Внеклассное мероприятие «Вода. Влияние воды на окружающую среду и здоровье человека».
Внеклассное мероприятие «Вода. Влияние воды на окружающую среду и здоровье человека».
Цель: сформировать у обучающихся представления о воде – как наиболее значимом веществе на Земле и ее влиянии на окружающую среду и здоровье человека.
Задачи:
- содействовать формированию основных базовых компетенций: учебной, коммуникативной, личностной;
- развивать умения и навыки самостоятельного учебного труда с информационными источниками, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- сформировать представление важности влияния воды на здоровье человека;
- развивать стремление к здоровому образу жизни;
- обеспечить формирование экологически целесообразного поведения в быту.
Ход мероприятия.
1. Вступление
Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости, учителя!Послушайте, я сейчас вам загадаю загадки. А вы должны быть внимательными и отгадать их. Отгадав загадку, вы узнаете, что очень полезно в жаркий летний день.На свете нет её сильнее, На свете нет её буйнее.В руках её не удержатьИ на коне не обогнать.Чего в гору не вкатить,В решете не унестиИ в руках не удержать!Что это такое?(отвечают учащиеся) Вода.Учитель: -Правильно, вода!
Если посмотреть на глобус, то что вы можете сказать о нашей планете?
Ответы детей (голубая планета, воды больше чем суши и т.д.)
Становится очевидным, что большую часть земной поверхности занимают водные объекты, составляющие гидросферу. Что такое гидросфера? (водная оболочка земли).
Скажите, а какой воды на Земле больше пресной воды или соленой? …. Но нас интересует пресная вода! А почему, как вы думаете?..... ( Пресная вода необходима всему живому на земле) Из выше сказанного вами мнений мы попытаемся сформулировать тему нашего мероприятия «Вода. Влияние воды на окружающую среду и здоровье человека».А сейчас мы послушаем сообщение………
Ученик: Вода—источник жизни на Земле. Из космоса наша планета кажется голубой из-за морей и океанов. Пресная вода составляет менее 3% от общих запасов, из них более 2% заключена в полярных льдах Арктики и Антарктиды. Мировой океан составляет почти 71% площади Земли. Общее количество воды на Земле почти не меняется. С поверхностей морей, океанов, рек и озёр вода испаряется, а затем возвращается на землю в виде дождя и снега. Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках—20 дней, озёрах и водохранилищах—7 лет, в океане—3 000лет.
Учитель: Давайте вместе проследим за водой во всех её состояниях.
Он без рук и без ногИз земли пробиться смог,Нас он летом, в самый зной,Ледяной поит водой. (Родник)
Вспомните, какие родники есть в нашей местности, как они обустроены, как охраняются. (Рассказы детей).С крохотных родников начинаются все реки: и большие, и маленькие.
Чуть дрожит на ветеркеЛента на просторе,Узкий кончик в роднике, А широкий—в море. (Река). Как называется река в нашей местности? Что вы можете о ней рассказать? Какие реки нашей области вы знаете? (Рассказы детей).
А теперь попробуйте узнать воду в следующей загадке:В огне не горит,В воде не тонет. (Лёд).
Знаете ли вы, при какой температуре вода превращается в лёд?
Бел, как мел
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег).
Какие изменения претерпела вода в этих загадках? Знаете ли вы, как рождается снег? (мнения учащихся). Раньше думали, что снег—это замёрзшие капельки воды. Но учёные установили, что снег образуется из водяных паров. Эти пары поднимаются очень высоко над землёй, где царит сильный холод. Здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Они очень малы. Но шестиугольный кристаллик всё время растёт, и наконец, становится красивой звёздочкой- снежинкой.
И не снег, и не лёд,
А серебром всё уберёт. (Иней).
Иней образуется так же, как и роса. Иней—это твёрдая роса, образуется при заморозках или зимой при оттепелях.
Послушайте стихотворение: На дворе переполох, С неба сыплется горох.Съела шесть горошин Нина,У неё теперь ангина (Град).
Град образуется, когда капли воды замерзают и устремляются к земле и даже самая сильная струя воздуха не сможет их удержать. Падая вниз, они не успевают растаять, и из тучи идёт град.
Ребята, послушайте еще одну загадку:
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем-ищем, не найдём (Роса).
Ночью земля остывает, лёгкий тёплый воздух поднимается от земли. На его место опускается холодный. Остывают трава, кусты. Влага, которая есть в воздухе в виде прозрачного пара, прикасаясь к холодным предметам, охлаждается и превращается в капельки воды.Молоко над речкой плыло,Ничего не видно было.Растворилось молоко,Стало видно далеко (Туман)
Туман—это сгустившиеся водяные пары. Они сгустились и стали видимыми.
2. Физические свойства воды:
Учитель: Вода – это единственное вещество на Земле, которое может встречаться. Внимание на экран (в 3-х агрегатных состояниях: в жидком - это прозрачная жидкость, не имеющая цвета и запаха, в твердом – в виде льда или снега, в газообразном – в виде водяного пара). Невозможно найти в природе другое такое вещество, физические свойства которого были бы так необычны, своеобразны, и даже аномальны.
Сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран, вы должны подумать, какое практическое значение он имеет для мореплавателей?
Я опускаю кусок льда в емкость с водой. Как видите, ледяной шар опустился в воду приблизительно на 90%. Какова же практическая значимость этого опыта? (Ответы детей) Айсберги в морях так же видны над поверхностью на 10% при столкновении может привести к гибели корабля. Так затонул « Титаник» в Атлантическом океане в 1912 году, потому что вид айсберга был обманчивым.
