Факторы негативного влияния на успеваемость


Факторы негативного влияния на успеваемость.
Основные факторы, негативно влияющие на успеваемость учащихся можно разделить на три основные группы: биологические, социальные, психолого-педагогические.
Биологические факторы негативного влияния на успеваемость.
Показателями неблагоприятного развития биологических факторов являются: наследственность интеллекта, задержка в умственном и психическом развитии, соматическая ослабленность.
Биологические факторы приводят к следующим признакам отклонений в учебно-познавательной деятельности:
- низкий уровень способностей;
- различные отклонения в памяти, снижении интеллектуального потенциала, сужение умственного мировоззрения;
- гипердинамические отклонения, аддиктивные расстройства;
- повышенная утомляемость, слабая выдержка, низкие энергетические возможности, мобилизованность, динамика и качественная характеристика эмоциональных составляющих.
2. Социальные факторы негативного влияния на успеваемость.
Основными показателями здесь являются: неблагоприятные социально-педагогические условия семейного воспитания, низкий социальный статус ученика в детском коллективе.
Признаками отклонений в учебно-познавательной деятельности, к которым приводят социальные факторы, являются:
- ограниченность знаний и представлений об окружающей среде, обедненный жизненный опыт;
- нарушение поведения, агрессивность, отсутствие эмоционального контакта с членами коллектива, несформированность старательности и усердия.
3. Психолого-педагогические факторы негативного влияния на успеваемость.
Здесь основными показателями выступают прежде всего такие как: конфликт «учитель-ученик», познавательная пассивность (возможность, но не желание учиться), неумение и нежелание учиться.
Это в свою очередь приводит к следующим признакам отклонений в учебно-познавательной деятельности:
- игнорирование учителя, нежелание контактировать, безразличие, непризнание авторитета учителя;
- страх перед учителем, негативное отношение учителя к ученику;
- отсутствие интереса к предметам, обучение под давлением извне;
- не закреплены навыки учебных действий, знания усваиваются нерациональным способом, неумение осуществлять самоконтроль, систематическое невыполнение домашних заданий, невнимательность на уроках.