Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме Басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» (Перспектива
Урок по теме Басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» 2 класс
Цели урока:
Ознакомить с басней И.А.Крылова, с его биографией.
Учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни (мораль).
Формировать УУД правильно осознанно читать.
Развивать логическое мышление, внимание, умение слушать, анализировать.
Воспитывать уважение к товарищам, интерес к чтению, формировать представление о таких качествах как беспечность, лень.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Учебник «Литературное чтение. 2 класс» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Выставка книг с баснями И.А.Крылова.
Ход урока:
Орг. Момент
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Речевая разминка
Книгу в руки без зарядки не берем,
Потихоньку по порядку мы начнем
а) гласные: а о и ы э у
- голосом
- только губами
б) согласные по таблице
в) а
стр о ртв
у
вскр ы
е
Постановка темы и целей урока.
Загадки (догадайтесь, о ком будем читать)
1-ый слайд
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это?...
(Стрекоза)
2-ой слайд
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей,
Кто строитель?...
(Муравей)
3 - ий слайд
- Подумайте, чья фамилия может иметь отношение к нашему уроку.
(Д.А.Медведев, И.А.Крылов, Р.Н.Минниханов)
И.А.Крылов- писатель
– Литературное произведение, какого жанра мы прочитаем?
(Читаем по буквам в алфавите, следя за указкой учителя)
БАСНЯ
4-ый слайд
Тема: Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» (дети с помощью учителя)
(обратить внимание на выставку книг)
Подумайте, что вам уже известно о баснях и чтобы вы еще хотели узнать.
(Узнаем о жизни Крылова, чем отличается басня от рассказа и сказки)
Знакомство с басней (страницы в учебнике 132-133)
Читает подготовленный ученик
- Справедливо или нет, поступил Муравей?
- Сочувствуете ли вы Стрекозе? А у людей так бывает?
Повторное чтение по столбцам, пометки возле непонятных слов.
1 столбец 8 строк жужжащее чтение
2 столбец 11 строк мальчики-девочки
3 столбец 11 строк чтение про себя
Словарная работа 5-ый слайд
лето красное (= красивое)
поле помертвело (= приходить в оцепенение, терять живость)
нет боле
в мягких муравах (= мурава - молодая трава)
нужда (= недостаток в необходимом, бедность)
удручена (= крайнее огорчение, подавленность)
тоска (= тревога, уныние, скука)
кум милой (= крестный отец по отношению к родителям крестника)
до вешних дней (т.е. до весенних)
Разминка для глаз (по таблице)
Работа в группах (по карточкам)
I группа. Задание: Подготовить рассказ о русском баснописце И.А.Крылове, используя лист-подсказку.
Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1766 года в семье армейского офицера. Семья была бедной и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ценностей не осталось, только сундучок с книгами. Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить на работу да потихонечку читать книги, которые остались после отца. Когда Крылов сам стал сочинять, он писал пьесы. Басни Иван Андреевич начал писать позже, когда ему было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Ворлык». Но если вы прочтете это имя справа налево, то всё поймете. Прожил Иван Андреевич долгую жизнь, умер на 70 году и написал более 200 басен.
II группа. Задание: Из данных определений найти определение басни.
Произведения устного народного творчества с вымышленными героями и событиями. Делятся на бытовые, волшебные и о животных. (Сказки)
Это коротенькие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру. Дети просят помощи силы природы. (Заклички)
Это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, вещи. Основная мысль выражена в начале или в конце произведения. Она называется мораль. (Басня)
Учитель: Мораль - вывод автора, его оценка того, что он изобразил.
III группа. Задание: Назовите главных героев басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», определите черты их характера. 6-ой слайд
Слова для справок: трудолюбивый, веселый, злой, добрый, справедливый, ленивый, жадный, беспечный, несерьезный.
- Вы назвали главных персонажей басни – это животные.
- А о чьих поступках хотел рассказать Крылов? (людей или животных)
- Чему хочет научить Крылов?
-Прочитайте строки, в которых содержится главная мысль (мораль) басни.
7-ой слайд
«Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»
- Соедините начало и окончание пословиц, лежащих у вас на партах.
Делу – время, потехе – час.
Много захочешь ,последнее потеряешь.
Поспешишь – людей насмешишь.
8- ой слайд. Проверяем правильность выполнения задания.
- Какая пословица лучше всего выражает мораль басни?
Итог урока.
- Какое произведение мы прочитали: сказку, басню, рассказ?
- Какова мораль этой басни?
(Либо разгадать кроссворд, если останется время)
Домашнее задание.
Выучить басню стр.132-133.
ђЗаголовок 1ђЗаголовок 2ђЗаголовок 3ђЗаголовок 4ђЗаголовок 5ђЗаголовок 6ђЗаголовок 7ђЗаголовок 8ђЗаголовок 915