3.Опытническая часть: «Вода на планете Земля».
Сейчас мы с вами проведем опыт, и выясним, каким одним из удивительных свойств обладает вода, каково его практическое применение. Для этого мы объединимся в группы по 4 человека. Каждая группа получает по 2 стакана воды, соль и сахар. Вам необходимо положить в каждый стакан по ложке соли и сахара. Размешайте ложкой содержимое. Что произошло с сахаром и солью? Каким свойством обладает вода? Где в жизни можно применить это свойство воды? Посовещайтесь несколько минут, и от каждой группы выступит по одному представителю. ( Вода растворяет соль и сахар, вещества в растворенном виде лучше усваивается организмом, в фармацевтическом и химическом производстве и т. д.)
Давайте подведем итог того, что сегодня вы узнали об удивительных свойствах воды
- вода – жидкость
- вода входит в состав всех живых существ
- вода не имеет цвета, запаха и вкуса
- вода встречается на Земле в 3-х состояниях
- вода – универсальный растворитель
Внимание, сейчас мы с вами решим следующую задачу. Слушайте внимательно
Наполним сосуд 1000 миллилитров подкрашенной голубой краской водой. Это – все земные запасы воды.
Наберем 1 мл воды из банки и выжмем ее в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.
4 мл воды выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озерах.
21 мл переливаем в форму для льда – количество воды, которой находится на Земле в замороженном состоянии
1 мл выливаем в почву – это вода, находящаяся в земной поверхности. Сколько мл воды осталось в сосуде?
К оставшимся 973 мл добавляем соль – это соленая вода морей, океанов, озер нашей планеты.
Обсуждение: В каких емкостях вода, пригодная для человека? (Во всех кроме голубой. На наглядных примерах делаем вывод о том, что пресной воды очень мало).Учитель:Сейчас, мы с вами узнаем, как человек использует воду:
Ученик: - в развитых странах до 30% воды теряется при доставке потребителю, а в крупных городах потери составляют 40-70%;
- в развивающихся странах почти 90% канализационных стоков сливаются в водоемы и реки без какой-либо очистки;
- ежегодно 2,2 миллиона человек в мире умирают от болезней, связанных с низким качеством воды, 90% из них – дети до 5 лет;
- в ХХ веке использование воды возросло в 6 раз по сравнению с предыдущими столетиями;
- вода на планете используется крайне неравномерно (в США на каждого жителя расходуется в среднем 380 литров воды в день, в Германии – 129 литров в день, а во многих развивающихся странах – не более 20-30 литров в день);
- во многих крупных регионах, таких как США, Индия и Китай, вода из подземных источников расходуется быстрей, чем пополняется, прямым следствием из чего является угроза острого дефицита воды в недалеком будущем.
4. Влияние воды на здоровье человека.
Учитель: Мы уже определили, что не всякая вода пригодна для употребления.
Обратите внимание на экран.
(Вывод учащихся воду нужно рационально использовать для сбережения водных ресурсов планеты).
Известно, что «Вода- источник красоты, молодости и здоровья». Человеческий организм нуждается в воде.
Вода в организме человека:
- увлажняет кислород при дыхании;
- регулирует температуру тела;
- способствует усвоению питательных веществ;
- смазывает суставы;
- участвует в обмене веществ;
- выводит отходы из организма.
А теперь немного статистики. Человек может прожить без еды 40 дней, без воды 3 дня.
Ваше мнение о значении воды в организме.
Учитель: О воде и ее пользе, нам сегодня расскажет врач – педиатр.Врач – педиатр: Вода очень нужна нашему организму. Она помогает нам расти, справляться с всякими болезнями, становиться сильными и крепкими. Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости. Особенно в жаркие, летние дни.Учитель: - А сколько это – достаточное количество? Врач – педиатр: - В среднем человек должен употреблять около 2 -2,5 литров воды в сутки, ведь человек на 70% состоит из воды, которая постоянно расходуется на обеспечение всех жизненно важных процессов в организме.Не пейте воду во время еды. Правильнее пить воду перед едой, она «разбудит» желудок и заставит его активнее переваривать пищу. Если вы занимаетесь спортом или в летний день - вам надо выпить больше воды. Ведь на улице жарко, вы бегаете, прыгаете, ваш организм активно работает и тратит большое количество жидкости. Вместе с потом из организма уходят и минеральные вещества, поэтому важно восстановить водно-солевой баланс организма. Следует увеличить количество употребляемой минеральной воды и соков. Это способствует поддержанию солевого баланса организма.
5. Заключение.
Учитель: Итак, сегодня мы поговорили о физических свойствах воды, о ее качественном составе, некоторых особых свойствах, а так же о ее влиянии на здоровье человека. Перед вами на столах лежат зеленые листочки, запишите на них одним предложением, что сегодня вам запомнилось больше всего, что нового вы узнали. А теперь мы оживим наше дерево с помощью ваших знаний. Подходим по одному сюда, зачитываем и прикрепляем листочки на веточки. Этим мы вдохнули жизнь сухому дереву. В заключении хотелось бы сказать:
О воде стихи не умирают
О воде стихи живут века!
Вода как жизнь журчит
Да здравствует вода!
В завершении нашего мероприятия мы предлагаем всем попробовать лечебно-минеральной воды. Благодарим всех за активное участие и внимание. Желаем здоровья и пусть всегда будет рядом чистая вода.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кружилинская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
«Вода. Влияние воды на окружающую среду
и здоровье человека».
Выполнила
классный руководитель
5 класса
Топилина О. И.
хутор Кружилинский2016 год