Исследовательская краеведческая работа по истории родного края «Певцы родного края»
Отечество-2012»
Исследовательская работа
«Певцы родного края»
(номинация: Земляки) Автор:
Дубровская Татьяна Сергеевна
ученица 10 класса
МБОУ Развиленской СОШ №10,
с. Развильное, Песчанокопского
района,
ул. Первомайская, 225
Руководитель:
Ткаля Наталья Васильевна,
руководитель краеведческого
кружка,
учитель начальных классов
МБОУ Развиленской СОШ №10,
С. Развильное
2012
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………3
Певцы родного края ………………………………………………. ............5
Заключение ………………………………………………………………………….8
Источники информации………………………………………………………..9
Приложение
2
Введение
Большие изменения происходят в нашей стране в экономике, политике, но неизменны вечные ценности – любовь к своей Родине, ко всему , что нас окружает; приобщение к национальной культуре, прошлому и настоящему своего края.
Край родной… Как много эти два слова говорят сердцу каждого из нас. Родной край всегда ассоциируется с домом, с семьей, с друзьями. Поэтому, таким дорогим он является для каждого человека как воспоминание о детстве, как связь с прошлым. Но это не только история, уголки природы с незабываемыми пейзажами, которые каждый раз, всплывая в сознании, вновь и вновь возвращают тебя в страну детства, но это еще и талантливые люди, живущие рядом с тобой. Как много их среди нас, но как мало мы о них знаем.
Каждому ли из нас дано уловить, как дышит земля, как растет трава, как ветер ворошит сухие листья, как проглядывает румянец на березках? Нет, далеко не каждому. И когда вдруг появляются рядом люди, которые могут и землю чувствовать, и краски различать, а самое главное – передавать нам это через слово, музыку, живопись, мы говорим о самородном таланте. Художники, поэты, музыканты - талантливые люди, передающие красоту родных мест, любовь и величие малой Родины. Мы с гордостью можем их назвать – певцы родного края.
Все вышеизложенное, обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования и позволяет сказать, что объектом исследования являются личности творческих, талантливых людей.
Предметом изучения – произведения искусств людей, которые достойны, быть примером для подражания и гордостью подрастающему поколению.
Мы определили цель исследования: изучить судьбы людей, чей талант достоин уважения, восхищения, кого мы по праву называем певцами родного края
3
Задачи:
Собрать и систематизировать материал по данной теме.
Определить особенности личностей.
Оформить исследовательскую работу в виде презентации.
Гипотеза нашей работы заключается в том, что художники, поэты, музыканты – талантливые люди, передающие красоту родных мест, любовь и величие малой Родины.
4
Певцы родного края!
Песчанокопский район – это множество сел, таких разных, но так похожих друг на друга. И все же есть среди них одно, со своим загадочным и певучим названием - Развильное.
Именно поэтому, в 1951 году, после окончания Ростовского художественно-педагогического училища, в наше село приехал молодой педагог, художник – А.А. Прохоров.
В областном отделе народного образования Александру предложили преподавать в Ростове. Отказался. В списке были еще Таганрог и Новочеркасск. В городе он в принципе работать не хотел. Заведующий ОблОНО долго бился с непокладистым педагогом, наконец, не выдержал: «Вот карта области - выбирайте!» И Александр Андреевич выбрал село Развильное, «просто потому, что понравилось название». Вероятно, оно навеяло воспоминания об Украине, где он родился? Еще на родине познакомился Александр с самоучкой-художником - мастеровым села, работающим в кузнице и столярной. В свободное время тот ходил на пленэр, и Саша с ним.
В 1964 г. закончил заочно Ленинградскую художественную академию, только по специальности не живопись, а искусствоведение. Кстати, он написал книгу о донских художниках.
36 лет проработал Прохоров в сельской школе, да не в одной - «приходилось совмещать». Еще и кружки рисования занимали время. Рисовать самому не приходилось, все из-за той же нехватки времени. Когда сокурсники постигали специальность на практике, Прохоров учил детей черчению и рисованию. И картины начал писать в 60 лет! Как директор школы ни упрашивал его остаться работать, присылая с подобной просьбой учеников, хоть и жалко было с ними расставаться, он не согласился. «Не смог - так хотелось писать картины», - объясняет сегодня он свое решение.
