Технологическая карта урока «Совесть и раскаяние»
Технологическая карта урока «Совесть и раскаяние»
Составитель: учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Колесникова Наталья Валерьевна
Технологическая карта урока принята решением педагогического совета МБОУ гимназии №25 и используется в классах, работающих по ФГОС. При разработке данного урока использованы инновационные формы и методы, применяемые учителями в рамках МИП по теме «Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальной школы гимназии, как условие успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников».
Учебный предмет Основы православной культуры
Класс 4 класс
Цели урока Образовательная:
- дать представление о том, что включают в себя слова «добро», «зло», «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре;
- показать на примерах, как связаны между собой эти понятия;
Развивающая:
- развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
- активизировать познавательную деятельность учащихся.
Воспитательная:
- формировать у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.
- воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру;
- воспитывать желание работать коллективно, участвовать в поисках нового.
Технологии, методы Метод решения учебных задач, технология развивающего обучения.
Основные понятия, термины «Добро», «зло», «грех», «совесть», «раскаяние».
Тип урока Урок открытия нового знания
Планируемый результатПредметный:
- осмысление понятий греха, связи греха и зла;
- формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире;
- осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению.
Личностный:
- формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- усвоение нравственно – этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми.
Метапредметный:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- овладение навыками смыслового чтения;
- умение выслушивать собеседника и принимать решение
- готовность к сотрудничеству.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Индивидуальная
Работа в парах
Работа в группах
Книгопечатная продукция:
1.Словарь русского языка Ожегова С.И. (Москва, «Русский язык», 1987).
2.Толковый словарь живого великорусского языка Даля В.И.
3.Учебник «Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2012).
4. Карточки для работы в группах.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point
Технология обучения
Этапы
урока Формируемые
умения: предметные,
УУД Оформление
доски,
наглядность Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный УУД:
– умение мобилизовать
свои силы для работы (р.);
– договариваться
с одноклассниками
совместно с учителем
о правилах поведения
и общения, следовать им (к.) Слайд 2
(Создаёт эмоциональный настрой на урок.)
«Придумано просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро! » И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть, доброе утро длится до вечера»
Слушают стихотворение,
Настраиваются на урок
II. Актуализация
знаний.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Предметные:
– осмысливать нравственные ценности художественных произведений,собственного жизненного опыта, выражать своё мнение,оценивать поступки.
УУД:
– оценивать результаты работы (р.);
– моделировать,
классифицировать,
указывая на основание
классификации (п.);
– слушать и понимать
речь других; уметь
с достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии
с нормами родногоязыка (к.) Слайд 3
- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.Будем рассуждать и открывать, оценивать поступки литературных героев и свои поступки, становиться лучше. На прошлом занятии мы беседовали о душе человека.(Проводит параллель с ранее изученным материалом, побуждает детей к мыслительной деятельности)
- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?
- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? Одно из качеств – добро
- Как вы понимаете смысл слова «добро»?
В православии «добро»- это то, что:
- помогает росту души человека;
- помогает другим людям;
- радует Бога.
Дифференцированная работа:
- Дома вы выполняли различные задания со словом «добро»: одни вспоминали свои добрые поступки, другие поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы о добре, доброте. Как же вы справились с данной работой.(Учитель организует проверку домашнего задания, осуществляет выборочный контроль,побуждает к высказыванию своего мнения)
- Какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать?
- Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти?
-О каких своих добрых поступках вы хотите нам рассказать?
-Давайте вспомним о тех добрых поступках, которые мы свами совершали вместе (учитель А я хочу вспомнить ещё один очень добрый поступок,который совершили выдавно,ещё в 1 классе,когда я заболела,вы, малыши,не умеющие как следует писать, передали для меня записочки,в которых просили скорей выздоравливать,писали о том, как любите меня. Я до сих пор их храню.
-Да, ребята, любое доброе дело находит отклик в сердцах других людей.
Дети активно включаются в работу
Дети:Боль,радость,зависть,любовь…
Д:Добро,любовь,милосердие и т.д.
Д:Всё хорошее, положительное, полезное.
Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают.
Приводят свои примеры.
дети перечисляют
Дети оживились, стали делиться впечатлениями.
III. Постановка учебнойзадачи.
Предметные:
– осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, осмысление понятий греха, связи греха и зла,делать выводы.
УУД:
– определять границу
знания / незнания (л.);
– контролировать
и оценивать свои
действия (р.);
– классифицировать,
указывая на основание
группировки;
формулировать
учебную задачу (п.);
– полно и точно
выражать свои мысли; владеть диалогическойформой речи (к.) Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд7
Назовите антоним слова «добро».
- Что для вас обозначает «зло»
- Какой смысл вы вкладываете в это слово?
