План – конспект урока по изобразительному искусству 5 класс «Искусство Гжели»
Технологическая карта урока
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Проговаривают стихотворение.
Выполняют задание по карточкам.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки. Презентация со стихотворением.
А проверь-ка ты, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли ровненько сидят,
Все ль внимательно глядят?
Я вижу, что все готовы к уроку, у всех имеются необходимые принадлежности для работы. Молодцы. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца теплыми и добрыми чувствами.
Работа по карточкам
- Сначала сядут те, у кого на карточках изображен такой вид росписи, как Хохлома.
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам изобразительного искусства. (Личностные УУД)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин)
Отвечают на вопросы.
Распределяют картинки в 3 группы с объяснением признака классификации.
Организует актуализацию знаний о народных промыслах.
Организует обобщение актуализированных знаний. Презентация.
Игра «Продолжи предложение».
- Родина Карпогольской игрушки----- (рус. Север, Архангельская обл., Карпогольский р-н).- Родина Филимоновской игрушки---- (Тульская обл., д. Филимоново)
- Родина Дымковской игрушки— (Дымковская слобода, близ города Вятка ( сейчас Киров)
- Профессия иготовления игрушек----- (игр. Дел мастер, игрушечник).Тест.
Из предложенных вариантов ответов выбери 2 : в глубокой древности глиняные игрушки создавали для:
А) для забавы
Б) в качестве оберегов
В) для продажи
Г) для проведения обрядов
Д) для украшения интерьера дома.
3. Распределите картинки в три группы и обоснуйте, по какому признаку вы их классифицировали. (На слайде изображено несколько видов народных промыслов.)
4. Задание для пробного действия.
А сейчас посмотрите на экран и определите по картинкам название каждого художественного промысла.
Кто может определить промысел №1.Почему ты так считаешь? №2…………№3…………..
(под № 3 новая для детей роспись – Гжель) Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Классифицировать различные виды народных промыслов (Предметные УУД).
III. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Предполагают тему и цель урока.
Выполняют задание учителя.
Называют тему и цель урока. Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
Формулирует тему, цель урока. - В каком месте возникло затруднение? (При назывании промысла № 3).
- Почему возникло затруднение?
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока.
- Верно, сегодня мы познакомимся с новым видом промысла.
- Смотрите, на доске квадратики разных цветов, кто смелый - пойдет выберет из них квадраты только холодных цветов. Мы их переворачиваем, здесь буквы. Кто составит быстрее слово, тот и узнает первый нашу тему. Правильно--- Гжель. Так какая тема нашего урока?
- А цель? Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
IV. Построение проекта выхода из затруднения
(3 мин)
Отвечают на вопросы учителя. Спрашивает, что нужно знать для выполнения элементов Гжельской росписи. Ответы на вопросы. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Иметь первоначальное представление о Гжели (Предметные УУД).
V. Реализация построенного проекта
(10 мин)
Рассказывают сообщения, заполняют таблицу.
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.
Выполняют практическую работу. Знакомит с промыслом Гжель.
Проверяет заполнение таблицы.
Организует практическую работу. Показ техники рисования узора Сообщения учеников. - Ребята, откройте свои таблицы внимательно слушайте одноклассников и заполняйте. -- Ребята а сейчас давайте откроем страницу учебника 72, посмотрим на рисунок вверху и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. Назовите элементы Гжельской Росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии- змейки, травинки, птицы). Какого цвета роспись? (синего ,голубого). Дети, как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.
-Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.
- Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи.
-- Мастера расписывая гжельские изделия используют технические приемы росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями-одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти.
2) Четкие мазки с разным нажимом кисти.
3) Легкие нажимы кисти. Концом кисти наносят стебельки и усики, жилки
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (19 мин)
Дети выбирают шаблон по желанию. Работают в группах.
Сравнивают свои работы с эталоном.
Оценивают свои работы.
Выносят работы, крепят на магнитную доску. Контролирует выполнение работы.
Учитель напоминает о композиции (крупные цветы в центре, мелкие по окружностям). - А теперь создайте художественный образ Гжельской росписи в предмете - шаблон вазы, чайника, сахарницы.
Эталон для самопроверки.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В каком слове ошибки?
- В чём причина?
Самооценка по алгоритму.
Выставка работ.
Любовались гости чудом,
Громко восхищались!
Гжельской красотой сраженные остались.
- Ребята, посмотрите какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас?
Принимать активное участие в работе группами (Коммуникативные УУД).
Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку в еженедельнике.
Записывают домашнее задание. Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. - Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
Домашнее задание – прочитать в учебнике о Гжельской росписи. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).