Урок по информатике Современное программное обеспечение.
Предмет: Информатика
Тема: Современное программное обеспечение. Ожидаемый результат: Учащиеся будут знать: структуру программного обеспечения, понятие и термины: программное обеспечение (ПО), базовое ПО, системное ПО, операционная система, интерфейс, драйвер, утилиты, прикладное ПО, системы программирования;Учащиеся будут уметь: понимать с помощью каких программных средств, какие информационные задачи можно решать.
Критерии успеха: Ученик умеет применять полученные ранее знания, обобщать, делать выводы, проявлять взаимоуважение при работе в паре, умение слушать мнение других.
Ключевые идеи: Создание коллаборативной среды, диалогическое обучение, использование Икт технологий, рефлексия в действии.
Реквизиты: Раздаточный материал
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учеников Оценивание
Организационный момент
2 мин. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Позитивные пожелания на урок.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Все учащиеся, в том числе Ученик А, В и С принимают активное участие. Актуализация знаний учащихся
25 минут
Проверка домашнего задания
Учитель ставит проблему перед учащимися.
На доске примеры, а учащиеся должны будете сказать, что их объединяет.
WordWindows XP
PaintОчистка диска
Паскаль
- Что общего в перечисленных примерах?
- Чем отличаются друг от друга программы?
- Когда используется Word?
- Зачем нужна программа Windows XP?
- Что позволяет делать Paint?
- Зачем нужна программа Очистка диска?
- Когда используется Паскаль?
Подводит к выводу.
Спрашивает:
- Так чем же отличаются эти программы друг от друга?
- Сколько различных назначений программ мы выявили?
Разъясняет цель урока.
- Как вы считаете, какова тема нашего урока?
Учитель:
- Что такое программное обеспечение? Какие программы входят в данное понятие?
- Что такое операционная система? Какие ОС вы знаете?
- Что такое утилиты? Для чего они нужны?
- Прикладное программное обеспечение? Где используется: Какие программы входят в данное понятие?
- Системы программирование. Какие языки программирование вы знаете? Зачем нужны языки программирования? Учащиеся отвечают на вопросы.
*Ученик А: озвучивает все правила и термины;
* Ученик В: знает все правила и термины, но есть сложности в определении отличий в движениях.
* Ученик С: слабо развиты когнитивные способности -путает правила и определения
Ученики записывают тему урока в тетрадях.
*Ученик А: озвучивает все правила и термины;
* Ученик В: знает все правила и термины, но есть сложности в определении отличий в движениях.
* Ученик С: слабо развиты когнитивные способности -путает правила и определения
Учащиеся рассказывают домашнее задание об ОС .Записывают оценки в индивидуальный лист оценивания.
Ответы учащихся. Запись в тетради. За каждый правильный ответ учащиеся получает звезду. По итогам ответы звезды суммируются.
Оценивание домашнего задания
Учащиеся подсчитывают количество звездочек за свои ответы.
Закрепление изученного материала
10 минут Задание по индивидуальным карточкам.
№ 1 Соотнесите определение с понятием, соедините линиями.
№
Термин или понятие Определение
Программное обеспечение А) системные программы, расширяющие возможности ОС.
Операционная система В) совокупность программ, хранящихся на всех носителях долговременной памяти компьютера и постоянного применения.
Утилиты С) программа, предназначенная для перевода программного кода на язык машинного кода.
Прикладная программа D) это набор программ, управляющих ОЗУ, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователями.
Транслятор E) обеспечивает выполнение необходимых пользователю работ.
Учащиеся работаю по карточкам. Затем меняются карточками. Выставляют оценки в лист самоконтроля. Подсчитываю количество баллов.
*Ученик А: знает все правила и термины;
* Ученик В: знает все правила и термины, но есть сложности;
* Ученик С: путает правила и определения
Взаимопроверка
Критерии:
1 карточка:
«3» - все термины и определения верны.
«2»- 3 термина и определения верны
«1» - 1 термин и понятие определены верно.
№ 2.Найдите лишнее (лишнее подчеркните одной чертой).
А) текстовый редактор, графически редактор, очистка диска, проигрыватель, переводчик.
Б) операционная система, архиваторы, музыкальный редактор, антивирусная программа.
В) отладчик, транслятор, языки программирования, программа-оболочка.
№3. Сравни чего больше (большее подчеркни).
А) графических редакторов или прикладных программ?
Б) антивирусных программ или системных программ?
В) языков программирования или трансляторов?
*Ученик А: знает все правила и термины;
* Ученик В: знает все правила и термины, но есть сложности;
* Ученик С: путает правила и определения
Карточка 2
«3» - все термины и определения верны.
«2»- 2 термина и определения верны
«1» - 1 термин и понятие определены верно.
Домашнее задание
2 мин. Выучить основные термины и определения урока, виды программного обеспечения.
Заполните таблицу примерами.
Профессия Результат деятельности Программное обеспечение.
Обработка текстовой информации Обработка графической информации
Обработка звуковой информации Обработка видеоинформации Творческий уровень: Написать мини-сочинение на тему: «Как я понимаю роль программного обеспечения при работе на компьютере».
Учащиеся делают записи в дневнике Дополнительное задание Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу). Поставьте «плюсы» в тех ячейках, какой класс программ необходим для той или иной ситуации.
Первая группа.
Ситуация 1. Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта
Ситуация 2 Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы
Ситуация 3. Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходомВторая группа.
Ситуация 4. Выпускной 11 класс готовит фотоальбом и собирает воспоминания о своей школьной жизни
Ситуация 5. Web-дизайнер создает сайт известной фирмы
Ситуация 6. Школьник играет в компьютерную игру
Третья группа.
Ситуация 7. Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна
Ситуация 8. Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету
Ситуация 9. Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки Учащиеся организовываются в группы.
А – принимает активное участие, выступает в роли спикера, задаёт вопросы оппонентам, отвечает на вопросы при защите;
В – принимает активное участие, задаёт вопросы оппонентам, отвечает на вопросы при защите;
С – принимает активное участие. Рефлексия
5 минут Дерево с яблоками Все учащиеся, в том числе Ученик А, В и С принимают активное участие. Суммирование общее количество баллов за урок.
Домашнее задание 5 балла
Ответы на вопросы15 балла
Задание 1 3 балла
Задание 2 3 балла
Задание 3 3 балла
Доп. задание 3 балла
Итого: 32 балла
«5» 32-25 баллов
«4» - 24-15 баллов
«3» 14-4 баллов