«Музыкальная педагогика или педагогика в музыке» Внеклассное занятие по музыке и педагогике


Балхашский гуманитарно – технический колледж им. А.Мусина
Разработка внеклассного занятия по музыке и педагогике.
Тема: «Музыкальная педагогика или педагогика в музыке»
преподаватели: Озерова О.А.
Плышевская В.Н.
Аралбаева Б.Т.
2015г.
Внеклассное занятие по музыке и педагогике.
Тема: «Музыкальная педагогика или музыка в педагогике»
Цели:1) Научить будущих педагогов разбираться в огромном мире музыки.
2) Показать взаимосвязь музыки и педагогики в формировании гармонично развитой личности.
3) Содействовать пониманию роли музыки в эстетическом и нравственном воспитании.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:
1)Вступительное слово о необходимости использования средств музыки в повседневном воспитании школьников.
2) Стиховорение А. Козловского « Спасибо, музыка», А.Ахматовой «Музыка».
3) Исполнение на скрипке произведенияФ. Крейслер «Жеманницы»
4) Прослушивание фрагментов: а) « Прощальная симфония» И. Гайдна
б) современная рок – музыка
5)Беседа о влиянии тяжелой музыки на эмоциональное состояние человека.
6) Исполнение «Камаринской»
7)И.С. Бах «Токатта и фуга» ре минор – слушание.
8) Скотт Джоплин «Ректайм» - слушание
9) Использование музыки при обучении письму.
10) Заключительное слово о роли музыки в эстетическом воспитании школьников.
Как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу человека.
1ведущий: Интересное сочетание слов, необычное сочетание терминов, Бывает ли так на самом деле или это искусственно-созданное название. Давайте попробуем в этом разобраться.
-Что такое педагогика?
-Что главнее: образование, обучение или воспитание?
Когда-то Толстой говорил: «Нельзя воспитывать не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно». В наши дни Ш. А. Амонашвили в «Трактате о начальной ступени образования» говорил о том, что воспитание есть суть проявления, развития, восхождения внутреннего, духовно – душевного состояния личности. И высказывает сожаление о том, что воспитание,главная часть образовательного процесса, вытеснено обучением. Фактически весь образовательный процесс сводится к обучению и заботам о нем и направлен на узкую цель– вооружить учащихся прочными знаниями, умениями, навыками, дать им владение основами наук. Основы же наук содержат в основном узкоматериалистические знания, игнорируется восприятие их душой и сердца, светом духа и духовности.
2ведущий: Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков –важное средство нравственного умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты душы. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда.
Благодоря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания.
Учащийся:Музыка –могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственое развитие ребенка. Первоисточником музыки являются не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребенка как бы сосредотачивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует ярку картину, эта картина просится в слово. Ребенок творит словом, черпая в мире материал для новых представлений и размышлений.
Музыка, живопись, литература возникли и всегда были выражением чувств и дум людей, их нравственно-эстетической сущности. Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и исследования.
1ведущий: Важная цель всей системы воспитания состоит в том , чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом.
2ведущий: Музыка для любого человека – важная сфера проявления его эмоций. Мы выделяем одни музыкальные поизведения среди других, любим их, относимся к ним заинтересованно. И жизненные эмоции тоже находят свое выражение в эмоциональной отзывчивости на музыку.
Звучат стихотворения А Козловского «Спасибо, музыка», А.Ахматовой «Музыка» на фоне «Старинной французкой песенки» в исполнении учащейся.
В исполнении учащейся на скрипке звучит произведение Ф. Крейслера «Жеманница».
1ведущий: Музыкальная мелодия пробуждает у людей яркие представления. Она ни с чем не сравнимое средство творческих сил разума. Музыка пробуждает энергию мышления даже у самых инертных людей. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» описывает как он с изумлением слушал истории, сочиненные ребятами после прослушивания той или иной мелодии. Вот, например, какую сказку сочинил один из учеников под влиянием мелодии П.И.Чайковского «Баба – Яга»:
Учащийся: «Жила- была Баба – Яга. Возненавидела она людей и решила отобрать у них самую большую радость – песню. Баба – Яга взяла большой горшок, села на ступу и полетела по всему миру. Как только услышит песню, прилетит туда, где поют и радуются люди, стукнет горшком по ступе, люди умолкают, забывают петь. Так остался один – единственный поющий мальчик пастушок. Он играл на свирели и пел песни. Свирель была волшебная и Баба – Яга ничего не могла сделать. Она дождалась, когда мальчик уснет, и украла у него свирель. Собрал мальчик смелых ребят и пошел к Бабе –Яге. Далее мальчик фантазировал о том, то добро побеждает зло.
