Конспект урока по чтению 4 класс Городок в табакерке

УМК Школа России ( учебник 2013 года издания)
Тема: В.Ф Одоевский «Городок в табакерке».

Цель: Познакомить учащихся со сказкой Одоевского, используя методы исследования.

Планируемые результаты:

Предметные:

1).Познакомить с произведением Одоевского «Городок в табакерке».
2).При помощи сказки познакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки.

Метапредметные:

1).Расширять словарный запас учащихся.
2).Формировать навыки выразительного чтения.

Личностные:

1).Воспитывать любознательность.

Формируемые УУД:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные: размышление над нравственными ценностями литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «система нравственных ценностей», «добро побеждает зло», «в чем смысл добра», «литературная сказка» и тд. Определение основной мысли, деление текста на части, составление плана.
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.

Оборудование:

Для учащихся: карточки с репликами сказочных героев, музыкальная шкатулка, карточки со словами Пружинки.

Структура урока:
Орг. момент
Введение в тему урока.
Определение темы и цель урока.
Изучение нового материала.
Работа над содержанием сказки
Итог.
Домашнее задание.

Презентацию






Речь и деятельность учителя:
Речь и деятельность учащихся:

Организационный момент.
Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас должны лежать: учебники, дневники, пеналы, и несколько карточек с репликами, которые я для вас заготовила.

2.Введение в тему урока.
На доске запись:
ГО-БА-РО-КЕР-ДОК-КЕ В ТА.
-Кто догадался, как называется произведение, над которым мы сегодня будем работать?
-Дома вы самостоятельно с ним знакомились. Подумайте, это рассказ или сказка? Докажите.
-Что сказочного произошло с мальчиком?

-Кто автор этой сказки?
-Если у сказки есть автор, то как она называется?

3.Определение целей урока.
-Кто главный герой сказки?

-С помощью этой сказки, мы с вами познакомимся с устройством музыкальной шкатулки. С помощью сказочных образов мы познакомимся с законами механики.

4. Изучение нового материала.
-Что такое табакерка?
В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

- Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

- Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

- В XIX - начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской наградой, а генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся по классу должности ордена, вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств.

- Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

-Сказка «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке употребляются слова, которые редко встречаются в нашей речи, кто нашел такие слова?

Словарная работа:
1). Бюро – орган возглавляющий определенную работу внутри учреждения.
2).Ставни –например, окон (дверцы закрывающие окна) в холодное время служат для утепления, в жаркое время препятствуют сильному нагреванию
3).Флюгер – метеорологический прибор для измерения направления ветра.
4).Шатер – архитектурная форма, в виде многогранной пирамиды, служившая для завершения архитектурного сооружения (шатрами завершали храмы, башни).
5).Бахрома – тесьма с висящими с одной стороны нитями и шнурками.
6). Тисненая бумага – вид бумаги, у которой изменена фактура. Тиснение – это технология, позволяющая выдавливать логотип на бумаге.
(Все вышесказанные понятия слов сопровождаются иллюстрациями на слайдах)

Работа над содержанием сказки.
1.Выборочное чтение.
-Прочитайте описание табакерки.
-Что произошло, когда папа тронул пружину?
-Что увидел Миша, когда папа поднял крышечку табакерки?
-Что удивило Мишу?
-Что произошло дальше?








-В какой момент Миша заснул?


-И вот во сне начинается Мишино путешествие по городку. Мы пройдем этот путь с Мишей вместе, чтобы узнать о строении табакерки.

Знакомство с устройством табакерки.
(У детей на столах лежат карточки с текстом. Задание: определить, где чья реплика. Дети выходят к доске по вызову учителя.)

Учитель вызывает 1 учащегося.






-Чья это реплика?

(На слайде заголовок: «Устройство табакерки:». Появляется первая запись:
1).Колокольчики)

-Чему удивился Миша, когда они начали проходить под сводами?

-Как колокольчик это объяснил?


-Какую историю вспомнил Миша, когда она с ним произошла?

-Что показалось смешным колокольчику?


-Как Миша отреагировал на этот смех?



-Прочитайте о том, почему мальчик- колокольчик, вдруг, закусил губу.
-Что имел ввиду папа, говоря о поговорках?
-Как называется литературный прием, когда повторяются определенные звуки предметов предметов?
-Что интересного еще узнал Миша о «поговорках» колокольчиков?
-Почему вдруг Миша захотел остаться в стране «Динь-Динь»?

-Прочитаем, что ответил ему на это мальчик-колокольчик.
-Миша согласился с ним, а вы как считаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только играть?

Учитель вызывает двоих учащихся.




-Чья это реплика?
(На слайде выходит запись : 2. Молоточки)
-Какую работу они выполняли?

Учитель вызывает следующего учащегося.




