Конспект урока литературы на тему: Басни. Крылов И.А. «Лебедь, Щука и Рак»



Литература 4 класс
Тема: Крылов И.А. «Лебедь, Щука и Рак»
Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством Ивана Андреевича Крылова.
- формировать знания учащихся о литературных жанрах;
- развивать и совершенствовать технику чтения;
- прививать любовь и интерес к литературе;
- воспитывать нравственные качества.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, книги с произведениями И.А. Крылова.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
«Улыбнитесь друг другу».
Проверка знаний.
«Заморочки из бочки»
По строкам назовите автора и название произведений.
Назовите литературные жанры данных произведений.
«Жили-были старик со старухой, и была у них курочка Ряба…»
(устное народное творчество)
Русская народная сказка «Курочка Ряба»
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
(литературная сказка)
Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане…»
«На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…»
(поэзия)
Лермонтов М.Ю. «На севере диком…»
«Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела…»
(басня)
Крылов И.А. «Стрекоза и Муравей»
Актуализация.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с великим русским писателем и его произведениями и узнаете об одном из жанров литературы - басней.
Реализация.
1.Чтобы узнать имя писателя, вам необходимо разгадать кроссворд.
1)Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
2) Кого называют «попрыгуньей»?
3) «Кума» в зеркале.
4) «Вперед чужой беде не смейся, …»5) Кто остался «без обеда», потеряв сыр.
6) К кому приползла Стрекоза?
2
3
4
5
6
К
А
С
Т
РЕ
К
О
ЗА
М
А
РТ
ЫШК
А
Г
О
Л
У
Б
О
К
В
О
РО
Н
А
М
У
РА
В
Е
Й
М
О
С
Ь
1

Итак, вы разгадали фамилию великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.
2. Знакомство с биографией.
Учитель рассказывает и зачитывает отрывки из воспоминаний современников о И.А.Крылове и его творчестве из книги « Иван Андреевич Крылов. Басни. Сатирические произведения. Воспоминания современников».
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году. Он был не только баснописцем, также писал стихи, водевили, сатирические рассказы. Но все-таки нам больше всего известны басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и муравья, про Слона и Моську и т.д.
А что такое басни, знаете?
Басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются люди, говорится о жизни.
А знаете ли вы, что для того, чтобы писать хорошие басни, надо быть трудолюбивым человеком? «Будет просто, как проделаешь раз по сто», - говорил современник Крылова художник Федотов. Только к одной басне «Кукушка и Петух», в которой 21 строка, черновых набросков около 200 строк.
Всю жизнь Иван Андреевич и работал, и учился. Работать он начал в 11лет, а греческий язык, например, начал изучать в 50 лет и за два года овладел им в совершенстве.
В городе Санкт - Петербурге в Летнем саду находится памятник И.А.Крылову, а у подножия памятника изображены герои его басен – животные.
3. Работа по учебнику.
Нам предстоит познакомиться с определением басни и морали басни, с басней «Лебедь, Щука и Рак».
Читаем определение в учебнике
- Что такое басня и мораль басни.
Выразительное чтение басни «учитель + ученик».

Работа в парах. Выразительное чтение.
4.Анализ произведения.
- Расскажите о действующих лицах басни.
- Почему же воз оказался и ныне там?
- В чем главный смысл басни?
- Найдите и прочитайте мораль басни.
- Какие недостатки людей высмеивает автор?
4. Работа в тетради.
Оформление тетради.
Задание.
- Запишите пословицы о дружбе, взаимовыручке.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
Крепкую дружбу водой не разольешь.
- Объясните смысл пословиц.
- Какие строчки стали пословицами и поговорками и вошли в нашу речь?
Закрепление.
1. Игра «Путаница»
Исправьте неправильные фразы.
…Однажды Голубь, Мак и Щука везти с поклажей воз взялись…
…Чем камушки считать, трудиться, не лучше б на себя, Лиса оборотиться?
…Сорока гавкнула во все воронье горло…
…Поскакушка Стрекоза осень красную пропела…

2. Конкурс «Кто больше?»
Кто больше назовет известных басен И.А.Крылова.
Учащиеся показывают рисунки к басням И.А. Крылова.


Домашнее задание: выучить басню.
Итог урока.
- С каким жанром литературы вы познакомились на уроке?
- Что и кого высмеивает И.А.Крылов в своих баснях?
- Что такое мораль басни?
Выставление оценок.
Вывод.
Рефлексия