Открытый урок по литературному чтению на тему Творчество И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука» (4 класс)
Управление образования Акмолинской области
ГУ «Отдел образования» Жаркаинского района
Зерноградская основная школа
Открытый урок
по литературе
Тема урока: Творчество И.А. Крылова.
Басня «Лебедь, Рак и Щука»
4 класс
Учитель: Виноградова Л.М.
2014-2015 учебный год
Тема: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Цель урока : Введение в раздел, формирование представлений учащихся о жизни и творчестве И. В. Крылова.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”, расширять читательский кругозор детей.
Донести до сознания детей юмор и иронию басни, продолжать формировать умение находить мораль-поучение в произведении.
Развивать навыки выборочного и выразительного чтения, развивать произвольное внимание, логическое мышление.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель и дети хором:
- Прозвенел звонок, начинается урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня на уроке мы должны быть активными, думающими, работоспособными, внимательными, дисциплинированными.
- Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть?
2. Проверка домашнего задания.
Кто является главным героем отрывка «Повести временных лет ? »
Зачем Никиту привели к князю Владимиру? Какое испытание ему устроили? Расскажите о бое Никиты и печенега. Подтвердите с ловами из текста. Что еще поучительного узнали из древнерусской литературы? Какие советы Владимира Мономаха кажутся полезными и в наше время? Какой урок извлекли для себя?
3.Введение в раздел.
-Сегодня начинаем изучение нового раздела, в котором помещены классические произведения русских писателей 19 века.
Классическими называют образцовые произведения, наиболее ценные в идейном и художественном смысле,получившие всенародное признание и вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
4. Сообщение темы урока.
. На данном уроке вы узнаете о жизни и творчестве Ивана Андреевича Крылова,
(слайд 1)
Посмотрите на портрет писателя, каким он вам представляется по характеру. (Добрый, умный и т.д.)
Рассказ об И.А. Крылове.(слайд 2)
Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
И.А. Крылов родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, будущий баснописец начал служить в одном из казенных учреждений. Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.
Будущий писатель не учился в школе. Когда И. А. Крылов был маленький, он очень любил читать. Особенно ему нравились стихи. Он удивлялся: « Как можно так расположить обычные слова, чтобы они легко читались?» Поэтому все его басни в стихотворной форме. А ещё в детстве он любил пародировать разных людей, то есть смешно их изображал. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему недаром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным.
Вот почему в его баснях люди узнают самих себя, как в зеркале. В своих произведениях он показывает недостатки человека и подсказывает, как от них избавиться. Басни И. А. Крылова современны и в наше время.
Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты.
Учитель. Что такое басня? (Слайд 3) (Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки.Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни)
Басня состоит из двух частей.
1 часть – основная – называется повествование, т.е. рассказ о чем-либо.
2 часть – это поучительный вывод из басни, т.е. мораль.
В некоторых баснях мораль находится в начале, а в некоторых баснях – в конце.
Учитель. Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова. А название басни угадаете отгадав загадки.
Эта птица величава, У неё во рту пила,
Выступает Под водой она жила.
Словно пава, Всех пугала, всех глотала,
Шею белую согнёт – А теперь в котёл попала. (Щука)
Глаз народ не отведёт. (Лебедь)
Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (Рак)
Учитель: - Прочтите хором, как называется новая басня. (Дети читают хором название).
Что общего у всех этих животных? (Они живут в воде)
Учитель: - Сегодня на уроке мы должны научиться выразительно читать басню «Лебедь, Щука и Рак». Что это значит «читать выразительно», это как?
Прослушивание басни
Первичная проверка понимания прочитанного.
Учитель. Понравилась ли вам басня?
Что заставило вас улыбнуться? (Герои не смогли сдвинуть воз)
Каким был ваш смех? (Добрым, не злым)
Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?
Самостоятельное чтение
Подчеркнуть непонятные слова
Словарная работа.
Лад – действовать совместно, не расходясь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – повозка или сани с кладью.
Ныне – теперь, в настоящее время
– Какие слова помогают увидеть образ каждого героя?
«Лебедь рвётся в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый
«Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный, идёт назад
«Щука тянет в воду» – упрямая, только своё дело знает
Выборочное чтение.
Учитель. Прочитайте басню. Ответьте на вопросы словами из басни.
Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? (Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.)
Как они старались выполнить работу? (Из кожи лезут вон)
Выразительное чтение басни.
Учитель. Давайте прочитаем басню выразительно.
С каким настроением вы будете читать басню?
Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? (Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз).
Как автор относится к своим героям? (Он сожалеет, что в товарищах нет согласья)
Для чего и зачем И.А. Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках)
Получилась ли их затея? (А возу всё нет ходу)
Работа над моралью басни.
Учитель. Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет)
Какое выражение из басни стало крылатым?
Да только воз и ныне там.
Учитель. Когда так говорят? (Ответы детей)
Работаем устно. Возьмите карточки с пословицами. Пословицу нужно продолжить.
Дети. По одному читают свои пословицы, дополняют их и садятся.
Пословицы о дружбе и согласии.
Сам погибай, а товарища… (выручай).
Старый друг лучше новых… (двух).
В согласном стаде волк не… (страшен).
Друг познаётся в … (беде).
Где лад, там и … (клад).
Нет друга, так ищи, а найдёшь… (береги).
Один за всех, все за… (одного).
Дружно – не грузно, а врозь – хоть… (брось).
Ссора до добра не… (доведёт).
Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).
Одна пчела… (немного) мёду натаскает.
На гору десятеро тянут, а с горы… (один) столкнёт.
С кем поведёшься, от того и… (наберёшься).
Веник не переломишь, а по прутику весь веник…
(сломаешь).
Без друга в жизни… (туго).
Гусь свинье не… (товарищ).
Скажи, кто твои друзья, и я скажу… (кто ты).
Один в поле не… (воин).
Дружный табун и волков не… (боится).
Учитель:- На какую тему были пословицы?
Дети: - О дружбе, согласии.
5. Закрепление.
Игра «Верно – Неверно»
Верно ли, что басня о дружбе?
Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись?
Верно ли, что воз стал причиной их разлада?
Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?
Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными?
Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей?
Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?
6. Домашнее задание : Подготовить наизусть басню «Лебедь Щука и Рак». Сам.
Итог урока.
•Возвращаемся к началу урока. Получился ли у вас урок таким, каким мы его хотели видеть?
•Было ли вам интересно на уроке?
•Что нового узнали?
•Что сегодня развивали? (память, внимание, речь, умение находить ответы на вопросы, умение составлять опорный конспект, выразительно читать).
Спасибо за работу! Спасибо за урок!