Организация проектно-исследовательской деятельности, как средство успешной адаптации ребенка к обучению в школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов, физиологов (Л. С. Выготского. П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В. В. Рубцова и др) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 6-10 лет, а возраст является сенситивным периодом для воспитания и обучения. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.
В настоящее время, в связи с принятием новых образовательных стандартов, большое внимание уделяется проектно – исследовательской деятельности школьников. Новые программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности, поэтому каждый ученик должен быть обучен умению создавать проекты. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере. Главным отличием исследования в сфере образования является то, что оно является учебным. Это означает, что его целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.
Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся к учению, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Все это возможно реализовать через проектно - исследовательскую деятельность.
Проектно – исследовательской деятельностью с детьми я начала заниматься тогда, когда в нашей школе было основано научное общество учащихся. Всего за это время моими учениками выполнено 8 работ (исследовательские работы и проекты), которые мы представляли на научно – практических конференциях, конкурсах. Так как современные школьники мало времени уделяют чтению, я предлагаю темы исследований из литературной среды. Такие как: «Кто такая Баба Яга?», «Сравнения татарских и русских народных сказок». Но любознательность учащихся определяет еще одно направление в исследовательской работе – окружающий мир. Ребята собирают коллекции, интересуются историей разных стран. Поэтому мы выбираем темы, связанные с их интересами: «Господин дракон», «Гарри Потер. Шахматы - это увлекательная коллекция, игра или помощь в учебе», «Из истории вещей», «Что в имени моем», «Как солнце влияет на рост растений».
Проекты всегда индивидуальные, т.к. соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, работа над проектом позволяет каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. Я поощряю любые творческие находки детей – захотел сделать грандиозный кроссворд, вместе с родителями кормушку для птиц, сшить национальную одежду для кукол, вырастить плесень на горбушке хлеба, прорастить отросток? Пожалуйста! Я всегда рада помочь советом, направить в нужное русло. Работы учащихся, основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Работа над проектом состоит из нескольких этапов. Стадии работы над проектом это «пять П». Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация.
Шестое «П» проекта его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Исследователи характеризуют метод проекта как:
·Личностно – ориентированный;
·Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
·Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
·Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
·Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
·Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
·Здоровьесберегающий.
В процессе исследования ребята пользуются электронными энциклопедиями, ресурсами Интернета, учатся работать и находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой. Они начинают проявлять инициативу, мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация к чтению. Во время уроков ребята активно дискутируют и высказывают свои предположения, доказывая друг другу свою точку зрения, что помогает им развивать речь и вырабатывать навыки ораторского искусства. Проекто-исследовательская деятельность смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах и олимпиадах. Изучая предметы школьной программы, ребята начинают не просто интересоваться понравившейся темой, а углубленно изучают ее.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для всего класса, и для учителя и родителей. Защита проектов проходит на научно-практической конференции, с использованием презентации. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Я заранее просматриваю  работы учеников, помогаю выбрать главное. Опираясь на прочитанный материал, подбираю форму представления, репетирую выступление, чтобы итог проектно - исследовательской деятельности был успешен.  Так результатом нашей проектно - исследовательской работы стала победа в городской научно-практической конференции.
Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
- формированию проектного мировоззрения и мышления;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Все это успешно повышает адаптацию к обучению.


МБОУ «Гимназия №3»







ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ






Подготовила:
Учитель начальных классов
Семенова Т.Н.




Чистополь 2012г.