Программа Деловой немецкий язык (10 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Учебный курс по немецкому языку «Деловой немецкий язык» предназначен для учащихся 10 классов.
Цель курса - обучить учащихся основам делового общения в устных и письменных формах в типичных ситуациях - знакомство, разговор по телефону, командировка в одну из немецкоязычных стран, заказ билета и номера в гостинице, в банке, в магазине, в ресторане, знакомство с фирмой, ведение деловых переговоров и т.д. Курс содержит также большое количество страноведческой информации, необходимой для деловой поездки в немецкоязычную страну (городской транспорт, гостиница, пользование расписанием самолетов и поездах, цены в магазинах, размеры и т. п.)
Тип программы - модульный, то есть она состоит из отдельных модулей, не связанных между собой, что особенно удобно для преподавателей и учащихся.
Программа сочетает в себе продуктивное (лекции) и репродуктивное начало, когда учащиеся сами решают поставленные перед ними задачи.
Бизнес-курс углубляет и дополняет темы, изучаемые в средней школе («Die Wohnung», «Die Kleidung», «Im Geschäft», «Rund ums Geld», «Das Essen», «In der Firma» и др.) и связан по содержанию с экономикой.
Продолжительность курса - 35 часов. Рекомендуемое количество учащихся в группе 8-10.
При обучении используются такие методы и формы как объяснительно-иллюстративный, закрепление, игра, интенсивный метод. Большое внимание уделяется деловой лексики, отрабатывается специфический словарный запас, изучаются правила общения на различных профессиональных уровнях и в различных деловых ситуациях.
Цели курса
Основной целью курса является развитие внутреннего мира учащихся, становление его как деловой, творческой личности.
Практическая цель курса - обучить учащихся основам делового общения в устных и частично письменных формах в типичных ситуациях – знакомство, оформление визитки, разговор по телефону, командировка в одну из немецкоязычных стран, заказ билета и номера в гостинице, в банке, в магазине, в ресторане, знакомство с фирмой, ведение деловых переговоров.
Образовательные цели:
- расширить кругозор учащихся;
- подготовить учащихся к выбору профессии, ориентировать их на профессию;
- целенаправленно развивать четыре вида речевой деятельности:
1) Письмо (составление визитки, подготовка презентаций)
2) Чтение (экономические и правовые учебные материалы, тексты учредительных документов, договоров, финансовой документации)
3) Аудирование (репортажи немецких телеканалов на юридические и общеэкономические темы)
4) Говорение (особенности проведения телефонных переговоров, проведения совещаний, выступления на семинарах, переговоры с партнерами и коллегами, заключение договоров, решение спорных ситуаций и т.п.
Задачи курса:
- развивать творческий потенциал учащихся, их интеллектуальную и организаторскую активность;
-тренировать и совершенствовать основные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее);
-совершенствовать технику устного монологического и диалогического общения;
- научить работать с различными учебными материалами;
- подготовить учащихся к участию в межкультурном общении на иностранном языке в устной форме с учётом их интересов и профессиональных устремлений.
На занятиях используются современные учебные пособия, которые содержат как упражнения для закрепления навыков письменной и устной речи, так и множество различных текстов по бизнес-тематике. Используются аудиоматериалы для развития навыков восприятия иностранной речи на слух и рассматриваются правила делового этикета, а так же обычаи и традиции немецкоязычных стран. Параллельно повторяется и закрепляется базовый грамматический материал.
После прохождения курса Деловой немецкий язык 10 класс учащиеся смогут без помощи переводчика:
- решать профессиональные задачи, связанные с профессиональной деятельностью в области экономики и права;
- принимать участие в профессиональных семинарах;
- решать спорные вопросы с немецкоговорящими партнерами/клиентами;
- работать с документами на немецком языке.
