Конспект урока по окружающему миру на тему Ядовитые грибы

Тема урока: Ядовитые грибы.
Урок в 4-б классе компенсирующего обучения по УМК «Начальная школа 21 века».
Цель урока: сформировать у младших школьников конкретные представления об ядовитых грибах, об их значении в природе.
Задачи:
познакомить с отличительными признаками съедобных грибов и грибов – двойников;
показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы;
совместно с ребятами вывести правила сбора грибов;
способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно - следственные связи;
способствовать формированию бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, картинки грибов, запись «Звуки леса», таблицы.
Ход урока

Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно.
Мы тайны разгадаем
И мир большой узнаем.
- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа. А он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдёт до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились.
(Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому.)
До меня сигнал дошёл,
Начинаем разговор.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в экспедицию. Как вы думаете зачем? Что означает - экспедиция? (Ответы детей.)
- Но прежде чем мы начнём исследования, необходимо узнать, куда же мы отправимся?
Для этого вам надо разгадать загадку.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает.
Что это? (Лес.)
(Включаю запись с голосами птиц в лесу.)
- Чтобы зайти в лес, поздороваемся с ним.
Здравствуй , лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шуршишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи!
Ты же видишь – мы свои. (С. Погореловский.)
- Перед тем, как войти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
(Ответы детей.)
- Русские леса славятся грибами. Посмотрите на картину на доске. Скажите, на какие две группы можно разделить эти грибы? (Съедобные и несъедобные.)

Постановка темы и целей урока.

- Ребята, мы продолжаем работать над разделом «Ты и твоё здоровье». Как вы думаете, о каких грибах мы сегодня будем говорить? Почему?
- Кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока?
- Как вы думаете, какие цели мы можем поставить перед собой? (Ответы детей.)
Слайд 1.

Изучение нового материала.

- Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?
- Какие названия грибов вы знаете?
- Почему в названиях некоторых грибов включены названия деревьев?
- Как вы понимаете народную поговорку:
«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут.» (Ответы детей.)
Слайд 2.
- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб. Слайд 3.
Грибное коварство известно в природе?
Грибы- двойники существуют в природе.
Внимательным будь, в лес идя, не забудь:
Ошибка закончит твой жизненный путь.
Грибы ядовитые выучи, знай,
В лесу безошибочно их узнавай.
(Сообщения детей про ядовитые грибы.)

Мухомор красный. Слайд 4 . Является самым ярким представителем рода шляпочных. Гриб мухомор красный очень ядовитый, обладает галлюциногенным действием. Растёт по всей территории России. Особенно любит хвойные, лиственные, смешанные леса и березняки. Произрастает как группами, так и одиночно. Шляпка мухомора красного у молодых грибов шаровидная, по мере созревания становится выпуклой, у зрелых плосковыпуклая с полосатым краем. В размерах может достигать от 10 до 20 см в диаметре. Окрас шляпки ярко- красный или оранжево – красный, вся её поверхность покрыта белыми или слегка желтоватыми бородавками. Мякоть белая, под кожицей немного желтоватая, мягкая и не имеет запаха. Пластинки белые, широкие и свободные, у совсем старых грибов желтоватые и частые. Споры бесцветные, имеют эллиптическую форму. Ножка молодых грибов белая и плотная, по мере созревания становится полой, голой, с белым или желтоватым кольцом. Форма ножки цилиндрическая. Мухомор красный знаком многим ещё с детства, его невозможно спутать ни с каким из съедобных грибов. Поэтому случаи отравления этим грибом очень редки. Чаще всего опасность подстерегает детей, которых привлекает необычный внешний вид грибов.

