Как джазовый пианист, или это просто интересно
Как джазовый пианист, или это просто интересно Настольный теннис (пинг-понг) — вид спорта, спортивная игра, основанная на перекидывании специального мяча ракетками через игровой стол с сеткой по определённым правилам. Целью игроков является достижение ситуации, когда мяч не будет правильно отбит противником. Главные международные турниры — чемпионат мира иОлимпийские игры.
Игра происходит на столе размером 2,74 метра (9 футов) на 1,52 метра (5 футов). Высота стола — 76 см (30 дюймов). Стол делается из плотных материалов (ДСП, аллюминий, пластик)[1], обеспечивающих необходимый по правилам отскок мяча, выкрашен чаще всего в зелёный или тёмно-синий цвет. Посередине стола находится сетка высотой 15,2 см (6 дюймов). При игре используются ракетки, сделанные из нескольких слоев дерева и других материалов, покрытые одним или двумя слоями специальной резины с каждой стороны. Мяч для настольного тенниса делается из целлулоида или пластика (с 2014 года). Размер мяча — 40 мм в диаметре, масса — 2,7 г. Мяч должен быть окрашен в белый или оранжевый цвет. С 2007 года по 2013 год другие цвета шарика на международных соревнованиях не использовались, в 2014 проводились эксперименты с двухцветными мячами.
Игра проходит между двумя игроками, либо между двумя командами из двух игроков.
Каждый розыгрыш мяча заканчивается присвоением одного очка одному или другому игроку (команде). По современным международным правилам, установленным в 2001 году, каждая игра идёт до 11 очков. Матч состоит из нечётного количества игр (обычно пяти или семи).
Впервые название «Пинг-Понг» стало встречаться начиная с 1901 года, а до этого в ходу были аналогичные по интонациям названия: «Флим-Флам», «Виф-Ваф», а также «Госсима». Больше 100 лет назад предприимчивый американец Джон Джаквес зарегистрировал придуманное название. Оно получилось из сочетания двух звуков: «пинг» — звук, издаваемый мячом, когда он ударяется о ракетку, и «понг» — когда мяч отскакивает от стола. В дальнейшем название было продано братьям Паркер.
Изначально для игры использовались ракетки с игровой плоскостью из гладкого дерева, то есть на ракетках не было покрытия. Затем стали применяться покрытия, изготовленные из пробки или подобных ей материалов. С такими ракетками невозможно было проводить значительную часть ударов известных в современном настольном теннисе и вести динамичную игру. В 1903 году Ч. Гуд впервые использовал ракетку со слоем пористого каучука. В первой половине двадцатых годов использование пористого каучука было так широко распространено, что все другие виды ракеток полностью вышли из употребления. Стало возможным сообщать мячу вращение различными способами. Использование ракеток с пористым каучуком позволяло лучше контролировать мяч, и техника настольного тенниса изменилась. Этот период длился до начала 1950-х, когда появилось губчатое покрытие ракеток. В Европе оно впервые использовалось в Австрии Фритчем в 1951 году, однако, это был единичный случай, не приведший к изменениям в игре.[2]В 1952 году ракетку с губчатым покрытием на Чемпионате мира в Бомбее применил японский спортсмен HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%BE" \o "Хиродзи Сато" Хиродзи Сато, ставший чемпионом[3]. Японская сборная тогда впервые принимала участие в Чемпионате мира и благодаря своей стремительной атакующей тактике завоевали множество медалей, среди которых была и золотая медаль в индивидуальных соревнованиях. С этой даты ракетки с губчатой резиной начали распространяться по всей Европе, а Европа стала всемирным центром настольного тенниса.[2]Однако по оценкам специалистов новое покрытие ракетки не сделало настольный теннис более привлекательным видом спорта. Удар мяча о толстый слой губчатой резины придавал ему большую скорость, и отразить такой удар было очень сложно. Таким образом игра практически свелась к подрезкам и завершающему удару. Главным в состязании стала сила, а игровая техника отошла на второй план, что привело к падению популярности настольного тенниса. В 1959 году использование ракеток с губчатой резиной было запрещено.[2]С 1959 года губку стали использовать как основу для пупырчатой резины, и в результате игра осталась быстрой, но появилась возможность придавать мячу больше разнообразных вращений. По оценкам специалистов это стало началом новой эры настольного тенниса, так как новые материалы, используемые в игре, привели к появлению абсолютно новой техники — техники быстрой игры с неизвестными ранее атакующими ударами сопровождаемыми сильным вращением. Комбинация губки и резины полностью изменила манеру игры и концепцию настольного тенниса. Одновременно это повлияло и на развитие техники удара. Игровые материалы (ракетка, мяч) продолжают изменяться и сегодня, и это неминуемо влияет на направление развития техники ударов и самой игры.[2]Основные даты
1921 год — создана первая национальная федерация настольного тенниса в Англии;
1926 год — создана Международная федерация настольного тенниса;[4]1926 год — в Лондоне прошел первый Чемпионат мира по настольному теннису;
1927 год — в СССР организованы показательные игры делегации английских рабочих;[4]1952 год — японский спортсмен HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%BE" \o "Хиродзи Сато" Хиродзи Сато впервые применяет ракетку с резиновым (губчатым) покрытием и становится чемпионом мира;
1954 год — федерация настольного тенниса СССР вступает в Международную федерацию настольного тенниса;[4]1969 год — на чемпионате мира в Мюнхене спортсменки СССР выиграли две первые золотые медали — в женской паре (Зоя Руднова и Светлана Фёдорова-Гринберг) и в команде;
1975 год — на чемпионате мира в Калькутте спортсмены СССР выиграли свою третью золотую медаль — в смешанной паре (Станислав Гомозков и Татьяна Фердман-Кутергина);
1988 год — на Олимпийских играх в Сеуле настольный теннис становится олимпийским видом спорта
Настольным теннисом сегодня профессионально занимаются на всех обитаемых континентах — 218 стран (на 2013 год) входят в ITTF. Особой популярностью настольный теннис пользуется в Азии, где проживают около 4 миллиардов человек.