2ведущий:Предлагаем вашему вниманию фрагмент «Прощальной симфонии» И.Гайдна.
Сейчас, глядя на ваши лица, мы видели, что у вас было умиротворенное, лирическое, светлое настроение. Как вы думаете, почему?
-Предлагаем вашему вниманию другое произведение, вслушайтесь в него (Звучит рок музыка).
- Во время слушания у вас было совершенно другое, прямо противоположное эмоциональное состояние: это беспокойство, тревога и даже агресивное состояние у некоторых из вас.
-Великий ученый и мыслитель К.Э.Циолковский сказал, что музыка- сильное возбуждающее средство, могучее орудие, подобно медикаментам. Она может и отравлять и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка должна быть помощником в руках тех людей, кому будет доверено воспитание наших маленьких граждан.
1ведущий:Стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино, радио, телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию. Особенно вредно обилие стихийных музыкальных впечатлений. Одна из важных задач воспитания в том, чтобы восприятие музыкальных произведений чередовалось с восприятием того фона, на котором человек может почувствовать красоту музыки.
2ведущий:Эту мысль подтверждают и современные ученые. Так один из них утверждают,что определенные виды развлекательной музыки относятся к сильным раздражителям нервной системы, вызывающим выделение в кровь стресс-гормонов, которые « стирают» часть запечатленной в мозгу информации. И фанатическая приверженность к року часто сопровождается труднообъяснимым поведением. Молодые люди становятся раздражительными, жалуются наголовную боль, беспокойно спят и быстро утомляются, у них нарушается обмен веществ, задерживается физическое развитие. «Балдёж» снижает умственные способности, ослабляет память, нарушает логическое мышление. А школьники не могут выучить наизусть даже несложные стихотворения, решить доступную ранее арифметическую задачу.
Таким образом получается, что такая музыка может способствовать превращению детей в грубых, безнравственных, маломыслящих граждан.
1ведущий: В периодической печати неоднократно описывают случаи безрассудного поведения молодежипосле концертов некоторых рок-групп. Например, известен и описан такой факт: певица Ирина Аллегрова на концерте пригласила молодежь к сцене, как он сказала «подергаться». Бежали со всехсторон зала, лезли на сцену, взбирались на сиденья стульев грязными ногами, переворачивали и двигали скрепленные сиденья, взбирались на них. При этом свистели, кричали буйствовали. Доходило до того, что бросали сиденья на сцену. А устроитель этого концерта в ответ на возмущение старших людей по этому поводу ответил: «Даты из прошлого века, пошла отсюда, ты видела, как молодежь веселится, ей это нравится». В здравом уме и в здравом рассудке люди так себя не ведут.
2 ведущий: Мы живем в такое время, когда человеку, если он хочет быть здоровым, нужно искать спасение от такой музыки. Но виной тому не музыка, а некультурное обращение людей с ней и друг с другом.
Музыка может выступать как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва. Проведенные учеными наблюдения показали, что сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные классические и народные мелодии.
Звучит р.н.танец«Камаринская» в исполнении учащейся.
-Вы узнали это призведение?
- Какое настроение передалось с музыкой?
-Какое желание возникло у вас?
- Слушая произведение, вы забыли о неприятностях, недомоганиях, а это еще одно доказательство того, что музыка снимает переутомление и вызывает положительные эмоции.
