Конспект классного часа на тему: «В здоровом теле – здоровый дух. Быть может, в этом смысл жизни?»


КЛАССНЫЙ ЧАС (7 класс)
Тема: «В здоровом теле – здоровый дух. Быть может, в этом смысл жизни?»
 
Цель: дать понятие устойчивого здорового развития личности
 Задачи: 1. Формировать негативное отношение к вредным привычкам.
2. Воспитывать у учащихся чувства любви, доброты, стремление к здоровьесбережению и правильному образу жизни.
3.  объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход; объяснить, что табак, алкоголь и наркотики – вещества, приносящие вред здоровью.
4.  Развивать у ребят способность к размышлению, умению делать выводы.

Ход классного часа
Человек часто сам себе злейший враг.
Цицерон
 
Вступительное слово учителя
Конец 20 и начало 21 века характеризуются ростом заболеваемости и смертности населения. Современный этап развития нашего общества связан со снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны.
А знаете ли вы?
Человеческое сердце имеет потенциал как минимум на 300 лет жизни. Легкие – на 200 и примерно столько же лет все внутренние органы. Средняя продолжительность жизни человека должна составлять как минимум 150 лет.
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 %  обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом,  первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, а  доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой.
Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы  становимся на путь творения здоровья. Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье в будущем. Мы сами за него отвечаем! Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым!
Учитель: Как вы думаете, от чего у человека может наступить зависимость? Какая зависимость сильнее всего отнимает силы и здоровье? (курение, алкоголь, токсикомания, несоблюдение гигиены, наркотики) – выходят школьники и рассказывают об этих вредных привычкам, мешающих здоровью человека.
Учитель: Еще древние римляне говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”. Как вы считаете, что подразумевается под “здоровым телом”? (Ответы детей).
Ребята, здоровое тело-это прекрасно, это мечта каждого человека. К сожалению, в наше время не каждый может похвастаться отличным здоровьем. Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы: кожа, кости, волосы, зубы, внутренние органы. Человеческому телу, как организму свойственны симметричность, устойчивость. Но жизни каждого человека бывают травмы, более или менее серьезные. При травмах можно помочь различными способами.
У древних “здоровый” и “красивый” обозначались одним словом. А что такое “дух”?
(Подсказка – совокупность мыслей, поступков, знаний, стремлений, чувств).
Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед с ней вместе, то мы развиваемся. А если мы остановимся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. То есть, человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед самим собой.
В жизни человека есть действия, которые со временем становятся автоматическими. Как мы их называем?
 Привычка — действие, которое со временем становится автоматическим, неосознанным. Формирование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим.
Следует различать полезные привычки (привычка к труду, привычка умываться перед сном и т.д.) и вредные (несдержанность, привычка перебивать говорящего, курение и т.д.). Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные — дезорганизуют поведение.
У каждого из нас есть близкие люди — друзья, родные. С некоторыми из них у нас очень хорошие отношения, а с другими — хотят желать лучшего из-за особенностей их характера, с которыми мириться мы не желаем. Но не всегда мы можем понять, что же происходит, в чем причина «натянутых» отношений и конфликтов. Мы говорим: «Он меня раздражает», но чем вызвано наше негодование, не понимаем. И тем более мы не видим, да и не хотим видеть отрицательных привычек в себе; как говорят: «В чужом глазу соломинку заметим, а в своем и бревна не примечаем».
Давайте же попробуем разобраться: в чем кроется секрет нашего недопонимания и с какими привычками мы готовы мириться, а с какими — нет; и что мы называем вредными привычками.
 Попросить каждого из ребят подумать и проанализировать, какие привычки есть у него. Какие из них ему не нравятся и как можно их исправить. Легко ли это?
