Диагностика показателей результативности формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Аналитическая справка
Диагностика.
Тема: Показатели результативности формирования интерактивного и эмпирического компонентов коммуникативной компетентности младших школьников на материале литературного чтения.
Задание:
Опираясь на материалы лекции подобрать диагностический материал (3-5 заданий) для выявления у младших школьников сформированности интерактивного (УУД) (опыт применения) компонентов коммуникативной компетентности.
Провести диагностику интерактивного компонента коммуникативной компетентности младших школьников.
Составить аналитическую справку о состоянии коммуникативной компетентности у учащихся своего класса или группы (от 5 человек).
Аналитическая справка
Ф.И.О. учителя__Степаненко Вера Ивановна________________________
ОУ, класс__МБОУ СОШ №15____________________________________
Количество детей в классе _32 человека____________________________
Количество детей, выполнявших работу _32 человека.________________
Аннотация:
Диагностика проводится с целью выявления уровня сформированности _коммуникативной компетентности у младших школьников_____________
Введение (постановка проблемы, причины исследования, методы исследования - типовые задачи)
Постановка проблемы. ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучения, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Среди этих требований есть требования к метапредметным результатам, которые включают освоение обучающимися коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями и соответствующими им компетентностями. Для наиболее успешного развития коммуникативной компетентности необходимо выявить уровень их развития у ребёнка, и на основе полученных данных определить средства, с помощью которых можно проводить коррекцию._
Причины исследования: Выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста. Определить коммуникативные проблемы, принять решение о путях и способах устранения этих проблем. Повысить уровень коммуникативной компетентности_ у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. Проведение дифференцированной работы, направленной на усиления развивающего потенциала обучения, на устранение проблем определённых групп. Повышение уровня образовательных достижений, на основе получения, анализа, интерпретации результатов диагностики._____
Методы исследования: типовые задачи______________________________
Основная часть (Излагается суть исследования. На основе проведенного исследования осуществляется поэтапный анализ и обобщение)Исследование проводилось, используя:
1) пособие Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом». Учебно-методический комплект. ФГОС 2 класс.
2) «Волшебная сила слов» рабочая тетрадь по развитию речи. ФГОС 2 класс.
3) Задачи, составленные учителем.
Пособие Крылов О.Н. «Чтение. Работа с текстом».
Чтение текста Л.Н. Толстой «Два товарища»
Можно ли считать этих мальчиков настоящими друзьями? (обсуждение)
Дети активно вступали в обсуждение, выражали свою точку зрения на данную проблему.
Волшебная сила слова. Рабочая тетрадь по развитию речи.
1. Чтение рассказа С. Могилевский «День рождения».
2. Почему Туся поссорилась с Мариной? (обсуждение)
3. Почему Марина назвала Тусю эгоисткой? Объясните, как вы понимаете слово эгоистка. Посмотрите значение этого слова в словаре.
4. Придумайте продолжение этого рассказа. Как ребята помогли своей подруге? Запиши получившийся текст.
5. Выберите из «Волшебного сундучка» и запишите то, что помогает и что мешает дружбе (работа в группе)
грубость
насмешка
равнодушие
обидное слово
отзывчивость
щедрость
лесть
взаимопомощь
щедрость
ложь
доброта
забота
Работа велась как коллективно, обсуждение велось всем классом, так и в группах. Дети радовались, как собственным успехам, так и успехам других.
Учащиеся слушали собеседников и вели с ним диалог. Дети были готовы признавать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою.
Риторическая задача (требуется создать устное или письменное высказывание)
Вы пригласили гостей на свой день рождения. Неожиданно раздаётся звонок в дверь. На пороге с подарком ваш одноклассник, которого вы не захотели пригласить. Как вы поступите? Что вы скажите?
Дети излагали свою точку зрения, как поступили бы они в этой ситуации. Старались аргументировать свои ответы.
Риторическая задача.
Ване хотелось дружить с девочкой, с которой сидел за одной партой. Однажды он решился, подошёл и прямо так и сказал: «Давай, Маша дружить». «А зачем?» - спросила она. «Марками будем меняться! – ответил Ваня. « Да не собираю я ваши дурацкие марки». «Ах так? - сказал мальчик. – Ну и дружи сама с собой». Повернулся и ушёл.
Придумайте диалог о том, как Ваня мог бы договориться с Машей. (Работа в группе)
Дети давали советы Ване, как надо было поступить в этой ситуации, как можно было договориться и не потерять друга.
Задача.
М. Пляцковский «Настоящий друг».
Составьте с другом и запишите правила дружбы, используя стихотворение М. Пляцковского «Настоящий друг».
Советы получились направленными на дружбу, как не потерять друга. Дети выслушивали своих собеседников, выражали свою точку зрения, старались аргументировать высказывания, приходили к общему мнению, записывали правила дружбы.
Задача.
Представьте, что вы поймали золотую рыбку. Она может выполнить любые ваши три желания. Что бы вы попросили?
1. Для близких?
2. Для друга?
3. Для себя?
Для близких просили: _здоровья, счастья.
Для друга:
Для себя:
У детей формируются нравственные представления: забота о близких людях, желание помочь в трудной ситуации, воспитывать умение творить добро.
При решении задач дети стараются взаимодействовать разными способами: монолог, диалог, сообщение, высказывание, диспут, дискуссия, вопрос, отрицание, письмо.Заключение (Выводы и предложения (рекомендации). Строятся они на основании результатов анализа материалов, приводимых в основной части, но не повторяют, а обобщают их. Текст выводов должен быть кратким. Исходя из выводов, указывается перечень мероприятий, предложений по исправлению создавшейся ситуации. Объем итогового заключения не должен превышать одной страницы.)По тому, как ребёнок говорит в свободном диалоговом общении (отвечает на вопросы, рассказывает о взволновавших его явлениях, событиях), можно составить представление о том, как он думает, воспринимает и осмысливает окружающее. Выявила, что сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников. Развитию коммуникативных умений способствует игра коммуникативная, так как при общении дети делятся друг с другом новыми знаниями, тем самым обогащая процесс познания и постижения окружающей действительности. Риторические задачи и игры стимулируют активную речесмыслительную деятельность учеников, способствуют развитию и совершенствованию их коммуникативно-речевых умений._ Диагностика показала, что дети научились договариваться, приходить к общему решению. Учащиеся стараются контролировать свои эмоции, наблюдалась взаимопомощь между учащимися. Диагностика показала, на что нужно обратить внимание, при формировании коммуникативной компетентности младших школьников. Учить детей излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, учить умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продолжать работать над формированием компонентов коммуникативной компетентности младших школьников._______________
Подпись__Степаненко Вера Ивановна_________________________________