В воспитательном плане основной целью курса является овладение учащимися необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования. Изучение иностранного языка призвано также обеспечить:
- повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию;
- развитие когнитивных и исследовательских умений;
- развитие информационной культуры;
- расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся;
- воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ ПЛАН
Тема 1: ВИЗИТКА БИЗНЕСМЕНА. Количество часов: 3
Теория: Введение в курс. Визитка бизнесмена. Правила ее оформления. Обращение к друзьям, родственникам, официальным лицам. Как представиться? Как попрощаться? Названия стран.
Практические умения и навыки: Извлечение информации из визитки, представление делового партнера на основе его визитки, изготовление эскиза визитки.
Форма проведения занятия: традиционная.
Форма контроля: визитная карточка, краткое монологическое высказывание.
Тема 2: ПЕРСОНАЛ ФИРМЫ. Количество часов: 1
Теория: Структура фирмы. Должностные обязанности персонала.
Практические умения и навыки: Ведение диалога при приеме на работу. Представление сотрудников директором фирмы.
Форма проведения занятия: традиционная.
Форма контроля: диалог «Прием на работу».
Тема 3: ПРИЕМ НА РАБОТУ. Количество часов: 1
Теория: Структура фирмы. Должностные обязанности персонала.
Практические умения и навыки: Заполнение анкеты. Восприятие на слух интервью.
Форма проведения занятия: ролевая игра.
Форма контроля: анкета.
Тема 4: РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ. Количество часов: 2
Теория: Разговор по телефону: представление, передача информации, прощание. Поведение при неправильном соединении.
Практические умения и навыки: Учить называть номер телефона и вести телефонный разговор.
Форма проведения занятия: традиционная.
Форма контроля: краткие диалоги.
Тема 5: ЗАКАЗ БИЛЕТА НА САМОЛЕТ. Количество часов: 1
Теория: Расписание авиарейсов. Время в европейских странах. Заказ авиабилета.
Практические умения и навыки: Учить извлекать необходимую информацию из расписания авиарейсов. Учить заказывать авиабилет.
Форма проведения занятия: традиционная.
Форма контроля: краткие диалоги и монологи.
Тема 6: ЗАКАЗ НОМЕРА В ГОСТИНИЦЕ. Количество часов: 1
Теория: Заказ номера в гостинице. Реклама авиакомпании. Практические умения и навыки: Учить заказывать номер в гостинице. Учить извлекать информацию из рекламы.
Форма проведения занятия: традиционная.
Форма контроля: восстановление диалога.
Тема 7: ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ. Количество часов: 1
Теория: Таможенные правила в Германии. Формальности, необходимые для выезда за границу.
Практические умения и навыки: Учить учащихся объясняться в посольстве и на таможне.
Форма проведения занятия: традиционная, ролевая игра.
Форма контроля: краткие высказывания
Тема 8: ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ В ГЕРМАНИИ.
Количество часов: 2
Теория: Виды городского транспорта в Германии. Расписание движения городского транспорта. Символы на городских улицах и вокзалах.
Практические умения и навыки: Учить учащихся пользоваться расписанием. Учить запрашивать необходимую информацию о городском и пригородном транспорте.
Форма проведения занятия: традиционная.
Форма контроля: краткие монологи.
Тема 9: ПРИБЫТИЕ В ГЕРМАНИЮ. Количество часов: 2
Теория:
Практические умения и навыки: Учить вести беседу в самолете, на таможне, на автобусной остановке.
Форма проведения занятия: традиционная.
Форма контроля: диалог.
Тема 10: В ГОСТИНИЦЕ. Количество часов: 2
Теория: Виды гостиниц в Германии. Что предлагает гостиница? Виды обслуживания в гостиницах.
Практические умения и навыки: Учить заказывать номер в гостинице.
Форма проведения занятия: традиционная, ролевая игра.
Форма контроля: заполнение регистрационного формуляра в гостинице. Описание гостиничного номера. Письмо домой.
Тема 11: В РЕСТОРАНЕ. Количество часов: 2
Теория: Виды предприятия в Германии. Время приема пищи в Германии.
Практические умения и навыки: Учить понимать меню и заказывать еду.
Форма проведения занятия: ролевая игра.
Форма контроля: диалог.
Тема 12: ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ В ГЕРМАНИИ.