Когда Александр Андреевич начал писать картины, близкие удивились. А он с головой окунулся в работу, словно спешил наверстать упущенные годы. Картин было много. Сколько? Не сосчитать. И все - дарил.
5
А.А. Прохоров очень скромный человек. Помог с выставкой Александру Андреевичу его бывший ученик В.П. Селин, когда работал в районном отделе культуры. Для художника это был шанс. Когда посетители выставки увидели картины никому неизвестного сельского живописца - ахнули.
Работы А. А. Прохорова близки и понятны всем. В большинстве своем это изображения пейзажей родного края, деревенской жизни, которые оставляют яркое впечатление в душе каждого, кто, хотя бы, раз встречался с его творчеством. Он выражает свое восхищение и любовь к родному краю. Природа на его картинах будто живая: чувствуется дуновение ветерка, свежесть… В своих работах Александр Андреевич тонко передает настроение, воспроизводит музыку красок, в каждую свою картину вкладывает душу.
Сегодня его работы украшают частные коллекции знатоков и любителей живописи Франции, Германии. Соотечественники тоже не упускают редкой возможности заказать ему картину.
У Александра Андреевича много учеников, более сотни работают профессиональными художниками, оформителями, дизайнерами, архитекторами, преподавателями в школах искусств, пишут свои картины. И все с трепетом и благодарностью вспоминают своего учителя.
Большую часть своей жизни А.А. Прохоров живет в нашем селе, хотя мог найти для своего творчества более удобное место. А зачем? Он любит Развильное, и считает, что здесь есть все: живописная река, степи, полевые и садовые цветы. А что еще нужно для творчества?
Без сомнения родная природа, близкие люди влияют на становление человека, будь-то художник, музыкант. Вот и поэта Юрия Петровича Кислица мы считаем певцом родного края.
Юрий Петрович родился в 1934 году в селе Богородицком, сын учительницы и военнослужащего . Позже семья переехала в с. Развильное, где Юрий учился в школе №1. Целеустремленный, ранимый, добродушный мальчик свои первые стихи написал в 6 классе.
6
В 1956 году окончил Сталинградский пединститут, работал учителем истории в Развиленской, Богородицкой. Песчанокопской школах. Более 30 лет отдал журналистике, редакции газеты «Колос».
У Ю.П. Кислица была довольно сложная и трудная судьба. Его нередко обижали, а он всем и все прощал и продолжал делать добро. Стихи Юрия Петровича просты и образны. Они о любви к родному краю, о дружбе, о патриотизме. Этот добрый человек и вдумчивый поэт через свои стихи прикасается к нашим сердцам, отдает нам свое тепло.
Ю.П. Кислица
ОТЧИЙ КРАЙ
По речке солнце искрами
Разбрызгалось цветастое,
Озимка ветру искренне
Загаром крепким хвастает.
Висит стальная туча
Над полевой дорогой…
Что ж есть места получше,
Но их совсем немного.
Я не скажу, что очень
Всегда здесь так красиво,
Но это – край мой отчий,
Мой уголок России.
Ему вверяю тайны,
Он судит и прощает,
Как целый мир бескрайний,
А сердце – весь вмещает.
7
Заключение.
Итак, мы изучили судьбы конкретных людей и подтвердили гипотезу. У села Развильное своя история, неразрывно связанная с историей России и судьбами талантливых людей, которые прославляют свою малую Родину и воспевают в своих произведениях. Любой уголок малой Родины найдет своих певцов и воздыхателей уже потому, что именно в нем пролетели счастливые годы их детства, юности. Мы благодарны этим талантливым, творческим людям – певцам родного края за то, что они учат нас видеть красоту в обыденной жизни, наполняют наши души радостью, теплотой, любовью.
По окончании работы я сделала для себя вывод:
самое большое богатство нашего села - это люди.
Я думаю, нам надо научиться гордиться тем, что рядом, близко, что получено в дар. Опыт многих поколений свидетельствует о важности связи человека с его малой Родиной. «Где родился, там и пригодился»,- гласит пословица.
Нам, молодому поколению, необходимо стремиться сохранить и передать память о талантливых, творческих людях - певцах родного края будущим поколениям.
8
Источники информацииВоспоминания коллег, бывших учеников.
Семейные фотографии.
Документы.
9