Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3»
Чистопольского муниципального района
Технология оценивания образовательных
достижений учащихся начальных классов
Подготовила:
Тележникова Н.В.
учитель начальных классо
первой квалификационной категории
Чистополь 2017
Новый мир имеет новые условия
и требует новых действий.
Н. Рерих
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена или занижена.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
Где найти время для развития умения самооценки?
Урочная деятельность, где формируется умение оценивать результаты учебной деятельности. На каждом уроке невозможно уделять время на развитие умения оценивать свои результаты.
Внеурочная деятельность, где формируется умение оценивать действия и поступки вне учебной деятельности – это и кружки и классные часы и др.
В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:
учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.
В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
Отметки в таблицы результатов выставляются:
в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено),
в 2(4 классах отметки ставятся по5-балльной шкале, которая принята в нашей школе. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).
Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок?
1.На первых уроках. Обозначаем своё настроение.
Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
2.Через 2–4 недели. Учимся сравнивать цель и результат.
3.Примерно через месяц. Устанавливаем порядок оценки своей работы.
4. Учимся признавать свои ошибки.
5. Учимся признавать свою неудачу.
6. Используем умение самооценки.
Технологии оценивания на уроках литературного чтения.
Внедрять данную технологию можно начать с 1 го класса, поэтапно. Самооценка первоклассника выглядела следующим образом: «Задание было такое... (учащийся краткорассказывал задание). Я выполнилего самостоятельно, без помощи учителя, без ошибок. Значит, с заданиемсправился успешно» или: «Заданиебыло такое... (учащийся кратко рассказывал задание). Я выполнил его самостоятельно, без помощи учителя, с ошибками. Значит, с заданием справился не совсем успешно». Таким образом, в 1м классе у учеников при самооценке было толькодва вывода: «успешно» или «не совсем успешно». Во 2м классе, при введении оценок, добавились критерии для разных отметок. Об этих критериях сдетьми договаривались заранее, до выполнения задания. Например: «Пересказ должен быть кратким, состоящим
· из 5–6 предложений, без повторов, слов паразитов, без искажения смысла, эмоциональным», –это на отметку «пять»; на «четыре»допускаются 1–2 ошибки, но без искажения смысла, и т.д. Ребята сами стали добавлять, что необходимо сделать, чтобы в следующий разответ был лучше: «При подготовке мне надо было 2 раза пересказать», «Быть внимательнее, следить за речью». Внедряя технологию оценивания на уроках, мы вели активную работу и с родителями, которые сами проигрывали на собраниях алгоритм самооценки, выполняя различные задания. Родители учились не ругать детей за плохие отметки, а грамотно выстраивать диалог с ребёнком, чтобы помочь ему проанализировать ответ и определить, что ещё не получается при выполнении того или иного задания. Кроме того, используя алгоритм самооценки, ребёнок дома мог аргументированно объяснить, за что именно он получил ту или иную отметку, например, читая стихотворение наизусть.
Приведу ещё несколько примеров использования технологии оценивания на уроках литературного чтения. Все дети любят и с удовольствием выразительно читают стихи, но слушать несколько раз одно и то же стихотворение неинтересно. Мотивировать младших школьников на неоднократное прослушивание может именно технология оценивания: мы не просто слушаем, а помогаем оценить.
Перед чтением договариваемся сдетьми о критериях оценивания, ведь словосочетание «выразительное чтение» включает в себя многое, что без труда перечисляют ученики: это значит читать целыми словами, останавливаясь на знаках препинания, голосом выделяя важные моменты, взависимости от содержания и смыслапроизносить текст медленно, быстро, громко, тихо. После прочтения стихотворения обучающийся оцениваетсебя сам, а учитель или одноклассник может согласиться или не согласиться с его самооценкой
Среди требований к заданиям в новой системе оценивания одно из них формулируется как необходимость делать акцент на общеучебные навыки (на анализ текста, рисунков, графиков, таблиц, на использование справочной литературы: на понимание прочитанного путем выявления несоответствий или неаргументированных утверждений, установления неполноты или неоднозначности условий, подбора подходящего по контексту термина или связки, оценки правдоподобия высказывания и пр.), а не на специализированные предметные умения (типа: дать определение, изобразить схему предложения, решить усложненную задачу).
В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.
Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль.
Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение ребенка, должна, как минимум, позволять:
осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе – и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения);
ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе, связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих;
опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
15