Конспект урока по окружающему миру Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы) система Занкова
Конспект урока окружающего мира (1 класс, система Л.В. Занкова)
Автор: Петрова Наталья Владимировна учитель начальных классов МОУ Болтинская СОШ Рыбинского района Ярославской области
Тема урока: Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)
Планируемые предметные результаты:
Понимать взаимосвязь деятельности человека и состояния природы, необходимость бережного отношения к природе и вещам, сделанным человеком. Активизировать понятия: «природа», «живая/неживая природа», «растения», «группы растений»
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Личностные УУД:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Общеучебные УУД:
-смысловое чтение как осмысление цели чтения; извленчение необходимой информации из прочитанного текста;
- действие со знаково – символическими средствами.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Оборудование: мультимедийный экран, проектор, компьютер; мультимедийная презентация; конверты с запрещающими знаками, листы А 3, где нарисованы лес, луг, река. сигнальные карточки для игры «Светофор»; учебники.
Этап урока Содержание Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
I.Орг. момент Постановка учебной задачи Слайд 1.
Cлайд 2.
Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения. Послушайте его внимательно и определите тему нашего урока.
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте…
- Что вас натолкнуло на эту мысль?
- Молодцы, вы верно определили тему нашего урока.
Ответы детей.
- Я думаю, мы будем говорить о Родине.
- Нет, я считаю, об охране окружающего мира.
- В стихотворении говорится, что надо сохранить.
Личностные УУД:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу.
Познавательные УУД:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
II. Cтадия вызова.
Экологическая сказка.
Слайд 3.
Слайд 4-5. - Я расскажу вам одну очень грустную сказку.
« В одном городе жил садовник, он очень любил свой сад. Ухаживал за ним, каждый день там появлялись новые растения. Вокруг фонтана собиралось множество птиц.
И вот однажды вышел садовник в сад и ужаснулся. Он не узнал свой цветущий сад. В нем не пели птицы, вода в фонтане была грязная и маслянистая, листья на деревьях съежились и почернели, цветы погибли.
Горько заплакал садовник, он не знал, что случилось. Оказалось, что в соседнем городе открылся химический завод. Из труб завода идет черный дым, а в воду сливается маслянистая жидкость, которая попала в реку. Ночью прошел дождь, который впитал в себя дым завода. Поэтому все живое погибло».
Познавательные УУД:
- анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
Беседа.
Работа с учебником. С 38.
Слайд 5.
Слайд 7.
Решение частных задач.
Слайд 8.
Физ. минутка
- Какое чувство вызвала эта сказка?
- Что пострадало в результате этой экологической катастрофы?
- Как вы считаете, существует ли связь между деятельностью человека, неживой и живой природой?
- Что же делать?
- Но на заводе производят, пластмассу, из которой сделаны ручки, которыми вы пишете, корпуса мобильных телефонов. Тогда придется от всего этого отказаться?
- Вы пытаетесь решить очень серьезную проблему. Эти проблемы решаются на уровне государства и правительства. Этот 2013 год в России посвящен охране окружающей среды.
- Откройте учебники, начинаем читать текст с.38 под иллюстрацией, пока я не скажу «Стоп!».
- Как природа сама борется с загрязнениями?
- Найдите и прочитайте, как об этом сказано в тексте.
- Найдите и прочитайте названия растений (лопух, крапива, сирень, бук).
- К каким группам относятся названные растения?
- Что интересного узнали о буке?
- У вас на столах лежат учебники, тетради. А ведь они сделаны из древесины, значит, спилили деревья.
Значит не нужно выпускать книги?
- Выход есть - сбор макулатуры.
60 кг макулатуры сохраняет 1 дерево!
Наша школа участвует в сборе макулатуры. Наш класс собрал 740 кг макулатуры, а значит вы сохранили 12 деревьев!
Вот ваш вклад в охрану окружающей среды! Можете похлопать себе!
«Речка»
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз ,два ,три , четыре !
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно ,
Делать так руками нужно :
Вместе –раз , это –брасс.
Одной , другой – это кроль.
Все как один плыли ,как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Очень жалко садовника.
Жалко цветы и птиц.
- Пострадало все вокруг, и вода и цветы, листья почернели.
( дети задумались)
- Думаю, да. Ведь дым впитался в дождь, вода стала грязной, а это неживая природа.
- А ведь в воде живут рыбы, они могут погибнуть, и растения погибли.
- Нужно закрыть завод!
- Тогда построить завод подальше от природы!
- Но природа вокруг нас, она везде.
( дети снова задумались)
- Лопух – это травоядное растение!
- Не травоядное, а травянистое! И крапива тоже травянистое.
- Сирень – кустарник.
Бук – это дерево, в учебнике так написано!
- Нет, учебники и книги нужны. Нужно собирать макулатуру.
(дети с радостью аплодируют себе) Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Общеучебные УУД:
-смысловое чтение как осмысление цели чтения; извленчение необходимой информации из прочитанного текста;
Личностные УУД:-положительное отношение к школе и учебной деятельности;
Правила поведения на природе.
Слайд 9.
Работа в парах.
Слайд 10.
Работа в группах.
Слайд 11.
Защита плакатов.
- У нас была физкультминутка про речку, а сейчас ребята вам прочитают стихотворение, послушайте его внимательно.
- Какие чувства вызвала эта история?
