Урок по естествознаниюНа тему «Съедобные и несъедобные (ядовитые) грибы» (7 класс)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 1»

Структурное подразделение: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1



Конспект урока по естествознанию в 7 классе по теме: «Съедобные и несъедобные (ядовитые) грибы»
Разработала и провела: Александрова Ирина Николаевна, учитель естествознания и географии
Псков, 2016
II четверть. Раздел «Растения леса»
Это 2 урок по теме: «Грибы»
1 урок. Грибы. Строение шляпочного гриба.
2 урок. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки. Пр.р. Лепка моделей различных видов грибов.
-------------------------------------------------------------------------------
Тема открытого урока:
«Съедобные и несъедобные (ядовитые) грибы. Пр.р. Лепка моделей различных видов грибов»
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель урока: продолжить знакомство с грибами.
Задачи:
образовательные – познакомить со съедобными и несъедобными (ядовитыми) грибами, правилами сбора грибов и оказания первой помощи при отравлении грибами, а также познакомить учащихся с обработкой съедобных грибов перед употреблением в пищу и способами заготовки грибов; сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы и представление о роли грибов в жизни леса;
коррекционные – развитие наблюдательности, устной речи, памяти, внимания, мышления, техники чтения, интереса к предмету, развивать положительную мотивацию к учёбе;
воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать сознательную дисциплину, а также воспитывать аккуратное отношение при работе с тетрадью, учебником, раздаточным материалом.
Оборудование: ПК, наборное полотно «Грибы», тетради, учебники, картинки и плакаты грибов, таблица, материалы для лепки, мозаика.

Этапы урока (по Конаржевскому):
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
Подготовка к усвоению новых знаний.
Усвоение новых знаний.
Проверка понимания нового материала.
Закрепление нового материала. Вывод.
Информация о домашнем задании.
Итоги. Оценки за урок. Благодарность за работу.

Ход урока:

структурные моменты урока и их содержание
На протяжении всего занятия идёт работа с интерактивной доской (работа с презентацией)
Назначение, цели включения в урок упражнений

1. Организационный момент.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
А сейчас проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только, лишь оценку «5».
Итак, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал о строении шляпочного гриба, его питании и размножении и познакомимся с новым материалом, в ходе которого закрепим знания о съедобных и несъедобных грибах.
2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
1) Фронтальная работа.

И сейчас мы с вами отправляемся за знаниями .. Куда?

Отгадайте загадку:
«Дом со всех сторон открыт
1 слайд Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём.»
(ЛЕС)
Мы отправляемся в лес, чтобы узнать что-то новое и интересное и вспомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке. А поможет нам в этом: современные компьютерные технологии.
И снова загадка:
2 слайд
Я под шапкою цветной,
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.
(ГРИБ)
Давайте составим синквейн со словом «гриб». Молодцы!
? Почему грибы относят к живым организмам? (Они появляются на свет, дышат, питаются, размножаются, а затем умирают).
? Почему грибы нельзя считать растениями? (1. Они не имеют корней, стеблей, листьев, цветков, плодов с семенами. 2. Грибы не зелёные. Они не могут, как растения, создавать питательные вещества – образовывать кислород из углекислого газа.)
3, 4 слайды Грибы – это отдельное царство, наравне с растениями и животными. И грибы это не растения.
? Как питаются грибы? (1.С помощью грибницы, которая впитывает из почвы воду и минеральные соли для себя и одновременно доставляет её растению, рядом с которым гриб растёт. 2. Взамен грибы получают от растений те органические вещества, которые растения производят на свету. Вот такая взаимная выгода!).
5, 6 слайды 1. С помощью грибницы 2. Симбиоз растения и гриба.
? Как размножаются грибы? 7 слайд + словарная работа (Спорами)
? Где образуются споры? (В трубках и на пластинках снизу шляпки)
Отсюда деление грибов на: трубчатые и пластинчатые. 8 слайд + таблица
2) Ответ учащегося у доски с наборным полотном.
В два столбика распределить названия трубчатых и пластинчатых грибов?
Трубчатые грибы
белый гриб подосиновик подберёзовик маслёнок

Пластинчатые грибы
сыроежка груздь волнушка шампиньон опята лисички

3) Ответ учащегося у доски по слайду презентации «Строение шляпочного гриба». 9 слайд + таблица + словарная работа

