Конспект урока по ИЗО на тему Искусство Гжели (5 класс)
Предмет: ИЗО, 5 класс. Прохоренко Светлана Владимировна
Тема урока: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»
Образовательные ресурсы:
Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы под руководством Б.М. Неменского
Москва «Просвещение» 2009г.
«Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» учебник 5 класс Н.А.Горяева, О.В.Островская Москва «Просвещение» 2006 г;
Техническое обеспечение: ПК, проектор, проекционный экран для учителя, презентация «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»;
Оборудование учащихся: бумага, гуашь, кисти, палитра.
План урока:
Организационный момент.
Беседа об истории развития Гжельской керамики.
Знакомство с особенностью гжельской росписи.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Цель: Ученик получит возможность углубить познания о народном декоративно – прикладном искусстве – Гжель.
Универсальные учебные действия:
Личностные: формирование художественного вкуса и способности понимать значение промысла для отечественной культуры;
Предметные: уметь выполнять основные мотивы гжельской росписи;
Метапредметные: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку гжельскому искусству.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель: Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдет,
Тот и тему назовет.
Снежно белая посуда, расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжель)
Верно, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием Гжельской керамики, особенностью ее росписи. Вы подробнее узнаете о Гжели, вам предстоит выполнить эскиз росписи Гжельской расписной керамики.
2. Учитель: Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Он собрал вокруг себя три десятка ближайших деревень (Турыгино, Гжель, Речицы и др.)
Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании, что то общее со словами «жечь», «обжигать».
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Давайте рассмотрим современные образцы Гжели. Кроме посуды, мастера создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.
Ученик 1:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,Животные и птицы невиданной красы.Деревня в Подмосковье прославилась теперь:Известно всем в народе её названье – Гжель.Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой!
Ученик 2:
Голубизну небесную, что сердцу так мила,Кисть мастера на чашку легко перенесла.У каждого художника есть свой узор любимый,И в каждом отражается сторонушка родимая.Её трава шелковая, её цветы весенние – И мастерство волшебное достойны восхищения.Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!
Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле!
Это квасники декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе и др.
Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.
Учитель: - Давайте вспомним, какие краски применяются в гжельской росписи?
В отличие от других росписей в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый).
Всего одна краска А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самый излюбленный узор – гжельская роза, а еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
3. Знакомство с особенностью гжельской росписи.
Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазок – пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она то подчеркнет форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьется спиралью усиков.
Физкультминутка
По солнышку, по солнышкуДорожкой луговой.Иду по мягкой травушкеЯ летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело, Смотрю по сторонам,Голубеньким и синеньким Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
4.Постановка художественной задачи.
Выберите любую понравившуюся форму предмета, и распиши его. Узор составьте, соблюдая стилевые особенности Гжельской росписи.
5.Практическое выполнение задания
6.Подведение итогов. Рефлексия.
По ходу выполнения работ – выставка работ.
- Молодцы! Закончили работу. Давайте вспомним ещё раз:
О какой росписи говорили на уроке?
Какие краски применяли?
Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались.
6. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о народном промысле производства подносов Жостово.
Урок окончен. Всем спасибо!
15