Бледная поганка. Слайд 5 .Этот гриб считается самым опасным ядовитым грибом. Она относится к роду мухоморов. Никакой кулинарной обработкой нельзя удалить токсины бледной поганки. Опасность этих токсинов заключается в том, что они необратимо и незаметно для человека поражают внутренние органы в течение 2-х суток. Достаточно съесть ј часть шляпки бледной поганки, чтобы отравление оказалось летальным. Самым распространённым местом произрастания бледной поганки является широколиственные леса – дубравы, березняк. Но иногда её можно встретить и в хвойных лесах. Растёт всегда группами, очень редко поодиночке. Обильно растёт в южной стороне леса. Окрас шляпки белый, светло – зелёный, желтовато – буро – оливковый, в центре с шелковистым блеском и более тёмный. В диаметре достигает 7 – 11 см. У молодых грибов форма шляпки колокольчатая, у зрелых – плосковыпуклая. В сырую погоду шляпка слизистая, редко с белыми хлопьями. Ножка ровная, белая, иногда с жёлтым оттенком. Посредине ножки имеется белое, полосатое, плёнчатое кольцо. Пластинки имеют белый окрас, часто и свободно расположены.

Лисичка ложная или говорушка оранжевая. Слайд 6 .Некоторые исследователи относят лисичку ложную к слабо ядовитым грибам, некоторые к несъедобным. Но всё же из-за содержания в ней ядовитых токсинов её правильно считать ядовитой. Лисичка ложная любит расти по соседству с лисичкой настоящей. Имеет очень широкое распространение. Растёт в хвойных и лиственных лесах. Период плодоношения длится с июля по октябрь. Произрастает семьями, очень редко можно встретить одну. Шляпка лисички ложной округло – воронковидной формы с ровным краем. Цвет шляпки очень яркий – от красновато – оранжевого до медно – красного. Пластинки нисходящие по ножке, по форме извилистые, имеют ярко- красный цвет. Ножка к основанию сужается, вырастает до 10см в длину и до 10мм в ширину. Мякоть гриба упругая, твёрдая, деревянистая. Споры по цвету белые.

Опёнок ложный серно- жёлтый. Слайд 7 . относительно опёнка ложного у исследователей – микологов нет однозначного мнения. Некоторые относят этот гриб к категории несъедобных, из-за присущего ему горького вкуса, некоторые считают его слабо ядовитыми, а некоторые причисляют его к группе ядовитых грибов, т.к. после его употребления в пищу наблюдаются все симптомы отравления. Растёт гриб во всех типах лесов на загнивающей древесине как хвойных, так и лиственных пород. Любимое место – пни и место рядом с ними. Встречаются большими группами. Форма шляпки по мере созревания опёнка ложного серно – жёлтого меняется от выпуклой (в молодом возрасте) до распростёртой (в зрелом возрасте). По центру шляпка имеет более тёмные оттенки цветов – жёлто – бурые или красновато – бурые, по краю – светлые, желтоватые. Вырастает до размеров от 2 до 5 см в диаметре.

Сатанинский гриб. Слайд 8 . Сатанинский гриб встречается чаще всего в южной полосе и на Кавказе. Шляпка сероватая или зеленоватая. Мякоть белая, сладкая. При надломе сначала краснеет, а потом синеет. Ножка у гриба вздутая с красным сетчатым узором. Этот гриб похож на боровик и очень ядовит.
Желчный гриб. Слайд 9 . Растёт ложный белый гриб (желчный) в хвойных и иногда в лиственных лесах на песчаной почве, семьями и одиночно. Редко встречается на обросших мхом, гнилых пнях и на основании стволов деревьев. Период плодоношения длится с июля по сентябрь. Имеет другие названия, такие как: желчный гриб, горчак. Гриб относится к категории несъедобных грибов, т.к. имеет очень горький вкус. Шляпка подушковидной выпуклой формы, у молодых грибов немного опущенная, у зрелых – гладкая. По цвету жёлто – коричневая, серо – охряная или коричневая. Вырастает до 4 – 10см в диаметре. Ножка ложного белого гриба булавовидной формы, расширенная книзу. По цвету желтовато – охряная, внизу более тёмная. Вырастает до 3-7см в длину и до 1-3см в ширину.