Количество часов: 2
Теория: Подготовка и порядок проведения пресс-конференции.
Практические умения и навыки: Учить задавать вопросы и отвечать на них в условиях конкретной ситуации.
Форма проведения занятия: пресс-конференция.
Форма контроля: диалог.
Тема 13: УСТРОЙСТВО НА РАБОТУ. Количество часов: 2
Теория: Порядок устройства на работу в Германии. Требования к менеджеру.
Практические умения и навыки: Учить писать заявление о приеме на работу, писать автобиографию. Учить рассказывать о семье и родственниках.
Форма проведения занятия: традиционная
Форма контроля: автобиография, заявление о приеме на работу.
Тема 14: ОСМОТР ФИРМЫ. Количество часов: 1
Теория: Виды частного предпринимательства в Германии. Практические умения и навыки: Учить рассказывать о фирме, ее персонале.
Форма проведения занятия: традиционная
Форма контроля: диалоги, монолог.
Тема 15: СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И ХОББИ. Количество часов: 1
Теория: Как немцы проводят свободное время, отпуск, каникулы, сколько они тратят на свое хобби?
Практические умения и навыки: Учить рассказывать о своем хобби, о свободном времени.
Форма проведения занятия: традиционная.
Форма контроля: монолог.
Тема 16: ВИДЫ ОПЛАТЫ. Количество часов: 1
Теория: Письмо-извещение: структура, лексика, клише. Сопроводительные документы. Денежная единица Германии. Размен и получение денег с банковского счета. Система кредитных карточек.
Практические умения и навыки: Учить извлекать из рекламы необходимую информацию (о виде оплаты).
Форма проведения занятия: традиционная.
Форма контроля: перевод.
Тема 17: В БАНКЕ. Количество часов: 2
Теория: Роль банков в немецкой экономике, их типы. Доходы и расходы немецкой семьи.
Практические умения и навыки: Уметь вести диалог в банке при обмене валюты.
Форма проведения занятия: традиционная, ролевая игра.
Форма контроля: краткий монолог, диалоги.
Тема 18: ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА. Количество часов: 2
Теория: Порядок записи деловой беседы. Порядок ведения протокола. Письмо-заказ: структура, клише, выражения.
Практические умения и навыки: Составление письма-заказа.
Форма проведения занятия: традиционная.
Форма контроля: письмо-заказ.
Тема 19: АВТОМОБИЛЬ НАПРОКАТ. Количество часов: 1.
Теория: Дорожные знаки в ФРГ. Правила дорожного движения в Германии.
Практические умения и навыки: Учить вести разговор в фирме по прокату автомобилей и на заправке.
Форма проведения занятия: традиционная.
Форма контроля: диалог.
Тема 20: В МАГАЗИНЕ. СБОРЫ ДОМОЙ. Количество часов: 1
Теория: Виды магазинов в ФРГ.
Практические умения и навыки: Учить вести разговор в магазине с продавцом о размере одежды, желаемом фасоне, цвете и др.
Форма проведения занятия: традиционная, ролевая игра.
Форма контроля: диалог
Тема 21: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК И ФОРМЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Количество часов: 1.
Теория: Диалекты и другие формы существования немецкого языка.
Практические умения и навыки: Учить вести беседу на изученные темы.
Форма проведения занятия: традиционная.
Форма контроля: диалоги.
Литература
Н.Ф Бориско «Бизнес-курс немецкого языка»: Киев 2000г.
Е.И.Гутрова, И.А Сухова «Немецкий язык сегодня и завтра»:М. Просвещение, 2000г.
Л.А. Антонова и др. «Hallo- Nachbarn!» 1 и 2, Eschborn, 1997г.
Anne Buscha,_ Gisela Linthout «Geschäftskommunikation» Hueber ,
Методика, 2000г.
И.Н. Семенова, Е.В. Лясковская «Деловой немецкий» Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений: М. Просвещение, 2009г.
Т.П.Сухова «Элективный бизнес-курс для 10-11 классов»: М.
Учитель, 2007г.