Методический семинар на конкурс Учитель года Дона-2016 (пояснительная записка)
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Чайкина Л.И.
МБОУ Тарасово-Меловская СОШ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Моя педагогическая деятельность началась в 1999 году, когда, окончив Таганрогский государственный педагогический институт, я пришла в Тарасово-Меловскую школу. И по сей день я продолжаю работать здесь, не мысля себя на другом месте, в другом коллективе, с другой спецификой труда. Начинающему учителю, мне казалось, что школьное обучение языку и литературе должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика, в совершенстве овладевшего орфографическими навыками, и добросовестного читателя, знающего содержание художественного произведения.
За эти годы произошли колоссальные изменения и в государственной политике, и в системе образования, и в моём понимании роли учителя.
Исходя из требований ФГОС общего образования, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у обучащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции.
В примерной программе по русскому языку поясняется, что «метапредметными» результатами освоения выпускниками основной школы программы русского (родного) языка являются:
Владение всеми видами речевой деятельности:
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
способность применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.
Но , к сожалению, современные ученики часто не знают норм литературного языка, стилистически некомпетентны, порой не способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не могла не сказаться на языке. На речь молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом, воздействуют средства массовой информации, в том числе Интернет-СМИ, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг - за литературный язык. Дети сегодня становятся основными потребителями современной поп-культуры. Для них издаются «шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «произведения русской литературы в кратком изложении» и т.п. Всё это создаёт среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на развитие общей и речевой культуры наших школьников.
На заключительном этапе школьного обучения задания по ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Но особое внимание уделяется проверке сформированности речевых умений выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, а также созданию собственного высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно использовать разнообразные языковые средства. Именно поэтому доминирующей идеей проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.
Понимание этого определило и выбор моей методической темы: «Формирование речевой культуры учащихся на основе современных технологий обучения русскому в рамках введения ФГОС»
Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становление педагогического опыта послужило:
внедрение новых ФГОС;
курсовая подготовка;
изучение опыта коллег;
чтение литературы по проблеме;
мониторинг собственного опыта.
Цель педагогического опыта: расширить представление обучающихся о культуре речи и помочь осознать не только нормативные аспекты, но и сформировать умение дифференцировать речевые ситуации, осуществлять отбор языковых средств, коммуникативных стратегий, этикетных формул речи.
Задачи:
1. Создать в классе комфортную образовательную среду, способствующую саморазвитию.
2. Развивать социально значимые качества личности школьников: речевые, коммуникативные, поведенческие.
3. Обучать использованию языка как средства общения и самовыражения.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология.
Я изучила многие из них и активно применяю в своей практике. В данной работе представлю две технологии: проектную и технологию развития критического мышления. Одной из технологий, приемлемых для формирования речевой культуры, является методика проектов.
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Метод проектов на уроках решает следующие задачи:
развитие познавательных навыков учащихся;
развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического и творческого мышления.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Организация проектной деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Типология проектов:
Исследовательские проекты
Творческие проекты
Ролевые, игровые проекты
Практико-ориентированные проекты
Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиа презентация, творческий отчет и т.п
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.
Мною еще используется технология критического мышления . Немного истории. С 1997 г. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМ) в рамках проекта института «Открытое общество» начала свой путь в педагогическом сообществе России.
В западной педагогике одними из основоположников направления «Критическое мышление» считаются Халперн Д., Хьюелл Л., Зиглер Д. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и др.
Критическое мышление — это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увели-
чивают вероятность получения желательного результата (Халперн Д.)
Базовая модель технологии1. Стадия вызова2. Стадия осмысления новой информации3. Стадия рефлексии
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;
возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;
развитие умения анализировать полученную информацию.
Технология развития критического мышления реализуется через следующие приемы и методы: постановка прямых и скрытых вопросов к тексту; поиск в тексте ответов на поставленные вопросы; синквейн; графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы. Кроме того, разработаны способы практической работы, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц. Применение данной технологии обеспечивает достижение предметных, личностных, метапредметных планируемых результатов.
Вашему вниманию представляю метод кластер и синквей.
Приём КЛАСТЕР («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием систематизации. Кластер можно использовать на разных этапах урока:
- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;
- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его– для структурирования этого материала;
- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.
СИНКВЕЙН (в переводе с французского «пять строк») помогает синтезировать, резюмировать информацию. Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки.
Практика реализации данных приемов позволяет говорить о создании устойчивой мотивации для самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. У учащихся появляется желание писать и говорить, испытывая эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов. Нам потребуется еще немало усилий по развитию речевой культуры школьников, приобщению их к литературному языку. Только системный, творческий подход к работе даст положительные результаты, которые помогут выпускникам быть успешными и реализовывать себя в любой деятельности в течение всей жизни.