получить знания о Донских писателях
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
















3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема урока
К –во часов
Тип урока
Виды деят-ти
Вид контроля
Прогнозируемые результаты
Дом.задание по желанию уч-ся
Дата провед









План
Фактич

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
Литература Дона и о Доне
1
Урок усвоения новых знаний
Сопоставление произведений русской и донской литературы
Развернутый ответ на вопрос: «Какие произведения о Доне донских писателей и других писателей вы знаете?»
Знание фольклора донского края
конспект



2
Пословицы и поговорки жителей Дона

1
Урок усвоения новых знаний
Терлатйческий подбор пословиц и поговорок. Анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в пословицах и поговорках
Высказывание на тему: «В чем заключается поучительный смысл пословиц и поговорок?» или сочинение по пословицам
Знание фольклора донского края
Подготовить пословицы о донском крае



3
Загадки Дона
1
Урок усвоения новых знаний
Тематический подбор загадок. Анализ структуры загадок, их языка. Отгадывание загадок и обоснование отгадки
Составление загадок о Доне и его жителях
Знание фольклора донского края
Придумать загадке о Донской природе



4
Сказы. былички, байки Дона
1
Урок усвоения новых знаний
Краткий пересказ сказов, быличек, баек. Анализ языковых особенностей данных жанров
Выразительное чтение по ролям
Знание фольклора донского края
Подготовить инсценировку былички



5-7
Сказки жителей Дона различных национальностей
3
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ
Письменный ответ на вопрос: «В чем заключается народная мудрость сказки?»
Знание фольклора донского края
Конспект



8-10
Народные сказки казаков Дона
Волшебные сказки.
Сказки о животных.
Сказки об истории Дона
3
Урок закрепления изученного
Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ
Составление сказок о Доне и его жителях
Знание фольклора донского края
Составить волшебную сказку



11-13
Сказки казаков-некрасовцев
3
Урок закрепления изученного
Подробный пересказ, анализ и интерпретация сказки. Устное словесное рисование. Выявление роли иллюстраций в раскрытии идеи произведения. Выборочный пересказ.
Составление сценария сказки. Составление композиционного плана сказки
Знание фольклора донского края
Закончить сценарий сказки



14-15
А.П.Чехов «Наивный леший»
2
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Пересказ с элементами комментария. Анализ идейно-художественного
Сочинение- миниатюра «Смысл названия сказки»
Знание писателей-классиков Дона
Подготовить вопросы по тексту



16-18
П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона»
3
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Выразительное чтение, различные виды пересказа. Устное словесное рисование. Сопоставление сказок автора с народными сказками. Рассказывание сказок
Защита читательского дневника
Знание писателей Дона
Дать характеристику главным героям сказки



19- 20
Ю.А.Дьяконов «Восемь волшебных желудей»
2
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Комментированное чтение. Краткий и близко к тексту пересказы. Сопоставление _героев произведения
Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?»
Знание писателей Дона
Подготовить вопросы по тексту



21-22
П.Г.Аматуни «Королевство Восемью восемь»
2
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Анализ ключевых эпизодов. Средства создания образов и характеристики героев
Ролевая игра «Я - герой сказки Аматуни»
Знание писателей Дона
Подготовить вопросы по тексту



23-24
Н.А.Суханова «Многоэтажная планета»
2
Урок усвоения новых знаний

Анализ фантастического сюжета. Выборочное выразительное чтение. Выявление гуманистической позиции автора
Беседа по вопросам
Знание писателей Дона
Подготовить вопросы по тексту



25-26
Н.А.Суханова «Сказка о Юппи»
2
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Пересказ с элементами комментария. Устное словесное рисование. Выявление нравственных проблем сказки
Развернутый ответ на вопрос: «Чем мне запомнились сказки Сухановой?»
Знание писателей Дона
Подготовить вопросы по тексту



27
А.С.Пушкин «Дон»
1
Урок усвоения новых знаний

Анализ поэтики стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения. Выразительное чтение
Чтение наизусть
Знание творчества великих русских писателей о Донском крае
Выучить наизусть



28
Л.Н. Толстой «Метель»
1
Урок усвоения новых знаний

Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев
Устный ответ на вопрос «Что я узнал о пребывании Толстого на Дону из его рассказа»
Знание творчества великих русских писателей о Донском крае
Анализ эпизода



29
А.П.Чехов «Умный дворник»
1
Урок усвоения новых знаний

Выборочное выразительное чтение. Сопоставление с другими рассказами Чехова. Выявление особенностей юмора в рассказе
Инсценирование рассказа
Знание писателей-классиков Дона
Подготовить вопросы по тексту



30
А.П.Чехов «Дорогая собака»
2
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Пересказ с элементами комментария. Характеристика главного героя. Сопоставление с рассказом «Умный дворник»
Сочинение-миниатюра «В чем проявляется "хамелеонство" в рассказах А.П.Чехова?»
Знание писателей-классиков Дона
Подготовить вопросы по тексту



31
А.П. Чехов «Письмо к ученому соседу»
1
Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение, выявление особенностей речевой характеристики героя, определение авторской позиции. Сопоставление героя с другими чеховскими героями
Письменный ответ на вопрос: «Какой из рассказов Чехова показался мне самым смешным и почему?»
Знание писателей-классиков Дона
Подготовить вопросы по тексту



32
М.Шолохов «Федотка»
1
Урок усвоения новых знаний

Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ. Выразительное чтение по ролям. Выявление авторского отношения к героям
Письменный ответ на вопрос «Чем мне запомнился Федотка?»
Знание писателей-классиков Дона
Подготовить вопросы по тексту



33
А.Г.Гарнакерьян «Над Доном - рекой» (сборник)
1
Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение стихотворения. Определение поэтической идеи стихотворения. Анализ пейзажных зарисовок, поэтический прием (одушевление, метафора)
Чтение наизусть стихотворения одного по выбору
Знание писателей Дона
Выучить наизусть



34
В.И.Фролов. Стихотворения о Доне
1
Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение. Выявление внутреннего состояния лирического героя и способов его выражения
Подбор стихотворений о Доне для сборника
Знание писателей Дона
Выучить наизусть



35
Итоговое занятие
1
Урок контроля
Выполнение теста
Тестовая работа
Знание теоретического материала курса




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО Заместитель директора по ВР
МБОУ ДР СОШ №5 _____________________/Нагибина Л.В/
от 20.08. 2014года № 1 21.08.2014года
__________/Петикова Е.А/











Заголовок 115