3. Подготовка к усвоению новых знаний.
1. Вступительное слово учителя.
Грибы очень многообразны: это и хорошо известные вам шляпочные грибы, и разные виды плесневых грибов, и грибы паразиты, о которых мы говорили на прошлом уроке. И важно уметь различать среди такого многообразия съедобные и несъедобные (среди которых есть ядовитые) грибы. 10 слайд
И этому мы посвятим вторую часть урока, а заодно познакомимся с правилами сбора грибов, признаками отравления грибами и правилами оказания 1-ой помощи при отравлении грибами, а также обработкой съедобных грибов перед употреблением в пищу и грибными заготовками.
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока: « Съедобные и несъедобные (ядовитые) грибы» и на полях число. Страницу поделите пополам, у нас получится в ходе урока 2 столбика записей.
4. Усвоение новых знаний.
1) Работа с презентацией.
11 слайд Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Грибы присутствуют везде! Они растут на земле, под землей, в воде, на камнях и не только! Грибы бывают разного вида и имеют разные свойства. О грибах сложено немало пословиц и поговорок: Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. Ленивому и гриб поклона не стоит. Назвался грибом полезай в кузов! Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь. Невелик боровик, да знатен. Опята дружные ребята. Растут детки, как грибки. Многие виды грибов активно используются человеком в пищевых, хозяйственных и медицинских целях (на доске - ламинированные листы о применении грибов против разных заболеваний).
Итак, начинаем путешествие по грибным местам нашего леса. И первый гриб – это белый гриб (боровик).
12, 13 слайды (белый гриб) + муляж + картинка Самый питательный, вкусный и душистый гриб. Его вес может достигать 2 кг. По калорийности заменяет мясо. При сушке мякоть не темнеет, поэтому гриб назвали белым. Разновидности белого гриба (13 слайд).
Запись названия гриба в тетрадь.


14 слайд (подосиновик) + муляж + картинка
В природе известно около десятка его разновидностей, основной из них – красный (его еще называют красноголовик). Мякоть на разломе со временем чернеет. Живёт не более 11 суток. По своим вкусовым качествам и питательным свойствам ничуть не уступает подберезовику, скорее делит с ним второе почетное место после белого гриба. 

Запись названия гриба в тетрадь.

15 слайд (подберёзовик) + муляж + картинка Ценители грибов считают подберезовик самым вкусным грибом после боровика. Однако при приготовлении блюд их белая мякоть начинает темнеть. Особая ценность подберезовиков заключается в том, что в них содержится хорошо сбалансированный белок. В них есть и достаточный запас витаминов и минеральных веществ. Благодаря пищевым волокнам подберезовик впитывает, а потом выводит из организма различные токсины.
Запись названия гриба в тетрадь.

16 слайд (лисичка) + муляж + картинка Съедобные желто-оранжевые грибы с приятным запахом. Растут целым семейством. Лисички никогда не бывают червивыми, поэтому могут расти сравнительно долго. Это единственный вид неломких грибов и их можно носить в мешках. Ядовитых двойников лисичка не имеет . Запись названия гриба в тетрадь.
17 слайд (маслёнок) + картинка Шляпки маслят покрыты слоем слизи, которая блестит как масло, поэтому гриб и получил своё название. Мякоть обладает приятным фруктовым запахом. Маслёнок – гриб деликатесный и вкусен в любом приготовлении. . Запись названия гриба в тетрадь.
18 слайд (груздь) + муляж + картинка Слово «груздь» происходит от церковнославянского слова «груздие», что означает «груда», «куча». Грибы так названы потому, что растут семьями, кучами. Если попадёшь на груздёвые места, то сразу наполняется корзина, от которой идёт особенный запах. Дело в том, что эти грибы пахнут даже на расстоянии. Гриб редко бывает червивым. Грузди считаются условно съедобными грибами, из-за наличия едкого сока, перед засолкой их предварительно 2-3 дня вымачивают.
Запись названия гриба в тетрадь.
19 слайд (сыроежка) + муляж + картинка Существует около 60 разновидностей сыроежки, буквально всех цветов радуги. При засолке, очень скоро, через сутки становятся готовыми к употреблению. Растут они всюду, под любыми деревьями, очень хрупкие. Во Франции даже привычные для нас сыроежки считаются ядовитыми.
Запись названия гриба в тетрадь.

20 слайд (волнушка) +картинка Отчего её зовут «волнушка», кажется понятным. По ярко-розовому полю шляпки расходятся круги, как волны по воде от брошенного камня. Грибы редко бывают червивыми. В Финляндии этот гриб считается ядовитым.
Запись названия гриба в тетрадь.
21 слайд (опёнок) +картинка Эти грибы растут группами-пучками на древесине дуба, берёзы, ольхи и др. А также на пнях, корнях, валежнике. Как паразиты, вызывают белую гниль деревьев.
Запись названия гриба в тетрадь.
22 слайд (шампиньон) +картинка Вкусный съедобный гриб, источник многих питательных веществ. Содержит много белка и практически не содержит жиров, поэтому является низкокалорийным продуктом питания.

