Условия формирования коммуникативной культуры в процессе проектной деятельности у младших школьников


Условия формирования коммуникативной культуры в процессе проектной деятельности у младших школьников
Автор: Буянова С.А.
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной.
Метод проектов (от греч. –  путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся   приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Процесс создания проекта называется проектирования. Дж. К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). Проектирование понимается и как управление стихийным развитием предметного мира. Е.С. Полат определяет проектирование важнейшим компонентом образовательного процесса, служащего для создания новых понятий и концепций.
По мнению Е.А. Вохменцевой, в качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого продукта. Тем самым определятся основные параметры ее содержания, организации, функционирования. Наша задача заключается в том, чтобы обнаружить общие и частные особенности понятий (и стоящих за ними видов деятельности), связанных с проектной деятельностью школьников.
Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основания говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов.
О.В. Брыкова считает, что обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания.
Метод  проекта состоит из последовательных этапов (Н.Ю. Пахомова):
-  формулирование цели.  Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Прогнозирование практической, теоретической, и  познавательной значимости предполагаемых результатов.  Формулирование цели влечет за собой вербализацию тематики проектного исследования. При выборе темы целесообразно ставить задачу узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко проработать. Начинающему исследователю необходимо прислушиваться к следующим аспектам, которые могут помочь определиться с тематикой:
1)  просмотр тем работ, уже выполненных в избранной области исследования. Такую работу можно осуществить, например, просматривая периодическую научную литературу;
2)  ознакомление с новейшими результатами исследований в  смежных, пограничных областях науки; на стыке различных областей знания можно найти новые и порой неожиданные решения;
3) обращение внимания на возможность применения  методов, используемых в смежных областях знания, применительно к изучению исследуемой проблемы;
4)  пересмотр известных  решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов и просто фантазии. Определившись с темой, становится возможно уяснить, в чём заключаются цель, конкретные задачи данного проекта.
-  разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения  (на этом этапе можно использовать методы «мозговой атаки», «круглого стола» и т.д.). Выдвижение гипотезы – один из основных этапов исследования, так как он напрямую связывает теоретические выкладки с практической работой исследователя. В гипотезе исследователь  объединяет и свои предположения, и то, что он собирается изменить в окружающей действительности,  и ожидаемый результат исследования. Именно гипотетичность и проверяемость гипотезы позволяют  оценить степень владения проблемой.
Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;
-  работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.     Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование  его содержательной   части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов  каждого этапа;
-  оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;
-  обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности.
В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как  система  внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного  действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия (И.С. Сергеев).
По мнению ряда психологов, проектная деятельность формирует коммуникативную компетентность личности как систему качеств, включающих:
- творческое мышление;
- культуру речевого действия;
- культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
- культуру жестов и пластики движений;
- культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
- культуру эмоций.
Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной   успешности    младших   школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта.   
Под коммуникативной успешностью  следует подразумевать «многоаспектное личностное образование, результат приобретения  учащимися положительного  опыта учебной коммуникативной деятельности,   которая проявляется      в   стремлении   детей   включиться   в   учебное        общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности». 
В рамках проектов любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем.
Развитие коммуникативной компетентности требует системно-деятельного подхода. Как отмечают С.В. Знаменская, Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова и другие исследователи система учебных, социальных проектов обеспечивает системно-деятельный подход в процессе обучения и воспитания. На каждом этапе работы над проектом решаются коммуникативные задачи.
На первом этапе - постановки  проблемы и  решение проблемной ситуации, взятой  из реальной жизни, знакомой и значимой для детей, ставили цель и задачи, определяли продукт деятельности. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагается план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом  научится поддерживать диалог с собеседником.
На втором этапе происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планируется необходимая деятельность. Обсуждая проблему,  дети выясняют  новые источники информации, учитель  направляет мысль детей  в нужную сторону для самостоятельного поиска. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и  поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
На третьем этапе  дети  самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания  должны получить реальный и ощутимый результат. На этом этапе решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать  собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию.
 На четвертом этапе подготовки к презентации решаются речевые задачи такие как,  развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах.
При использовании метода проектов необходимо, прежде всего, понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам.
Метод, доминирующий в проекте
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)
Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Информационные проекты - это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать ею частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция). Практика-ориентированные проекты -- это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения впрактику, а также организации внешней оценки проекта. Характер координации
Непосредственный, то есть с открытой координацией. Учитель (координатор) участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.
Со скрытой координацией (возможно главным образом в телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.
Характер контактов
Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, интернет-сети).
Международные проекты с участием представителей различных стран. Такие проекты при всей их привлекательности не всегда возможны из-за того, что для них требуются средства информационных технологий, что сегодня может себе позволить не каждая школа. 11о в перспективе учителям надо ориентироваться на выполнение подобных проектов и быть готовыми к их реализации. То есть, уровень квалификации учителя не должен препятствовать осуществлению такого рода деятельности.
Число участников. По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.
Продолжительность проведения. Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках): среднесрочным (от недели до месяца); долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев)Таким образом, анализ литературы показывает, что проектная деятельность при соблюдении ряда условий может выступать в качестве средства формирования коммуникативной культуры обучающихся начальных классов. Таковыми условиями, на наш взгляд, являются: постановка коммуникативных задач при работе над проектом, организация взаимодействия учащихся в форме диалога на каждом этапе работы, групповая форма работы над проектом.