тезисы выступления на научно-методической конференции


Составляющие структуры Формирования математической компетентности у ОБУЧАЮЩИХСЯ
Е.В.Терещенкова, С.С. Аксенова, С.А. ТоноянВ современных условиях развития российского образования особую значимость приобретают вопросы общекультурной и компетентной подготовки во многих областях личности. В связи с этим формирование предметной компетентности у обучающихся становится одним из направлений в работе современного педагога.
Рассмотрим вопрос формирования математической компетентности обучающихся. Под формированием математической компетентности у обучающихся будем понимать деятельность педагога, направленную на взращивание системы качеств личности, целостное личностное образование, стимулирующее освоение математических знаний, умений и навыков и применение их на практике. Анализ педагогических исследований позволил выделить в структуре формирования математической компетентности у обучающихся мотивационную, содержательную и операционную составляющие.
Мотивационная составляющая формирования математической компетентности обеспечивает направленность на усвоение знаний и развитие умений и навыков. Содержание мотивационной составляющей: положительное отношение к обучению; устойчивая учебная направленность; убежденность в необходимости математических знаний и умений; рефлексия учебных возможностей. Мотив является формой проявления потребности, побуждением к определенной деятельности.
Действие содержательной составляющей формирования математической компетентности у обучающихся направлено на обогащение обучающихся математическими знаниями и информацией об их сущности. Содержательная составляющая включает в себя: владение математикой как наукой; владение методикой рассуждений и доказательств; знание основных математических средств.
Анализируя связи между указанными составляющими, нами установлена приоритетная роль теоретических знаний, их структуре, связях.
Операционная составляющая формирования математической компетентности у обучающихся направлена на освоение на практике умений и навыков, необходимых для использования математических знаний при освоении других предметов и дисциплин. Операционная составляющая в свою очередь включает в себя три компонента, соответствующих этапам формирования математической компетентности:
– положительное отношение к математическим знаниям (создание мотивации учебной деятельности, направленности на освоение знаний и саморазвитие; формирование потребности в освоении математических знаний; создание ценностных ориентаций в математической области);
– умения и навыки формирования содержательно-операционной сферы математической компетентности (создание условий для освоения теоретических основ математики; развитие у обучающихся механизмов и действий оперирования математическими объектами, перевод с математического символьного языка на общепринятый и обратно);
– умения и навыки формирования рефлексивно-оценочной сферы (создание условий для становления и развития самосознания; развитие самооценки и действий самоконтроля).
Сущность формирования математической компетентности у обучающихся раскрывается также через ее функции, т.е. интегральные характеристики целого объекта, которая зависит от его внутренних качеств (от свойств, состава, состояния, строения и взаимодействия структурных частей в составе целого). Взаимодействуя с внешними условиями, другими объектами, функции объекта преобразуются, выступая как его внешнее функционирование, поведение в окружающей среде.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы (Е.К. Черничкина, Н.И. Ходырева, Н.И. Ястремская, И.Л. Яцукова и др.) нами уточнены основные функции формирования математической компетентности у обучающихся: 1) регулятивная, обеспечивающая побуждение к осмыслению необходимости формирования математической компетентности; 2) познавательная, предусматривающая освоение личностью знаний, методов и приемов формирования математической компетентности; 3) деятельностная, предполагающая наличие умений и навыков по использованию накопленного специфического багажа знаний. Реализация в системе этих функций приводит к формированию у обучающихся математической компетентности.