1 ведущий: Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. В некоторых школахуже идет подобный эксперимент, где в программу оздоровления подрастающего поколения входит пункт о хорошем настроении педагога. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. На музыкальном занятии ребенок поет и улыбается и за счет этого звук становится светлым, чистым свободным. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и младший школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
Учащийся: Среди музыкальных инструментов можно выделить лидеров по воздействию на состояние человека. Наибольшее влияние оказывает органная музыка. Звук органа производит огромное впечатление, этот огромный музыкальный инструмент обладает множеством различных музыкальных тембров. Это как бы целый оркестр.Этому клавишному духовому инструменту свойственно воплощение нашего духа к колоссальному и беспредельно величественному, у него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, говорящий будто из вечности голос, которым не обладает никокой другой инструмент, никакой оркестр.
Звучи токката и фуга ре минор И.С. Баха.
1ведущий:Слушая подобную музыку, человек становится сильнее духом, чище в помыслах. Его поступками начинают руководить благородные мотивы.
2ведущий: Музыка в учебе и в труде, так же как и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна придать покой и движение, легкость и тяжесть, и возбудить то или иное эмоциональное впечатление.
1ведущий: Если у ребят вашего класса была напряженной умственная и физическая деятельность, то можно провести с ними сеанс музыкотерапии. Это можно провести и на большой перемене, и на уроке, и в перерыве между сменами, и при закрытых дверях для отдельных учеников. Для этого необходимо знать, что успокаивающе действуют средний диапазон громкости, преобладание звуков средней высоты. Очень низкие или очень высокие звуки в большинстве своем действуют возбуждающе.На схеме мы отобрали основные эмоциональные состояния, при которых требуются сеансы музыкотерапии. Эти рекомендации вы можете использовать на практике.
2ведущий: Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден длятого, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что то плохое, то это плохое надо преодолеть. Почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка.
Звучит «Ректайм» Скотт Джоплина в исполнении учащейся
- Изменилось ли ваше настроение?
- Вы сейчас получили сеанс музыкотерапии.
1ведущий: В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности, важны психологические установки, которыми учитель должен руководствоваться, приобщая детей к миру прекрасного. Для нас главной была установка на воспитание способности эмоционально относиться к красоте и потребности во впечатлениях эстетического характера. В школьном курсе определены 3 предмета эстетического направления: литература, изобразительное искусство, музыка.В своей практике учителя не должны забывать об использовании музыки и на других уроках. Для любого учителя, работающего с первоклассниками, наиболее трудным является урок письма, и одна из причин – неподготовленность детской руки, т.к. письмо требует особых умений: точности изображения знаков различной конфигурации неотрывным и плавным движением. Письмо требует особых ритмических движений. А чувство ритма выражается в процессе деятельности, где ритм ярко выражен. А это, конечно, музыка. Музыка и ритм неразделимы.
Разработана целая система работы над развитием руки ребенка. Эта система изложена в некоторых педагогических журналах.Сейчас об использовании музыки при обучении письму вам раскажет учащаяся выпускного курса Климоченко К.
- Та система, с которой я хочу вас познакомить, рассчитана на 18 дней, в течении которых можно научить ребенка необходимым движениям кисти руки.Начинаются занятия с простых упражнений.
1 день. Возьмите ручки, сейчас мы попробуем нарисовать удары бубна, ритмично ставя точки, линии под удары бубна.
2день. Теперь передайте удары бубна, не отрывая руки от листа. Движения делайте точно под удары бубна.
3день. Вы должны записать мелодию какой-либо известной несложной песенки непрерывным движением руки. Давайте попробуем сделать это на ноту «ля» под мелодию песни «В лесу родилась елочка».
Посмотрите на ваши листки и обратите внимание на то, что получилось . Вы сможете использовать это на практике, воспользовавшись теми распечатками, которые вы сейчас получите.
2ведущий: Вы как будущие учителя начальных классов, должны развивать эмоциональную культуру детей, их музыкально-образное мышление. Если систематически развивать эмоциональную культуру, то у детей будет сформировано правильное отношение к музыке и они смогут ориентироваться среди большого многообразия музыкального авангарда.
1ведущий: «Музыка способна оказывать известное воздействие на эстетическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи»,- утверждал Аристотель еще в IV-ом веке. И здесьуже встает вопрос о воспитании, самообразовании учителя, так как роль эстетического и нравственного влияния искусства не может быть заменена ни одним школьным научным предметом, ни одним учебником.