- В православии у слова «зло» есть синоним. Как вы думаете, какой?
- В православии грех – это:
- недобрые чувства;
- недобрые мысли;
- недобрые дела.
-Давайте вспомним, какой плохой поступок совершила Нина Карнаухова из рассказа Аркадия Гайдара «Совесть»?
-По православным понятиям она совершила грех.
-Чем заканчивается данный рассказ?
- Как вы понимаете это предложение?
- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше?
- Как вы думаете, о чём же мы будемговорить сегодня на уроке?(Подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока)
- А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия"Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни"
На нашем уроке мы попытаемся понять, что такое «совесть» и раскаяние» и как связаны между собой понятия
«совесть» и «раскаяние» в православной культуре
Д:Зло.
Д:Нечто дурное,вредное.
Д:Грех.
Д:Не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом.
Д:Словами «И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть»
Д:Её мучает совесть.
Д:Нет,она раскаялась в своём поступке).
Дети самостоятельно формулируют тему и цель урока.
Д:О совести и раскаянии.
IV. Решениеучебнойзадачи. Предметные:
– умение работать
с толковыми словарями,анализировать и делать выводы, строить
высказывания
в научном стиле.
УУД:
– понимать чувства других людей,сопереживать и уметь оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями прочитанного произведения(л.);
– владеть диалогической
формой речи
в соответствии
с грамматическими
и синтаксическими
нормами родного языка (к.) Слайд 8
- Поработаем в парах. В словаре Ожегова С.И., в словаре Даля В.И.,в современном толковом словаре найдите определение слова «совесть»(в ходе обсуждения находят опорные слова и делают вывод)
-ИТАК.
- Что такое «совесть»?
Давайте обратимся к понятию «совесть» и её работе в православии.
- Мы снова возвращаемся к святой книге Евангелие. В нашем учебнике есть текст, взятый из священной книги. Называется «Отречение Петра».
-Чтение статьи «Отречение Петра».
(Читает учитель)
- Кто такой апостол Пётр?
- Посмотрите на его портрет.
- Какое выражение лица у него?
- Какой грех совершил апостол Петр?
- Как понимаете слово «отречение»?
- Какое внутреннее состояние толкало Петра на мучения?
Потом он жил, соблюдая учение Христа.
В ходе обсуждения дети читают определение слова, находят опорные слова, делают вывод и дают определение слова «совесть», высказывают свои предположения в парах.
Д:Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом).
Д:Самый близкий ученик Христа.
Д:Мученическое, так как он совершил грех.
Д:Он предал (отрёкся) от близкого человека
Д:Отречение – отказаться.
Д:Совесть.
V. Конструирование
способа. Предметные:
– отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со свои жизненным опытом,работать со словарями.
УУД:
– уметь вносить
необходимые коррективы
в действие после его
завершения на основе егооценки и учета характера
сделанных ошибок (р.).
– обобщать сведения, делать вывод,проводить сравнения,осуществлять поиск необходимой информации (п.);
– сотрудничать
с учителеми одноклассниками
в ходе решения учебной задачи; строить монологи и участвовать в диалоге,учитывать позицию собеседника (к.) Слайд9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Про совесть говорят, как про живое существо «Совесть без зубов, а грызет». Совесть может «разговаривать» с человеком.
Обычно совесть «ругает», «укоряет» нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть?
- Почему голова у человека поникла?
- Так что же такое совесть?
В православии объясняется – это «голос Божий, звучащий в каждом».
- Для чего же она нужна?
- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике.(Организует самостоятельную работу с учебником)
- Какие важные дела совершает совесть?
- Какая особенность есть у совести?
- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь?
- А верующие люди ходят исповедоваться в храм.
- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? (Организует оценочные высказывания обучающихся)
Работа с понятием «раскаяние».
- Легко ли поступать по совести?
- Что побуждает человека слушать голос совести?
- Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести?
- Что такое «раскаяние»?
- Найдём в словарях определение слова «раскаяние»
Сравните его с определением, предложенным в православии, в учебнике.(Организует поисковую работу обучающихся)
- Что главное в понятии «раскаяние» в православии?
- Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии.
Для этого прочитаем текст в учебнике.
- Сколько шагов существует в раскаянии?
- В чём состоит первый шаг в раскаянии?
- Как вы его понимаете?
- В чём состоит второй шаг в раскаянии?
- Как вы его понимаете?
- В чём состоит третий шаг в раскаянии?
(Учитель побуждает детей к высказыванию своего мнения)
Ребята, а всегда ли есть возможность исправить свой поступок?
Всегда ли есть возможность покаяться?
(Организует беседу, связывая результаты урока с его целями)
- Мы вспомнили, что верующие люди приходят помолиться в храм или церковь.