-Чья это реплика?
-Как вы думаете, почему валик переворачивается с боку на бок?
(На доске появляется третий пункт: валик)
-Какой вывод сделал Миша после разговора с Валиком?


-Как вы считаете, нужно ли следить за детьми? Или они могут самостоятельно жить?

Учитель вызывает одного учащегося.









-Чья это реплика?
(На доске появляется четвертый пункт: пружинка)
-Поверил ей Миша?
Докажите словами из текста.
-Что случилось?
-Чувства Миши в этот момент?
-Обратите внимание на доску, из каких частей состоит табакерка?

3.Работа над отрывком как получилась музыка.
(Перед учащимися карточки с текстом слов Пружинки:
Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!)
- Каким словом можно заменить местоимение «Я»?
-Замените местоимение. Зачеркните частицы «не, бы, кабы».
-Какие части речи чаще употребляются в этом отрывке?
-Назовите их.

-В каком времени употреблены эти глаголы?
-Замени их на глаголы настоящего времени. Прочитайте текст.


-Вот таким образом и устроена музыка в табакерке и во многих шкатулках. Я предлагаю вашему вниманию шкатулку, об устройстве которой вы уже знаете.

Итог.
-Чем закончилась история?

-Чему научился Миша во время своего сказочного путешествия?






7. Домашнее задание.
-Подготовить пересказ от лица главного героя.

-Проверка готовности к уроку.








-Городок в табакерке.


-Это сказка, тк встречаются сказочные персонажи, которых на самом деле не существует.
-Он путешествует по стране Динь-Динь, которой тоже в реальности не существует и знакомиться со сказочными персонажами.
-В.Ф.Одоевский.
-Авторская сказка.



-Миша и колокольчик, который пригласил его попутешествовать в сказочную страну.







-Предположение детей.

-Учащиеся слушают рассказ учителя.










































-Если дети нашли их самостоятельно, то спрашивают у учителя значение непонятных слов. (Если же дети не задают вопросы по незнакомым словам, то учитель сам рассказывает значение малопонятных им слов)



























-Дети читают описание табакерки.
-Заиграла музыка.

-Колокольчик, молоточки, валик и колеса.

-Зачем это все нужно внутри табакерки.
-Папенька, не ответил на опрос сына «Зачем это все нужно», сказал, чтобы сам рассматривал внутренности попристальнее и догадывался, зачем оно здесь. И строго-настрого наказал Мише не трогать пружинку, иначе все сломается. А сам вышел из комнаты, а Миша остался наблюдать за табакеркой. Сидит и мечтает, как бы попасть в эту табакерку.
-Этот момент точно не описывается, но мы предполагаем, что Миша, глядя, на табакерку и слушая музыку, убаюкался.












-Ученик с выражением читает реплику:
- Динь-динь-динь, - я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень
хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
-Колокольчика.





-Ему казалось, что он большой а своды маленькие и он не сможет пройти.

-Когда предмет находится вдали, он кажется маленьким, когда подходишь, ближе он как будто увеличивается.
-Как он пытался нарисовать папу и маму, но в размерах по отношению к нему они выходили не правильно.
-То, что Миша не умеет рисовать папеньку и маменьку.


-Мише стало обидно, что над ним насмехаются и поинтересовался зачем колокольчик всегда говорит «динь-динь-динь».
-Чтение отрывка.

-Слова, которые «засоряют» нашу речь, «лишние» слова, слова - «паразиты»
-Звукопись.


-Чем больше колокольчик, чем толще голос.

-Потому что он увидел, что колокольчики все время играют и ничего больше не делают, у них нет школы и учителей.
-Двое детей читают диалог Миши и колокольчика.
-Ответы учеников.



-Ученики читают вместе текст:
Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
-Молоточки.


-Постоянно стучали по колокольчикам.

Выразительно читает:
А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры
-Валика.
-Предположения учеников.



-Он пришёл к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят.
-Ответы детей.



Ученик с выражением читает:
Зиц-зиц-зиц, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,
ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.
-Пружинки.


-Дети ищут этот момент в тексте и выразительно читают.
-Пружинка лопнула.
-Он испугался.
-Дети читают по слайду пункты.













-Пружинка.



-Глаголы.

-Толкала, вертелся, цеплялся, стучали, звенели, была.
-В прошедшем.

-Пружинка валик толкает, валик вертится, за молоточки цепляется, молоточки стучат по колокольчикам, колокольчики звенят, появляется музыка.
-Дети рассматривают шкатулку.





-Мишка проснулся и понял, что это был сон.
- 1.Издали кажется все меньше. Со стороны всё кажется незначительным;
2.У колокольчика побольше – голос низкий, а поменьше – голос высокий. Мы все разные;
3.Без учебников и учебы жить неинтересно;
4.Нельзя ломать поделки. Береги чужой труд.