Выяснить, считают ли ребята употребление табака или спиртного отрицательной привычкой или это воспринимается как должное.
Что же такое вредная привычка?
         Вредная привычка (зависимость) — это свойство нашего характера или поведения, которое можно описать так:
—    вы не контролируете ЭТО, скорее ЭТО контролирует вас. Вы   чувствуете, что не имеете другого выбора, кроме как делать ЭТО. Стоит только   вредной   привычке   сформироваться,   вы сразу попадаете под ее власть;
—    эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится незаметной для вас;
—     вы начинаете регулярно делать ЭТО, когда почувствуете неприятные ощущения   (скуку, одиночество, физическую боль и т.д.);
—    вы чувствуете, что уже не можете справиться со своими жизненными проблемами без помощи ЭТОГО;
— на ЭТО уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному, в результате вы все больше ненавидите себя за эти траты;
5. Беседа по теме.
Ведущий 1 : «Кто курит табак, тот себе враг.» (Русская     пословица).
Если человек 12-17 летнего возраста курит, то у него появляются головные боли, головокружение, спазмы в животе, затруднения при дыхании, перепады кровяного давления. Табак оказывает пагубное действие на здоровье. Половина курящих теряет 20 -25 лет жизни. При табакокурении: 25 вредных веществ табачного дыма сгорают, 25 поглощает сам курильщик, 50 отравляют воздух в помещении. Дым, которым вынуждены дышать некурящие, содержат больше вредных веществ, чем дым, вдыхаемый самим курильщиком. Это - преступление!
  Есть такой анекдот: «Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца.-А почему стариком не буду?-Потому что до старости не доживешь.-А почему собака не укусит?-Так с палкой ведь будешь ходить.-А почему вор в дом не залезет?-Потому что всю ночь будешь кашлять».
Ведущий 2: Курилка. Он, выпуская дым пахучий,
Себе солидность придает.
А запах от него вонючий,
Но он того не признает.
Твой дым, курилка, неприятен,
Я не боюсь тебе сказать!
Опомнись! Ты же одурачен,
Невинных можешь наказать!
И чтоб не ждал тебя могильщик
И чтоб не звали дураком,
Одумайся быстрей, курильщик,
И кончи дружбу с табаком!
Ведущий 3: Алкоголь-шаг в пропасть.
«Пьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное.» Ж.Ж.Руссо.
«Пьяный человек–не человек, ибо он потерял то, что отличает человека от скотины, - разум.» Т.Пен.
«Пьянство – это добровольное сумасшествие.» Сенека.
«Опьянение есть истинное безумие, оно лишает человека всех способностей.» Солон.
Ведущий 4: Алкогольное опьянение – результат гибели клеток коры головного мозга, и мозг становится сморщенным. Продолжительность жизни алкоголика сокращается примерно на 20 лет. В России по причине употребления алкоголя умирает около 900 тыс. человек. По данным судебно-медицинской экспертизы, около 60 убитых и 80 убийц во время преступления находились в нетрезвом состоянии. Дети пьющих родителей спиваются на 7-12 лет быстрее своих родителей. В подростково – юношеском возрасте алкоголизм формируется в течение 2 – 4 лет. Алкоголизм уничтожает части тканевых клеток всех органов : печени, глаз, гортани, органов дыхания, сердца, почек, желудочно-кишечного тракта, половых органов. Алкоголь – это горе и слезы семьи!
4. Вывод: 
1. В каждом человеке есть что-то положительное и что-то отрицательное. (возможно ли иметь только положительные черты характера)
2.    От вредных   привычек   каждого   человека страдают окружающие его люди. (кто страдает от наших вредных привычек?)
3.    Вредные  привычки  можно  исправить,   хоть это и очень трудно. При работе над собой можно обратиться за помощью к близким людям. (можно ли справиться с вредными привычками?)
Ведущий : Наш сегодняшний классный час не пройдет впустую, и вы будете осторожны в принятии поспешных решений. Вы узнали, какие отрицательные качества несет в себе алкоголь и курение. Употребляя алкоголь человек теряет свое «Я» и спускается на самое дно, его не ценят, он не может устроиться на хорошую работу и постепенно становится никому не нужен.  Не забывайте о сказанных сегодня словах, я думаю, что вы не поддадитесь искушению, а, наоборот, будете бороться с этим. Самое главное - не будьте равнодушны к окружающим вас людям. Может быть, рядом с вами находится человек, у которого большие проблемы, который сам их разрешить не может. Ваш добрый внимательный взгляд, нужное слово, вовремя протянутая рука помощи окажутся спасительными для человека, стоящего на один шаг от пропасти.