Запись названия гриба в тетрадь.
23 слайд (мухомор) + муляж + картинки Мухомор получил своё название благодаря старинному обычаю: летом жители деревень, чтобы избавиться от мух, клали шляпки этих грибов в подслащённое молоко. Мухи, отведавшие приманку, очень скоро погибали. Гриб содержит сильный яд и признаки отравления проявляются через 20 минут после приёма пищи. Наступает помутнение сознания, галлюцинации, затруднённость речи и движений. . Запись названия гриба в тетрадь.
24 слайд (бледная поганка) _картинка Смертельно ядовитый гриб. Признаки отравления проявляются через несколько минут после приёма пищи. Отравление бледной поганкой протекает очень тяжело. Смертельное отравление может вызвать даже один съеденный гриб. Ножка внизу имеет утолщение, окружённое широкой белой вуалью. А ближе к шляпке всегда заметна белая «юбочка» – колечко.
Запись названия гриба в тетрадь.
25 слайд (желчный гриб) +картинка Несъедобный, очень горький гриб. Даже несколько долек этого гриба случайно попавших в еду делают блюдо горьким. Желчный гриб легко спутать с белым грибом. Их трудно различить. Но желчный гриб в зрелости имеет трубочки розового цвета, а у белого гриба они зеленовато-жёлтые.
Запись названия гриба в тетрадь.

26 слайд (ложные опята) +картинка До недавнего времени его считали несъедобным, то есть просто невкусным. Согласно новым данным этот гриб ядовитый.
Запись названия гриба в тетрадь.

Вот мы кратко познакомились с самыми популярными грибами, встречающихся в наших лесах.
2) Изготовление из пластилина моделей-муляжей грибов.
Автор нашей программы предлагает нам не просто теоритически познакомится с грибами нашей местности, но и практически попытаться самим слепить модели некоторых грибов. Я приглашаю подойти ко мне и выбрать любую коробку с материалом для лепки.
(Дети лепят грибы, затем подводим итоги этой работы)
3) Работа с таблицей учебника «Отличительные признаки грибов-двойников» на стр. 215. И демонстрация слайда презентации. 27 слайд
(белый гриб – желчный гриб; опёнок настоящий – опёнок ложный; шампиньон – бледная поганка)
4) Знакомство с правилами сбора грибов с использованием слайда презентации. 28 слайд
5) Знакомство с первыми признаками отравления и оказанием первой помощи при отравлении грибами грибов с использованием слайдов презентации. 29, 30, 31 слайд
6) Знакомство со способами домашних заготовок из грибов с использованием слайда презентации. 32 слайд
5. Проверка понимания нового материала.
Итак, мы познакомились со съедобными и ядовитыми грибами. И я прошу желающего собрать корзинку грибов из предложенных муляжей.

6. Закрепление нового материала. Выводы.
1. Чтение вывода в конце параграфа на стр. 216.
Подводя итоги нашему уроку, прошу вас выполнить задание, представленного на слайдах.
2. Выполнение коррекционного задания: определите общий признак (33 слайд),
и определите лишний предмет в каждой строке (34 слайд).

7. Информация о домашнем задании.
Стр. 212 – 216, ответы на вопросы в конце параграфа.
8. Итоги. Оценки. Благодарность за работу на уроке (35 слайд). Призы.



Активизация внимания учащихся;
психологический настрой на урок.















развитие мышления;







активизация долгосрочной памяти при отгадывании загадок;

























Развитие мышления посредством межпредметных связей;



Развитие логического мышления с использованием долгосрочной и краткосрочной памяти;









Закрепление материала зрительными образами;
Закрепление материала вербально и не вербально;










Развитие мышления с использованием метода классификации;





Развитие мышления с использованием метода анализа (образное представление гриба) и синтеза (установление закономерностей пространственных соотношений);




















Закрепление материала моторными навыками;









Развитие абстрактного мышления;






Развитие общей осведомлённости учащихся;






Развитие долгосрочной памяти и общей осведомлённости о грибах;





Подача материала с использованием нескольких анализаторов: тактильных, зрительных, слуховых, которые способствуют развитию познавательных процессов;


































































































Развитие мелкой и крупной моторики, а также познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, мышление, анализ образца;




Развитие ассоциативной памяти;









Развитие общей осведомлённости посредством межпредметных связей (ОБЖ)
и

(Домоводство)




Развитие ощущения, восприятия и мышления (анализ);












Развитие способностей к обобщению понятий;
Развитие умения дифференцировать существенные и несущественные признаки;

Развитие саморегуляции и памяти;


Развитие положительной внутренней мотивации;


Список литературы:
1) Н. В. Королёва, Е. В. Макаревич Биология 7 класс, Растения. Бактерии. Грибы. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, ВЛАДОС, Москва, 2005
2) З. А. Клёпина, Биология Растения. Бактерии. Грибы. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2006
3) А. В. Усвайская, Естествознание Растения Учебник для 6 класса вспомогательной школы, Москва, «Просвещение», 1986
4) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы / Под редакцией кандидата психологических наук, профессора
И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2006
5) Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений - 3 изд. -М.: Дрофа, 2012 г.
6) Интернет ресурсы.
7) Майсурян А. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. Москва “Аванта+”. 1996 г.
8) Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. Книга для учителя. Москва “Просвещение” АО “Учебная литература”. 1996 г.
9) «1000 загадок»; Составители Н. В. Елкина. Т. И. Тарабарина, М., 2009