И.А.Крылов. Басни»,1 урок «Мартышка и Очки»
Урок русского языка во 2 классе
Тема. Корень слова. Однокоренные слова. Закрепление.
Цель: закрепить усвоение понятий «корень слова», «однокоренные слова».
Задачи:
повторить изученные признаки однокоренных слов;
развивать умение находить и подбирать однокоренные слова;
воспитывать умение работать совместно;
коррекционная задача: обогащение словарного запаса через использование в речи родственных слов.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, авторская презентация, раздаточный материал.
Этап урока
Педагогические технологии, методы и приемы
Результаты
Организационный момент
Диалоговая
Мотивирует настрой на урок и переход к следующему этапу урока.
Чистописание
Проблемная ситуация
Вырабатывает навыки умственных операций, развивается внимание, умение самостоятельно решать проблему.
Актуализация знаний
Фронтальный опрос
Здоровьесберегающая
Развивает внимание и умение слышать друг друга.
Коррекция психоэмоционального напряжения детей.
Закрепление знаний
Проблемная ситуация, парная и групповая работа, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
Самостоятельная работа с консультированием учителя.
Развитие операций анализа и синтеза, самостоятельного поиска решения, развитие межличностных отношений, преодоление утомляемости, создание ситуации успеха. Дети учатся адекватно выражать свои мысли.
РК способствует расширению знаний о своем крае.
Подведение итогов
Коллективная
Развивает умения задавать вопросы и отвечать на них.
На протяжении всего урока
ИКТ
Коммуникативная
Обеспечивает наглядность, повышает образно-художественное представление материала и объем выполняемой работы, развивает навыки самоконтроля и самооценки.
Облегчает вступление детей в общение, развивает умение договариваться.
Ход урока
I. Организационный момент.
( На календаре уже весна. Ребята, а вы почувствовали весенние изменения? Какие? (Ответы детей). Солнышко с каждым днем все больше радует нас. Давайте и мы порадуем его, покажем, как красиво умеем писать.
II. Чистописание.
Сс Сс сссссооооо ос сл ол
Много солнца, солнышко, солнечный, подсолнух, солнце.
( Как вы думаете, почему я выбрала такие слова для чистописания? (Ответы детей). Выделите корень.
( Все ли эти слова однокоренные? (солнце, солнца – изменение формы слова)
III. Постановка цели и задач.
( О чем же сегодня будем говорить на уроке? (Дети формулируют тему урока).
( Как вы думаете, чем будем заниматься? (Ответы детей)
( Правильно. Будем закреплять знания об однокоренных словах.
IV. Актуализация знаний.
( Вместе с солнечными зайчиками мы совершим с вами небольшое путешествие, в ходе которого разгадаем очень важное слово.
( Первый зайчик показывает нам букву К.
Картины сегодня в музее у нас зимней природой порадуют вас.
( Хотя по календарю уже весна, но у нас на севере все еще зима. Посмотрите, как красива зимняя природа! Вы согласны со мной?
( Обратите внимание на эту картину.
( Какие однокоренные слова здесь спрятались?
Будьте внимательны. (Ответы детей).
лыжа снег зима
лыжня снежный (ком) зимушка
лыжник снежинка зимний
лыжница снеговик зимовать
( Молодцы! Запишите в тетрадь любую группу однокоренных слов. Выделите корень.
( Второй зайчик приносит нам букву О.
Отдых даст вам настроение и энергию в учении.
Физкультминутка:
Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом: быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
V. Закрепление знаний.
( Третий зайчик показывает нам букву Р.
Разыщите лишнее слово и свой выбор объясните толково.
( Перед вами карточка со словами. Прочитайте внимательно и в каждой строчке найдите лишнее слово.
Домашний, дом, домино, домовой.
Печурка, печать, печка, печник.
Цирк, циркач, цирковой, циркуль.
(После выполнения задания - взаимопроверка, коллективное обсуждение результатов.)
( Перечислите признаки однокоренных слов.
общий корень
общее лексическое значение
( Помните об этом при выполнении следующего задания. Перед вами текст. (У каждого ученика карточка с текстом, который взят из «Справочного пособия по русскому языку для 2 класса» О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой). Спишите его, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Затем найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
Я поехал рыбачить (на) (В,в)олгу. (Р,р)ыбаки нал.вили много рыбы. Изрыбёшек св.рили рыбный су(п,б). А из очень мелкой ры(п,б)ки мама испекла рыбник.
( Проверьте, правильно ли вы выполнили задание, объясните орфограммы.
Оцените себя.
( Следующий зайчик приносит букву Е.
Если устали немного сейчас, погуляйте, отдохните
и слова нужные найдите.
Дети ходят по классу, находят карточки с однокоренными словами и приносят их учителю. Учитель прикрепляет все карточки на доску в один столбик.
( Давайте посовещаемся. На какие группы можно разделить эти слова?
На доске получилось:
1 группа – гости, гостиница, гостиные, погостить
2 группа – весна, весенний, веснушки, веснянка
( Объясните свой выбор.
( Ребята, слово гостиные связано с нашим городом.
Как? Кто знает?
( Правильно. Это Гостиные дворы, исторический памятник Архангельска. Сюда приезжали гости из разных городов и стран торговать.
( Сейчас гости города живут в гостиницах. Какие гостиницы нашего города вы знаете?
( Можете ли вы объяснить значение слова ВЕСНЯНКА? (Старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны).
( Какие вы молодцы! Вы замечательно справились с заданием.
VI. Домашнее задание.
( Снова зайчик показался, теперь с буквой Н. (Слайд №14).
На дом задание запишите и объяснение получите.
( Дома составьте и запишите группы однокоренных
слов со следующими корнями:
вар, корм, холод
VII. Подведение итогов.
( Вот и последняя буква перед нами. Это Ь. Что за слово получилось? Дети хором: КОРЕНЬ
( Как вы считаете, почему это важное слово?
(Ответы детей).
( Сейчас вы можете задать Мудрой Сове вопросы по уроку
и получить в ее справочном бюро ответы.
(Мудрая Сова - учитель или кто-нибудь из детей. Остальные
ребята задают вопросы по материалу урока. Мудрая Сова
отвечает на них).
Например: Справочное бюро
Что такое корень слова?
Какие слова называются однокоренными?
Назови, пожалуйста, признаки однокоренных слов.
Как пишется корень в однокоренных словах?
Что такое форма слова?
Какие орфограммы нам встретились?
Какое задание показалось трудным?
Что больше всего понравилось на уроке?
( Умнички! Вы показали сегодня хорошие знания и очень
дружно работали на уроке. Спасибо вам!
Источники рисунков:
Солнышко [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сова [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Зима [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гостиные дворы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15