А как происходит там общение людей с богом? Почему стоя?
(Учитель побуждает к высказыванию своего мнения)
Молитв очень много, одна из них
- «Господи, прости!». Я предлагаю вам послушать её
- Когда раскаяние действительно придёт?
- Сколько бы раз эту молитву я не слушала, всегда испытываю особые ощущения.
Д:Не может заснуть, все думает о плохом поступке, вздыхает, ходит с поникшей головой
Д:Ему стыдно.
Д:Совесть – это способность человека оценить свои поступки
Д:Отличить, что хорошо, что плохо.
Д:Останавливает от совершения греха, от плохого поступка).
Работают с текстом, находят информацию, формулируют ответы.
Д:1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
Д:2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
Д:Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.
Д:Можно попросить простить Господа Бога, прочитать молитву.
Д:Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
Д:Раскаяться
Д:Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке.
В ходе обсуждения находят опорные слова и делают вывод.
Читают текст,Находят нужную информацию.
Д: Три.
Д:1. Согласие человека с протестующим криком своей совести.
Обдумывают, предлагают свои варианты.
Д:2.Переворот своих стремлений.
Обосновывают свое мнение.
Д:3.Покаянные молитвы к Богу.
Дети вовлечены в беседу. Активно обсуждается ситуация, дети рассуждают, анализируют, делают выводы.
Д: Люди стоя читают и слушают молитвы.
Д:Это очень важно,ответственно, человек остаётся наедине с Богом.
Дети стоя слушают молитву
Д:Когда оно искреннее.
VI. Отработка
способадействияПредметные:
–осмысливать такие нравственные ценности как «совесть», «раскаяние»,выражать своё мнение о своих поступках и поступках окружающих.
УУД:
– подводитьпод понятие;
классифицировать
по заданномуоснованию; рассуждать (п.);
– точно и доказательно
выражать свои мысли,принимать участие в коллективных проектах (к.) Слайды16-19
Физминутка.
- Разделитесь на группы. Станьте в круг, возьмитесь за руки, поднимите руки вверх, опустите, пожмите друг другу руки и пожелайте успехов и дружной работы.
Поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание.
- Кто не согласен в группе с тем, что сказал представитель?
- Кто не согласен с тем, что сказали ребята из других групп?(Учительпобуждает к высказыванию своего мнения,организует оценочные высказывания обучающихся,обеспечивает положительную реакцию детей на высказывания представителей группы)
Дети распределяются
в группы и выполняют
задание.
После завершения
работы дети представля-
ют свои результаты
всему классу.
Дети совместно
с учителем анализируют
и обсуждают ответы представителей группы
VII. Подведение итогаурока.Рефлексия.
VIII.Домашнее задание. Предметные:
– выражать свою мысль в монологическом высказывании,соотносить изученное на уроке со своим жизненным опытом
УУД:
– оценивать свои
достижения (л.);
– полно и точно
выражать свои мысли(к.)
Предметные:
- презентовать результат своей работы
УУД:
- самостоятельно организовать свою работу по подбору информации (л.);
- отбирать информацию из различных источников (р.);
-сотрудничать с родителями (к.).
Слайд 20
Слайд 21
- Наш урок подходит к концу.
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет учить вас разбираться, что такое хорошо и что такое плохо.
Сейчас я прошу вас продолжить любое из этих предложений.
- Теперь я знаю ….
- Теперь я умею …
- Теперь я буду…
-Теперь я не буду…
(Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке)
-Послушайте отрывок из стихотворения неизвестного автора, написанное 100 лет назад.
Где бы сердце вам жить ни велело:
В шумном свете иль в сельской тиши —Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души!
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество всё же богато
Лишь порукой добра круговой!
Наш урок подходит к концу. Вы были активны, на уроке, чувствовали, размышляли, высказывались, спорили, и мне, кажется, что эта тема вас глубоко затронула и задела. Я благодарю вас за сотрудничество. (Учитель оценивает работу детей на уроке)
- К сожалению, не всегда делом можно суметь исправить причиненное зло…, но если такая возможность есть – надо спешить делать добро.
- Вспомните, в каких литературных произведениях описываются совесть и раскаяние; а может о своей собственной ситуации вы бы хотели нам рассказать.
Найдите цитаты, подберите или сочините стихи, нарисуйте картины, поговорите с родителями по теме нашего урока.
Дети объясняют свой выбор. Называют основные понятия новой темы,и используют их в своих высказываниях. Соотносят учебную информацию с собственным опытоми опытом других людей.
Дети получают дифференцированное домашнее задание.
Л– личностные УУД; Р – регулятивные УУД; П – познавательные УУД; К – коммуникативные УУД.