Презентация к методической конференции на тему Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка посредством игры
Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 5 Скляренко Ирина Аркадьевна Мастер-классИгровые технологии на уроках русского языка и литературы ЦЕЛЬ данной работы: показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса. «...она [игра] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы».Л. С. Выготский«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».Ф.Шиллер Функции игры Познавательный интерес,активизация деятельности Развитие ВМ,логического мышления,творческихспособностей Коммуникативная Социализация,толерантность Межнациональнаякоммуникация Повышение самооценки 1)Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока.2)Доступность для учащихся данного возраста.3)Умеренность в использовании игр на уроках. 1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.2.Игры-путешествия.3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.Ползет, как черепаха.Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.Топает, как слон. Километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:- Ты чего звонишь?- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж. 1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»)Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.) Цель: развитие навыка словообразования.В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др.. Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов. Этапподготовки Разработкаигры. разработка сценария;- план деловой игры;- общее описание игры;- содержание инструктажа;-подготовка материального обеспечения. Вводв игру - постановка проблемы, целей;- условия, инструктаж;-регламент, правила;-распределение ролей;- формирование групп;- консультации Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему. Этаппроведения Групповая работанад заданием - работа с источниками;- тренинг;- «мозговой штурм»; - работа с игротехником Межгрупповаядискуссия - выступление групп;- защита результатов;- правила дискуссии;- работа экспертов Этапанализа иобобщения - вывод из игры;- анализ, рефлексия;- оценка и самооценка работы;- выводы и обобщения;- рекомендации 1)Ролевые игры на уроке (инсценирование); 2)Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);3)Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);4)Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);5)Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. 1. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.2. Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.3. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.4. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г.5. «Дошкольное воспитание», 1985 г., №86. «Русский язык в школе», 1989 г., №47. «Русский язык в школе», 1992 г., №58. «Русский язык в школе», 1993 г., №39. http://www.rusedu.info10. http://www.ukazka.ru11. http://festival.1september.ru http://schools.keldysh.ru13. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1994.14. Литература в школе. – 1988. - №4.15. Литература в школе. – 1989. - №1. 16. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.- М.: ВАКО, 2006. – 128с. – (Педагогика. Психология. Управление). 17. Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. Литература. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с., ил. – (Серия: «Минута на размышление»).18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.-256 с.19. Скоркина Н.М. Литературные гостиные. (Тематические вечера для старшеклассников).- Волгоград: «Учитель – АСТ», 1999. – 96с.20. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. -288 с. Спасибо за внимание!