рабочая программа по элективному курсу Литература Дона


Календарно- тематическое планирование элективного курса «Литература Дона » для 6 класса
дата тема раздел Количество часов Оборудование Виды деятельности Требование к результату Виды контроля Круг чтения Теория литературы
Литература Дона и о Доне Введение. 1. 1 Индивидуальные задания Сопоставление произведений русской и донской литературы знать названия изученных произведений и их авторов;
содержание изученных произведений лит-ры Дона и о Доне, тему, устанавливать последовательность и взаимосвязь событий в произведении, подкреплять правильность ответа на вопросы выборочным чтением;
произведения донского фольклора;
- основные факты жизни и творческого пути А. П. Чехова, М.А. Шолохова. А.И. Солженицына, А.В. Калинина;
Многожанровость донского фольклора, быт, нрав, обычай
Мифы Древнего Дона и Приазовья Мифы Древнего Дона и Приазовья 2 презентация Мифы о происхождении скифов. Мифы о происхождении Савроматов и др.Малые жанры фольклора. Пословицы. Поговорки. Загадки. жителей Дона
Донской фольклор 3-4 4 Альбом «Донской фольклор» Конкурс знатоков пословиц и поговорок, отгадывание загадок, шуточные представления отгадок, Терлатйческий подбор пословиц и поговорок. Анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в пословицах и поговорках Тематический подбор загадок. Анализ структуры загадок, их языка. Отгадывание загадок и обоснование отгадки Составление рассказа по пословице Стр.6-10 (Выборочное чтение) Пословицы. Поговорки. Загадки. приём антитезы в пословице, метафора,
Казачьи народные песни. 5 Аудизапись Чтение, анализ и интерпретация песен. сопоставление казачьей песни с общерусской по тематике, сюжету, худ-ому своеобразию. Сочинение- миниатюра Чтение стр.3-4 Песни казачьи народные: исторические, строевые, лирические, герой песни.
Жанры малого фольклора в казачьих играх, развлечениях, обрядах. 6 Использование пословиц, поговорок, загадок, песен в обрядах казаков. Инсценирование свадебного обряда. уметь:
читать осознанно произведения лит-ры Дона и воспринимать худ-ый текст;
выделять смысловые части худ-го текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр пр-я региональной лит-ры;
выделять тему и формировать идею, проблематику произведения, давать хар-ку героев пр-й Дона
приводить примеры произведений фольклорных жанров;
высказывать оценочные суждения о прочитанных пр-ях;
составлять небольшие рассказы на основе жизненных впечатлений, связанных с родным краем;
находить в словаре значения диалектных слов и выражений;
владеть различными видами пересказа;
составлять письменный отзыв о прочитанных книгах.
Доклад об одном обряде Обряд.
Сказы. былички, байки Дона Предания, легенды, былички донского края
7 1 Краткий пересказ сказов, быличек, баек. Анализ языковых особенностей данных жанров Инсценировка «Степан Тимофеевич Разин из острога ушел»,
« сом»,
«Колдунья» Волшебные сказки. «Танюшка и мачеха» Сказки 8 2
презентация Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ
Сказки о животных
« Глупец и жеребец» «Казак и Лиса» 9 презентация Чтение сказки. Обмен впечатлениями, толкование значения диалектных слов.
Инсценировка сказки Стр. 15 Сказка. Виды сказок.Сказки о животных.
«Волшебная лампочка», «Орёл и карга» Сказки казаков-некрасовцев 10 1 аудиозапись Чтение сказок, сходство и отличие сказок казаков-некрасовцев и русской сказки., анализ и интерпретация сказки. Устное словесное рисование. Выявление роли иллюстраций в раскрытии идеи произведения. Выборочный пересказ. Подробный пересказ Стр.30-33. Основные виды сказок казаков-некрасовцев, язык сказок, герои сказок.
« Бисеринка» Фольклор и литература 11 1 Донская сказка. Платонов «Волшебное кольцо» Выразительное чтение сказки, беседа по вопросам, сопоставление донской сказки с сказкой Платонова Придумать сказку на основе русской народной сказки Стр.16-19 Сказки жителей Дона различных национальностей Сказки народов, проживающих на Дону
12 1 Выр. чтение, беседа по вопросам, составление плана.
Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ Беседа по вопросам Сказки донских калмыков «Богатырь Хорца», «Сказка об Аббас-Оглу»(сказка донских армян)
Стр.33-38 сказка
А.П. Чехов .Жизнь и творчество.
Рассказ «Каштанка» Донские страницы русской прозы 19 века 13-14 6 Презентация, карточка Беседа по вопросам, выступление уч-ся , заочная экскурсия по произвед. Чехова Составление А.П.Чехов «Наивный леший» 15 Пересказ с элементами комментария. Анализ идейно-художественногоСочинение- миниатюра «Смысл названия сказки» Сочинение- миниатюра «Смысл названия сказки» А.П.Чехов «Умный дворник» 16 Выборочное выразительное чтение. Сопоставление с другими рассказами Чехова. Выявление особенностей юмора в рассказе Подготовить вопросы по тексту А.П.Чехов «Дорогая собака» 17 Пересказ с элементами комментария. Характеристика главного героя. Сопоставление с рассказом «Умный дворник» Сочинение-миниатюра «В чем проявляется "хамелеонство" в рассказах А.П.Чехова?» Л.Н. Толстой «Метель» 18 презентация Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев Устный ответ на вопрос «Что я узнал о пребывании Толстого на Дону из его рассказа» А.С.Пушкин «Дон» Донские страницы русской лирики 19 века.
19 1 презентация Анализ поэтики стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения. Выразительное чтение Чтение наизусть
Г.С.Колесников «Сильнее бури» Пришвинская зоркость донского писателя. 20 2 Беседа по вопросам «Сильнее бури»
А.А. Коркищенко «Старая лошадь Зина» 21 Выр-ое чтение, составление схемы, беседа по вопросам Фрагменты повести Повесть.
Пётр Васильевич Лебеденко « Игнатка» Сказки донских писателей 20 века. 22 3 презентация Беседа по вопросам, хар-ка героя. Выразительное чтение, различные виды пересказа. Устное словесное рисование. Сопоставление сказок автора с народными сказками. Рассказывание сказок Защита читательского дневника Стр. 130-141 Тема и идея пр-я.
Ю.А.Дьяконов «Восемь волшебных желудей» 23 Комментированное чтение. Краткий и близко к тексту пересказы. Сопоставление _героев произведения Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?» П.Г.Аматуни «Королевство Восемью восемь» 24 Анализ ключевых эпизодов. Средства создания образов и характеристики героев Ролевая игра «Я - герой сказки Аматуни» А.С. Серафимович « Маленький шахтёр». Мир детства в литературе Дона 20 века. 25 1 Стр. 212- 225. М. А. Шолохов « Донские рассказы» ( «Родинка») Прошлое донского казачества в литературе первой половины 20 века. 26 3 Презентация М. А. Шолохов « «Родинка». М. А. Шолохов « Донские рассказы» ( « Жеребёнок ») ( В сокращении) 27 презентация Стр. 225-229 М.Шолохов «Федотка» 28 Презентация Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ. Выразительное чтение по ролям. Выявление авторского отношения к героям Письменный ответ на вопрос «Чем мне запомнился Федотка?» Н.А.Суханова «Многоэтажная планета» Путешествия, приключения, фантастика в литературе Дона. 29 2
Анализ фантастического сюжета. Выборочное выразительное чтение. Выявление гуманистической позиции автора Беседа по вопросам Н.А.Суханова «Сказка о Юппи» 30 Пересказ с элементами комментария. Устное словесное рисование. Выявление нравственных проблем сказки Пересказ с элементами комментария. Устное словесное рисование. Выявление нравственных проблем сказки Развернутый ответ на вопрос: «Чем мне запомнились сказки Сухановой?» Д. Долинский « Моя любовь – родная Дон-река», Н. Скрёбов « Горжусь тобою, Дон». Литература второй половины 20 века. 31 4 Чтение наизусть .А. И. Солженицын « Крохотки» ( «Утёнок», «Костёр и муравьи», « Шарик») 32 Презентация, аудиозапись Стр.351-352 А.В. Калинин – писатель, поэт, наш современник. Стихотворения о В.О.войне 33 Презентация ( презентация « Памяти А.В. Калинина посвящается») Стихотворения о В.О.войне В.А.Закруткин «Подсолнух» 34 Презентация, таблица Стр.329