4. Физминутка .
- Я буду показывать и называть названия грибов.
Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладёте в воображаемую корзинку.
Если несъедобный гриб – разводите руки в стороны и делаете повороты головой.
( опёнок, подберёзовик, мухомор, подосиновик, белый гриб, бледная поганка, шампиньоны, маслёнок, желчный гриб, лисичка ложная, сыроежка)

Продолжение работы. Работа в группах.

- Немного отдохнули. А сейчас вам предстоит отправиться в научную лабораторию и стать учёными - исследователями.
- Внимательно прочитайте предложенные вам тексты, рассмотрите рисунки, работая в группах, найдите и отметьте отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами. Сделайте вывод.


Гриб
Шляпка снизу
Ножка
На срезе мякоть
Съедобность

1 группа

Белый гриб





Желчный гриб





2 группа

Белый гриб





Сатанинский гриб





3 группа

Шампиньон





Бледная поганка






Проверка. Слайд 10 - 11 .

Грибы- двойники.
Гриб
Шляпка снизу
Ножка
На срезе мякоть
Съедобность

1 группа

Белый гриб
Белая или желтоватая
Рисунок в виде белой сеточки.
Белая.
Съедобный

Желчный гриб
Розовая.
Рисунок в виде черной сеточки.
Розовеет
Несъедобный, очень горький!

2 группа

Белый гриб
Белая или желтоватая
Рисунок в виде белой сеточки.
Белая.
Съедобный

Сатанинский гриб
Серовато- зеленоватая. Под шляпкой розоватая.
Клубневидная с красным сетчатым рисунком.
Краснеет и синеет.
Ядовитый.

3 группа

Шампиньон
Пластинки розовые или фиолетовые
Нет мешочка у корня.

Съедобный

Бледная поганка
С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые.
Пленочное кольцо под шляпкой «воротничок». Клубневидное утолщение с мешочком.
С неприятным запахом.
Смертельно ядовитый.



Вывод: многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников.
Нужно уметь их различать!

Решение экологической задачи.

Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Коля сбивал палкой.
- Зачем ты это делаешь? – спросил Миша. Ведь они нужны лесу, животным!
- Они же несъедобные, поганки. – ответил Коля.

- Как вы думаете, кто из мальчиков прав? Почему? Слайд 12 .
Вывод: эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – всё живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.

7. Работа с учебником.

- Ребята, откройте учебник на стр. 80. Пользуясь материалом в учебнике, составьте правила по сбору грибов в лесу. (Работают в группах.)
- Сверяем. Слайд 13 .
Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться).
Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб).
Никогда не собирайте грибы у дорог и предприятий. (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества).
Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)
Не собирайте грибы с клубневидным утолщением,
ножкой, окруженной оболочкой. (Как правило, это ядо-
витый гриб.)
Срезай гриб ножиком. (Чтобы не повредить грибницу.)
- Ребята, ну, а если всё же случилась беда. Вы отравились грибами. Что делать?
Слайд 14 . Первая помощь при отравлениях грибами.
- Слушайте внимательно и запоминайте!
При всяком грибном отравлении, даже лёгком, необходимо немедленно вызвать «скорую помощь» по телефону 03;
Промыть желудок и дать больному выпить подряд 5-6 стаканов воды. Затем вызвать рвоту 3-5 раз, для этого можно дать больному соленой воды;
уложить больного в постель и приложить теплые грелки к рукам и ногам;
непрерывно давать ему теплое питье, а при резкой слабости крепкий чай;
Остатки грибов, вызвавшие отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории .

8. Подведение итогов.

- Что узнали на уроке нового?
- Где пригодятся вам эти знания?

Рефлексия.
У вас на столе лежат листочки. Оцените свою работу и ощущения на уроке:
Кому было интересно, комфортно на уроке – приклейте солнышко.
Кому было, что-то не понятно, чувствовал себя не очень комфортно, или не всё получалось, как хотелось – приклейте солнышко с тучкой.
Кому было не интересно, чувствовал себя не комфортно - приклейте тучку тёмную.

- Спасибо всем за урок!










13PAGE 15


13PAGE 14615




15