- Бываете ли вы с родителями на природе?
- Как вы поступаете с остатками еды, банками, мусором, костром?
- Но не всегда вы можете найти мусорный контейнер в лесу или на речке.
- У меня есть пакет с мусором, здесь консервная банка, пластиковая бутылка и бумага. Как вы думаете, сколько потребуется времени, чтобы эти предметы разложились в земле?
- Сейчас вы поработаете в парах. На ваших столах лежат листы с изображением этих предметов и временем, которое требуется на разложение их. Соедините предмет и время.
- Посмотрите на слайд.
Пластик – от 100 до 1000 лет, консервные банки – от 10 до 30 лет, бумага – от нескольких
месяцев, до нескольких лет.
- Я поняла, что вы любите бывать в лесу, на лугу, речке. Давайте сформулируем правила поведения в этих местах.
Вы будете работать в группах. Каждая группа получит лист с изображением:
1 группа – леса,
2 группа – реки,
3 группа – луга.
Вы создадите плакаты с правилами поведения в природе.
Каждая группа выберет из конверта те правила , которые нужно соблюдать в данном месте. Эти правила - запрещающие знаки вы приклеите на лист с изображением леса, луга, реки.
- Давайте вспомним правила работы в группе.
Затем каждая группа защитит свои плакаты.
- Молодцы, вы хорошо справились с задачей.
-Что помогло вам быстро и успешно выполнить задание.
Чтение стихотворения подготовленными детьми наизусть.
С. Михалков. ПРОГУЛКА.
Мы приехали на речкуВоскресенье провести,А свободного местечкаВозле речки не найти!Тут сидят и там сидят:Загорают и едят,Отдыхают, как хотят,Сотни взрослых и ребят!Мы по бережку прошлиИ поляночку нашли.Но на солнечной полянкеТут и там - пустые банкиИ, как будто нам назло,Даже битое стекло!Мы по бережку прошли,Место новое нашли.Но и здесь до нас сидели;Тоже пили, тоже ели,Жгли костер, бумагу жгли -Насорили и ушли!Мы прошли, конечно, мимо...- Эй, ребята! - крикнул Дима. -Вот местечко хоть куда!Родниковая вода!Чудный вид!Прекрасный пляж!Распаковывай багаж!Мы купались,Загорали,Жгли костер,В футбол играли -Веселились, как могли!Пили квас,Консервы ели,Хоровые песни пели...Отдохнули - и ушли!И остались на полянкеУ потухшего костра:Две разбитых нами склянки,Две размокшие баранки -Словом, мусора гора!Мы приехали на речкуПонедельник провести,Только чистого местечкаВозле речки не найти!
- Ну и грязь они развели! И банки оставили и стекло!
- Да, мы часто ездим летом!
- Нужно все выбросить в мусорку!
- Мы собираем мусор в пакеты и отвозим в домой, там выбрасываем.
Дети работают в парах.
- Мы думает банка разлагается 10о лет.
- А мы считает, это бутылка так долго разлагается!
- Мы решили, что пластиковая бутылка разлагается от нескольких месяцев до нескольких лет.
Дети объединились в три группы. После обсуждения, выбрали знаки и приклеили их на плакат.
Дети выбрали по два представителя от группы .
Рассказали, какие правила поведения нужно соблюдать в природе.
- Мы слушали друг друга и не перебивали.
- Нам помог командный дух! Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Общеучебные УУД:
- действие со знаково – символическими средствами.
IV. Рефлексия.
Игра “Экологический светофор”.
Слайд 12.
Слайд 13.
- Посмотрите, этот турист собрался в лес. Давайте посмотрим, что у него в рюкзаке и для чего он эти предметы взял. У вас на столах красный и зеленый цвет светофора, если эти предметы полезны, зажигайте зеленый цвет, если нет – красный.
Нож ( я срежу ветки сирени и принесу их домой);
Магнитофон ( включу музыку на полную громкость и послушаю любимые песни).
Корм для птиц (покормлю птиц, особенно зимой они в этом нуждаются);
Ведро (полить недавно посаженные кустики ивы);
Спички (поджечь сухую траву на лугу);
Саженцы деревьев (посадить саженцы на месте вырубки);
Пакеты для мусора (собрать мусор, оставленный людьми);
- Молодцы, ребята. Вы прекрасно усвоили все правила поведения в природе.
- Чему был посвящен наш урок?
- Кто узнал что-то новое на уроке?
На доске нарисовано большое дерево. Оцените свою работу на уроке.
- Кому было легко, комфортно работать? Прикрепите зеленые кружки светофора.
Если вы считаете, что вам было трудно, вы не удовлетворены своей работой, прикрепите красный круг.
- Я вижу, что вы удовлетворены своей работой, только Настя прикрепила красный круг. Мы с тобой Настя постараемся выяснить, что тебе помешало полностью реализоваться на уроке.
- Спасибо за хорошую работу.
- Мы говорили об охране окружающей среды!
- Плакаты создали с правилами поведения!
- Я не знал про дерево бук, а теперь знаю.
- А мне было интересно отгадывать время разложения предметов, я не все отгадал.
Дети прикрепляют кружки. Все кружки зеленые, один - красный. Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации;
Приложения.
от 100 до 1000 лет от 10 до 30 лет от нескольких месяцев, до нескольких лет
Эмблемы.
\s\s\s\s\s\s\s