Начиная с 1970-х годов в женском настольном теннисе безоговорочно доминируют китайские спортсменки. Так, с 1975 года женская сборная Китая всего два раза проигрывала чемпионат мира в командном зачёте (в 1991 году объединённой сборной Кореи и в 2010 году сборной Сингапура)[5]. В современном мужском настольном теннисе доминирование китайских теннисистов также очень велико. Вообще, на последних 8 чемпионатах мира (1995—2009) из 40 разыгранных золотых медалей лишь 3 достались не китайцам — в мужском одиночном разряде в 1997 году победил швед Ян-Уве Вальднер, в 2003 году — австриец Вернер Шлагер, мужская команда Швеции выигрывала «золото» чемпионата мира в 2000 году.
На Олимпийских играх с 1988 по 2012 год из 28 разыгранных золотых медалей китайцы выиграли 24, ещё три выиграли представители Республики Южной Кореи (из европейцев единственным олимпийским чемпионом является Ян-Уве Вальднер). На Олимпийских играх в Пекине китайцы заняли весь пьедестал в мужском и женском одиночных разрядах, а также победили в мужском и женском командном первенстве. После этого олимпийский регламент был изменен. В личном турнире с 2012 года могут играть не более 2 мужчин и 2 женщин от страны.
Китайские игроки распространились по всему миру и играют, сменив гражданство, в сборных командах многих стран. Настольный теннис популярен и в Европе — на 2012 год 57 стран-участниц входят в Европейский союз настольного тенниса (ETTU). Сегодня более чем 40 миллионов игроков ежегодно принимают участие в официальных турнирах на всех континентах. Чемпионаты мира по настольному теннису превратились в огромные форумы, где одновременно выступают более 170 команд мужчин и женщин.
Чемпионаты мира ветеранов настольного тенниса, которые проводятся раз в два года, собирают более 3000 спортсменов — это сотни теннисных столов, установленных под одной крышей. Возрастные категории ветеранских соревнований: 40—49 лет, 50—59 лет, 60—64 года, 65—69 лет, 70—74 года, 75—79 лет, 80—84 года и старше 85 лет.
Играть на крышке черного рояля, возможно, кому-то покажется сложно. И даже непривычно. Но германский пианист и композитор Joja Wendt, развлекая таким образом свою публику на ежегодном концерте в Гамбурге (март 2008 года), обращал внимание не столько на гладкую поверхность рояля – специально приглашенные профессиональные спортсменки с этим неудобством легко справились – сколько на ритм. На композицию. На возможность в любую секунду все переменить. И опять войти в привычные и ритмичные удары по мячу.
Видео с этой коротенькой пьесой можно будет посмотреть в конце страницы, а выше – снимки с аналогичного концертного номера, где помощницами выступают другие профессиональные спортсменки. Ведь путешествуя с гастролями, Joja Wendt прекрасно знает, что в любом уголке планеты он легко отыщет мастеров настольного тенниса – 204 страны-участницы на 2008 год входят в ITTF, то есть, к его услугам весь мир.
Конечно, перед нами шуточная музыкальная композиция.
Но для начинающих любителей настольного тенниса здесь есть главное – ритм. Именно ему обучаются в спортивных школах, когда набивают мяч на ракетке, когда производят самые первые удары – слева направо или справа налево.
Перестуком мяча помощницы джазового пианиста задают направление дальнейшей импровизации Joja Wendt, который потом непременно включается в игру. Затем снова бросается за клавиши. И опять вскакивает с места, чтобы уже побегать вместе с помощницами вокруг рояля, демонстрирую простую игру в "солнышко".
Тем самым, Joja Wendt на языке настольного тенниса и джаза объясняет, как важно на самом первом этапе уметь держать единожды выбранный ритм. Чтобы там рядом не происходило. Кто бы вас не отвлекал.
Но когда именно вам нужно – вы легко меняете заданный ритм и снова к нему возвращаетесь, когда, опять-таки, это нужно вам, и никому кроме вас.
И в самом конце миниатюры Joja Wendt ставит на крышку рояля крохотный стол для настольного тенниса, на который непринужденно переходят играть его помощницы – это как пример высшего класса. Вы уже всему научились. И легко соизмеряете свои усилия с маленьким пространством. Мяч продолжает отбивать знакомый ритм, хотя места для него почти не осталось.
Неоднократный взрыв аплодисментов зала по ходу этой музыкальной композиции показывает, что зрители всё поняли. Joja Wendt дал урок очень наглядно.
Без ритма не сыграешь в настольный теннис. А джазовая композиция просто развалится.